Работа с детьми над пониманием текстов со скрытым смыслом
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Рябова Алевтина Васильевна

Анализ методик работы над пониманием текстов со скрытым смыслом

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Работа с детьми над пониманием текстов со скрытым смыслом.

                                                              Знания - дети удивления и любопытства 

                                                                                                           Луи де Бройль

Развитие связной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.  Умение понимать и воспроизводить текстовые учебные материалы, художественные тексты, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Однако, психологические и педагогические исследования, проведённые Т..Егоровым, Т.Завадской, М.Омороковой, Л.Горбушиной, И.А.Рапопорта в разных городах России, показали, что из 1000 школьников понимают прочитанный текст от 3 до 60 детей.

Часто это оказывается несформированным в силу того, что понимание текста зависит от умения, в первую очередь, «извлекать смысл текста, умения сравнивать, и прогнозировать, а также от способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранять в памяти текстовую информацию, и т.д.».

На основании вышеизложенного к числу актуальной, но всё ещё мало исследованной проблемы, следует отнести проблему понимания текстов детьми дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, как один из этапов работы формирования связной речи.

Восприятие художественной литературы рассматривается как волевой процесс, предполагающий не  пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается в сопереживании героям,  в воображаемом перенесении на себя событий, в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О.И.Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения 3 стадии:

  • непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов( в основе-работа воображения);
  • понимание идейного содержания произведения,(в основе лежит мышление )
  • влияние художественной литературы на личность читателя(через чувства и сознание)

Для детей младшего возрастав норме  характерна зависимость понимания текста от  личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом.

        В центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;( путают четверостишия)

эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;(Петушок-золотой гребешок- радуются)

наблюдается тяга к ритмическому организованному складу речи.(Агния Барто- любят стихи,но не всегда понимают, путают четверостишия  разных стихов, в сказке «Курочка Ряба»-с удовольствием повторяют:дед бил-бил-не разбил))

В среднем возрасте изменение в понимании и осмыслении текста- что связано с расширением жизненного и литературного опыта. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки героев персонажей.  На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В старшем дошкольном  возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки  героев, но  и мотивы поступков, переживания ,чувства.

Особенности понимания текстов со скрытым  смыслом детей с ОНР.

Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранять в памяти текстовую информацию, умение сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл и т.д.

Дело в том, что в норме система языковых правил, с помощью которых происходит расшифровка смыслов, строится на основе взаимодействия  языковых структур и когнитивных операций.  Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Исследования ученых и практиков отмечают,

чем специфичнее речевой онтогенез, тем более искаженным является понимание смысла

У детей с ОНР понимание речи приближается к низкой возрастной норме, тк у них  не сформированы  элементарные умения, помогающие не только осмысливать текст, но и чувствовать подтекст, настроение, скрытый смысл, связь описываемых событий или явлений.

 Другими словами,  у детей  с ОНР языковые структуры несовершенны,  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) в стадии формирования, наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления) , практический опыт сравнительно небольшой.  Естественно, что это создает затруднения   для понимания текстов со скрытым смыслом.  

Работа над пониманием текста со скрытым смыслом в дошкольной и коррекционной педагогике освещена недостаточно.

Существуют исследования ученых и практиков только в диагностике  детей с интеллектуальной недостаточностью.

Шулекина Ю.А. в своей  статье об  образных средствах  языка у младших школьников с ОНР для правильного понимания, а значит и употребления подобных конструкций требуется определенная  психологическая готовность.

В случае речевой патологии (например, при общем недоразвитии речи) наблюдается запаздывание метаморфичности речи (понимании и употреблении метафор, послоциц, поговорок

И.А. Стернин /Анализ скрытых смыслов в тексте

Очень существен скрытый смысл (подтекст) в художественной литературе: именно подтекст и делает литературу художественной.

Он указывает на то , что  механизм понимания скрытого смысла языковых высказываний и целых текстов у носителей языка надо специально развивать.

Психолого-диагностическая «Методика рассказов со скрытым смыслом»

Шилова А.И.  учитель– логопед  предлагает прием моделирования ситуации при формировании навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В.Я. Василевская    изучала  понимание литературных текстов умственно отсталыми детьми

А. Н. Бернштейн (1911) Отечественный исследователь, впервые описавший  и использовавший для исследования больных эту методику

Выводы.

1. Скрытый смысл рассказов доступен в норме ребенку 5 лет. 

2.Чем специфичнее речевой онтогенез, тем более искаженным является понимание смысла.(Забрамная ТС.Д.

3.Понимание подтекста опирается на энциклопедические знания, но не только на них - необходим внутренний механизм понимания скрытого смысла, который начинает формироваться у детей не ранее 11-12 лет, хотя он часто остается не полностью завершенным даже у взрослого человека.(АВАС)

4.Механизм понимания скрытого смысла языковых высказываний и целых текстов у носителей языка надо специально развивать.

