Главные вкладки

    «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Раянова Динара Миннахметовна

    «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЕДСОВЕТ

    Тема: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО»

    http://skazka-buzuluk.ucoz.ru/untitled.png

    Цель:

    - систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей;

    - совершенствовать педагогическое мастерство;

    - повышать методический уровень;

    - способствовать творческому уровню.

    • Организационный момент».

     «Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм»

    Блиц-опрос

    Ищем, думаем, дерзаем,

    На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

    1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)

    2. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

    3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

    4. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

    5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

    6. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?

    7. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?

    8. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?

    9. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?

    «Перевёртыши»

    (строки из пословиц и поговорок наоборот)

    Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

    - Внимание на экран.

    (пословицы проецируются на экране)

    «Счастье перемещается кучами». 

    (Беда не ходит одна.)

    «Уйти от новой стиральной машины». 

    (Остаться у разбитого корыта.)

    «Лысина – мужское безобразие». 

    (Коса – девичья краса.)

    «На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

    «Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

    «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

    «Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

    - Чем полезны такие приёмы в работе?

    - Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать.

    II часть. Основная

    •  «Основные понятия, термины проектно деятельности»

    (проецируются на экране)

    - Для начала определим содержание основных понятий, терминов данной проблемы.

    - Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью жеребьевки.

    Каждая команда получает карточку с названием команды «ИСКОРКА» и «ОЗАРЕНИЕ» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к проектно деятельности.

    И - исследовательский метод, исследовательская деятельность, индивидуальность, интеллектуальность, игровой метод, интерес

    С – ситуация, самореализация, самостоятельность, саморазвитие

    К – креативность, конструктивность

    О – опыт, общение, одаренность, открытость

    Р - реализация, результативность

    К - коллекционирование, контактность, компьютер

    А - актуальность, активность

    О – опыт, оригинальность, оформление

    З – заявка, заключительный этап

    А – алгоритм

    Р - рациональный, риск, разработка

    Е – единомышленники

    Н – наблюдение, новаторство

    И – исследование, изобретательность, инициативность, инновация, исследовательское поведение

    Е - единство, естественный

    - Мы постарались выделить понятия темы, а теперь давайте вспомним определения основных понятий и терминов.

    (Индивидуальная работа)

    (основные понятия и термины проецируются на экране)

    Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

    Поэтому задача родителей и педагогов – воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.

    Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое?

    Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики.

    Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.

    Федеральный закон от 29.12.2009 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155., ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.

    - Использование, каких технологий и методов поможет эффективному решению данной задачи?

    - Какие методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин?

    - Назовите технологии и методы, которые являются, на ваш взгляд, эффективными для познания закономерностей и явлений окружающего мира.

    - Давайте вместе это проверим.

     

    Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. 

    Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

    Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий

    Таким образом, структуру проекта очень легко запомнить и можно представить как «Шесть П»

    (схема проецируется на экране)

    Шесть «П» проекта

    Проблема (выбор темы)

    Проектирование или планирование проекта

    Поиск информации

    Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .

    Презентация (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

    Шестое «П» - портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

    По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

    Существуют несколько способов разработки проектов, и я хочу вас с ними познакомить.

    Способы разработки проектов:

    • Системная паутинка по проекту
    • «Модель трёх вопросов»
    • Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
    • Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

    (способы проецируются на экране)

    Таблица «Системная паутинка разработки проекта»

    Познавательное развитие

    ведущая деятельность:

    формы:

    Речевое развитие

    ведущая деятельность:

    формы:

    Художественно-эстетическое развитие

    ведущая деятельность:

    формы:

    Физичекое развитие

    ведущая деятельность:

    формы:

    Социально-коммуникативное развитие

    ведущая деятельность:

    формы:

    Режимные моменты

    интеграция разных видов деятельности, формы:

    Формы взаимодействия с семьей

    и соц.партнерами

    формы:

    (таблица проецируется на экране)

    - Рассмотрим «Модель трёх вопросов»


    ЧТО ЗНАЮ?

    ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

    КАК УЗНАТЬ?

    Содержание, то что дети уже знают

    План (тема проекта)

    Источники новых знаний, т. Е. средства

    (модель проецируется на экране)

    Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

    • Что мы знаем?

    • Что мы хотим узнать?

    • Как узнаем об этом?

    Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

    Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о …?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

    Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

    Оформление паспорта проекта

    Проблема

    Цель

    Название проекта

    Тип проекта

    Деятельность педагогов

    Деятельность

    детей

    Деятельность родителей

    Результат

    Форма презентации

    Ожидаемые результаты

    Можно придумать символы - сбора информации в картинках.

    (символы проецируются на экране)

    Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

    • Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
    • Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности)
    • Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей – результатов)
    • Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы)
    • Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно)
    • Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)
    • Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)

    (проецируется на экране)

    Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

    Метод активации правого полушария

    Ментальные карты

    (проецируется на экране)

    Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

    Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

    Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

    Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

    Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

    Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

    (примеры карт проецируются на экране)

    Последовательность действий по составлению мыслительных карт

    1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

    2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

    3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

    4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

    5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

    В своих книгах Тони Бьюзен дает ряд строгих рекомендаций, которых следует придерживаться для того, чтобы «сверхинтеллект» сработал.