5.Всю предполагаемую работу  по пониманию детьми скрытого смысла текстов  необходимо выполнять незаметно для ребёнка, обходным путём, через игру и игровую мотивацию деятельности, требующих определённых умственных усилий.

6.Разработали  систему помощи испытуемому в случаях затруднений в понимании текста.

Методика понимания скрытого текста для детей:

Предварительная работа (словарь,  новые знания)

  • Чтение текста

1) использование выразительных средств речи: изменение темпа, интонации и т. п (Забрамная С.Д, Василевская, А.И.  Шилова)

2) замена чтения рассказыванием и в случае надобности включение элементов инсценировки; (Бернштейн, Василевская)

3) более развернутое, чем в тексте, изложение рассказа с объяснением отдельных элементов, затрудняющих ребенка; (Василевская,)

4) повторение текста в целом или по частям взрослым  или самим ребенком; (Забрамная С.Д,Василевская)

  • Вопросы по основному смыслу содержания

1)Последовательные  наводящие вопросы (вопросы-подсказки) Бернштейн, эмоциональная поддержка. (После каждого вопроса-подсказки необходимо не только выслушать ответ на него, но и вернуться к основному вопросу. Таким образом, становится очевидным необходимый объем помощи ребенку.)(Забрамная С.Д,Василевская В.Я., А. Н. Бернштейн)

 2) помощь в привлечении и организации собственного опыта ребенка для лучшего понимания текста;(Забрамная С.Д, Василевская В.Я.)

3) Моделирование педагогом ситуации текста и активное участие детей в эксперименте (Шилова А.И)

  • Если ребёнок тревожного склада или смущается, то рекомендуется метод персонификации (действующее лицо – ребёнок).(ЗабрамнаяС.Д, А. Н. Бернштейн)



Предварительный просмотр:

  Работа с детьми над пониманием текстов со скрытым смыслом.

                                                              Знания - дети удивления и любопытства 

                                                                                                           Луи де Бройль

Развитие связной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.  Умение понимать и воспроизводить текстовые учебные материалы, художественные тексты, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Однако, психологические и педагогические исследования, проведённые Т..Егоровым, Т.Завадской, М.Омороковой, Л.Горбушиной, И.А.Рапопорта в разных городах России, показали, что из 1000 школьников понимают прочитанный текст от 3 до 60 детей.

Часто это оказывается несформированным в силу того, что понимание текста зависит от умения, в первую очередь, «извлекать смысл текста, умения сравнивать, и прогнозировать, а также от способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранять в памяти текстовую информацию, и т.д.».

На основании вышеизложенного к числу актуальной, но всё ещё мало исследованной проблемы, следует отнести проблему понимания текстов детьми дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, как один из этапов работы формирования связной речи.

Восприятие художественной литературы рассматривается как волевой процесс, предполагающий не  пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается в сопереживании героям,  в воображаемом перенесении на себя событий, в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О.И.Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения 3 стадии:

  • непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов( в основе-работа воображения);
  • понимание идейного содержания произведения,(в основе лежит мышление )
  • влияние художественной литературы на личность читателя(через чувства и сознание)

Для детей младшего возрастав норме  характерна зависимость понимания текста от  личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом.

        В центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;( путают четверостишия)

эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;(Петушок-золотой гребешок- радуются)

наблюдается тяга к ритмическому организованному складу речи.(Агния Барто- любят стихи,но не всегда понимают, путают четверостишия  разных стихов, в сказке «Курочка Ряба»-с удовольствием повторяют:дед бил-бил-не разбил))

В среднем возрасте изменение в понимании и осмыслении текста- что связано с расширением жизненного и литературного опыта. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки героев персонажей.  На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В старшем дошкольном  возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки  героев, но  и мотивы поступков, переживания ,чувства.

Особенности понимания текстов со скрытым  смыслом детей с ОНР.

Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранять в памяти текстовую информацию, умение сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл и т.д.

Дело в том, что в норме система языковых правил, с помощью которых происходит расшифровка смыслов, строится на основе взаимодействия  языковых структур и когнитивных операций.  Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Исследования ученых и практиков отмечают,

чем специфичнее речевой онтогенез, тем более искаженным является понимание смысла

У детей с ОНР понимание речи приближается к низкой возрастной норме, тк у них  не сформированы  элементарные умения, помогающие не только осмысливать текст, но и чувствовать подтекст, настроение, скрытый смысл, связь описываемых событий или явлений.

 Другими словами,  у детей  с ОНР языковые структуры несовершенны,  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) в стадии формирования, наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления) , практический опыт сравнительно небольшой.  Естественно, что это создает затруднения   для понимания текстов со скрытым смыслом.  

Работа над пониманием текста со скрытым смыслом в дошкольной и коррекционной педагогике освещена недостаточно.

Существуют исследования ученых и практиков только в диагностике  детей с интеллектуальной недостаточностью.

Шулекина Ю.А. в своей  статье об  образных средствах  языка у младших школьников с ОНР для правильного понимания, а значит и употребления подобных конструкций требуется определенная  психологическая готовность.

В случае речевой патологии (например, при общем недоразвитии речи) наблюдается запаздывание метаморфичности речи (понимании и употреблении метафор, послоциц, поговорок

И.А. Стернин /Анализ скрытых смыслов в тексте

Очень существен скрытый смысл (подтекст) в художественной литературе: именно подтекст и делает литературу художественной.

Он указывает на то , что  механизм понимания скрытого смысла языковых высказываний и целых текстов у носителей языка надо специально развивать.

Психолого-диагностическая «Методика рассказов со скрытым смыслом»

Шилова А.И.  учитель– логопед  предлагает прием моделирования ситуации при формировании навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В.Я. Василевская    изучала  понимание литературных текстов умственно отсталыми детьми

А. Н. Бернштейн (1911) Отечественный исследователь, впервые описавший  и использовавший для исследования больных эту методику

Выводы.

1. Скрытый смысл рассказов доступен в норме ребенку 5 лет. 

2.Чем специфичнее речевой онтогенез, тем более искаженным является понимание смысла.(Забрамная ТС.Д.

3.Понимание подтекста опирается на энциклопедические знания, но не только на них - необходим внутренний механизм понимания скрытого смысла, который начинает формироваться у детей не ранее 11-12 лет, хотя он часто остается не полностью завершенным даже у взрослого человека.(АВАС)

4.Механизм понимания скрытого смысла языковых высказываний и целых текстов у носителей языка надо специально развивать.

5.Всю предполагаемую работу  по пониманию детьми скрытого смысла текстов  необходимо выполнять незаметно для ребёнка, обходным путём, через игру и игровую мотивацию деятельности, требующих определённых умственных усилий.

6.Разработали  систему помощи испытуемому в случаях затруднений в понимании текста.

Методика понимания скрытого текста для детей:

Предварительная работа (словарь,  новые знания)

  • Чтение текста

1) использование выразительных средств речи: изменение темпа, интонации и т. п (Забрамная С.Д, Василевская, А.И.  Шилова)

2) замена чтения рассказыванием и в случае надобности включение элементов инсценировки; (Бернштейн, Василевская)

3) более развернутое, чем в тексте, изложение рассказа с объяснением отдельных элементов, затрудняющих ребенка; (Василевская,)

4) повторение текста в целом или по частям взрослым  или самим ребенком; (Забрамная С.Д,Василевская)

  • Вопросы по основному смыслу содержания

1)Последовательные  наводящие вопросы (вопросы-подсказки) Бернштейн, эмоциональная поддержка. (После каждого вопроса-подсказки необходимо не только выслушать ответ на него, но и вернуться к основному вопросу. Таким образом, становится очевидным необходимый объем помощи ребенку.)(Забрамная С.Д,Василевская В.Я., А. Н. Бернштейн)

 2) помощь в привлечении и организации собственного опыта ребенка для лучшего понимания текста;(Забрамная С.Д, Василевская В.Я.)

3) Моделирование педагогом ситуации текста и активное участие детей в эксперименте (Шилова А.И)

  • Если ребёнок тревожного склада или смущается, то рекомендуется метод персонификации (действующее лицо – ребёнок).(ЗабрамнаяС.Д, А. Н. Бернштейн)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию понимания текста у младших школьников с ОНР

Конспект по развитию понимания текста у младших школьников с ОНР ...

Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"

В докладе рассматриваются   возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми  возможностями. Включение технологии ТРИЗ в  коррекционную  р...

Создание условий для понимания текста профессионального стандарта через технологию «Мозговой штурм»

В статье представлено использование технологии "Мозговой штурм" для подготовки педагогов к введению профессионального стандарта "Педагог"...

Методическая разработка "Использование элементов технологии продуктивного чтения-слушания для формирования навыка восприятия и понимания текста старшими дошкольниками

Какой родитель не мечтает,чтобы его ребенок хорошо учился в школе? Для решения данной задачи используются различные средства и способы. Работая во взамосвязи с родителями (законными представителями) п...

Многофункциональное использование стихотворного текста в процессе логопедической работы с детьми с ТНР.

Предлагаемый материал демонстрирует вариант проведения занятия по составлению связного текста повествовательного характера на основе стихотворного текста с использованием приемов мнемотехники....

Статья "Скрытый смысл сказок"

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ВЫ МОЖЕТЕ ВЗГЛЯНУТЬ НА СКАЗКУ  КОЛОБОК   ПОД ДРУГИМ,  ОТЛИЧНЫМ ОТ ВАШЕГО, УГЛОМ ЗРЕНИЯ. СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧИТАЮТСЯ ПОСЛОЙНО И  С КАЖДЫМ СЛОЕМ СКАЗКА ДЛЯ РЕБЕНКА П...

Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности

Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования  у него предпосылок успешного обучения в школе, знание  современных представлений о про...