    - Я предлагаю с ними ознакомиться самостоятельно.

    1. Ментальные карты должны быть красивыми. Если вам приятно смотреть на собственную ментальную карту – значит, она удалась.

    2. Ментальные карты должны быть индивидуальными. У каждого человека свой, особенный процесс мышления, поэтому и карта, которая отражает этот процесс, для каждого человека должна быть особенной.

    3. Необходимо использовать как можно больше цветов. Чем ярче ментальная карта, тем мощнее будет ее эффект. Очень важно, чтобы ничего не сливалось и не путалось.

    4. Слова необходимо записывать аккуратными печатными буквами. Ментальная карта создается не для того, чтобы разбираться в собственных каракулях, а для того, чтобы одним взглядом охватить полную и четкую систему проблемы.

    5. Записывать слова нужно раздельно. Если склеивать слова, можно потерять множество ассоциаций, связанных с каждым из них, а вместе с ними и нестандартные решения.

    6. Настоятельно рекомендуется использовать рисунки – чем больше, тем лучше. Рисование активно задействует правое полушарие – основу методики, которую предложил Тони Бьюзен.

    7. Не нужно пытаться рисовать привычную схему. Ментальная карта должна состоять из гибких, органичных веток. А слова должны быть записаны на самих ветках, а не быть вписанными во всевозможные овалы или прямоугольники, как это делается на стандартных схемах. Мы рисуем карту – а это совсем другое дело.

    8. Очень важно постараться рационально использовать пространство ментальной карты, то есть равномерно распределить все ветки и слова, не склеивая их, но и не оставляя пустых мест.

    9. Тони Бьюзен рекомендует рисовать ментальные карты горизонтально – по мнению создателя методики правого полушария, так их удобнее читать.

    Методика Тони Бьюзена хороша тем, что она отражает все стороны мыслительного процесса. Для запоминания и вспоминания – это воссоздание существующей информации, а для творческого процесса – это создание новых образов и ассоциаций.

    Практическая часть

    - Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод «Мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта определите сами.

    Представление проектов

    Благодаря вышеназванным способам (моделям) воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

    (способы проецируются на экране)

    Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.

    (фото проецируется на экране)

    Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

    (фото проецируется на экране)

    Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.

    (фото проецируется на экране)

    Проект – это замысел, план, творчество по плану.

    Задание для педагогов: приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)

    (персонажи проецируются на экране)

    - Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

    Задание: сопоставьте персонажа с высказыванием.

    Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

    Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное.

    Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

    Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых

    3. Повышение профессиональных умений через поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогов ДОУ.

    Мы с вами пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются только: метод проектов 

    - Как вы думаете, почему?

    Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

    Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. 

    В третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:

    - уметь видеть проблему и ставить вопросы;

    - уметь доказывать;

    - делать выводы;

    - высказывать предположения и строить планы по их проверке. 

     

    ТЕСТ

    «Проектно-исследовательская деятельность»

    Ф.И.О. педагога

    1. Что такое педагогическое проектирование?

    • дань моде;
    • догма профессиональной деятельности;
    • вид педагогической деятельности.

    2. Кто является основоположником проектного метода?

    • американский педагог демократ  Джон Дьюи;
    • великий русский педагог К. Д. Ушинский;
    • Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».

    3. Что такое гипотеза?

    • короткая аннотация проекта;
    • опасение педагога о неудачной реализации проекта;
    • предположение, требующее объяснения и подтверждения.
    1. Какое содержание педагогической деятельности не является  характерным для практического (исследовательского) этапа?
    • реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
    • выдвижение гипотезы;
    • открытый показ деятельности по теме проекта.

    5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

    • репродуктивный;
    • поисковый;
    • творческий.

    6. Презентуя проект, педагог должен:

    • показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
    • проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.
    • привлечь внимание слушателей  и нацелить коллег на непременное использование  презентуемого проекта в практике их работы.

     «Литература в помощь»

    (проецируется на экране)

    • 8 Страничка журнала «Рефлексия»

    (проецируется на экране)

    1 Рефлексия – Рефлексия настроения «Острова»

    2 Рефлексия – «Мишень»

    3 Рефлексия – «ПМИ»

    III часть. Заключительная

    - Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

    Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

    Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

    Проект решения педсовета:

    1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития проектно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

    Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года

    2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, проектной деятельности, проблемному обучению

    Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года

    4. Используя материалы педсовета, подготовить и провести общеродительское собрание на тему «Растим любознательных»

    Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели. Дата: май

    5. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями

    Ответственные: воспитатели. Дата: в течение лета

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

    Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

    МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

    Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

    Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС

    Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....

    Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

    Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...

    Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"

    Данный мастер-класса  призван  повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных учреждений в планировании исследовательской работы....

    Деловая игра «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС дошкольного образования»

    Данная деловая игра позволяет привлечь внимание педагогов  и нацелить коллег на непременное использование проекта в практике их работы....