Рабочая программа по работе с детьми ОВЗ (ПЦНС)
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).
Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, которые рано выявляются врачами-невропатологами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом воздействии.
Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ovz.docx | 67.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа коррекционно – развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (поражение центральной нервной системы) в условиях дошкольного образовательного учреждения
Содержание
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения АООП ДОУ.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Режим НОД
2.2. Перечень используемых программ, технологий, пособий
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности развития детей с органическим поражением ЦНС
3.2. Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС и её специфика
3.3. Психологическая диагностика
3.4. Календарно - тематическое планирование
3.5. Просветительско – информационные формы взаимодействия с родителями
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).
Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, которые рано выявляются врачами-невропатологами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом воздействии.
Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.
Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям. Коррекционно-педагогическая работа предполагает большую гибкость. Время освоения содержания строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересами и склонностями. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер.
В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие:
- побуждений, мотивов и интересов;
- сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;
- способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;
- элементов творчества.
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), локальными актами учреждения, а так же рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»
- Законом ЯНАО от 27 июня 2013 г. N 55 – ЗАО « Об образовании в ЯНАО»
- Конвенцией о правах ребенка принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года.
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13. Постановление от 15 мая 2013г. №26.
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом министерства образования и науки РФ от17октября 2013г.№ 1155
- Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»
- Конституцией РФ принятой 12.12.1993 г. Вступила в силу 25.12.1993 г.
- Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
- Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Цель деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующаяся в данной адаптированной программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи деятельности педагога-психолога ДОУ:
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
• принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими
ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Основная цель образовательного учреждения в процессе становления
инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями.
Содержание индивидуальной программы разрабатывается на основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-педагогического обследования ребенка и в результате анализа социальных условий его воспитания (беседа с его родителями, наблюдения за характером взаимодействия матери со своим ребенком).
1.2.Планируемые результаты освоения АООП ДОУ.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством
общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Режим НОД
В детском саду «Солнышко» с детьми со статусом «ребенок – инвалид» проводятся как индивидуальные занятия, так и групповая работа. Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года).
При каждой новой встрече идет закрепление пройденной тематики.
2.2. Перечень используемых программ, технологий, пособий
- «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии / Под ред. Верещагиной Н.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009. – 160с.
- Ребенок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Микляевой. – И.: ТЦ Сфера, 2012.-128с.
- Стребелева Е.А, Белякова Ю.Ю., Браткова М.В. Коррекционная программа детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы. метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО
- Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий. Учитель, 2011
- Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники, Авт. Исратова О.Н.-Ростов н/д, 2009г 25. Методические рекомендации для специалистов.
- Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Авт.: Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.П. Слободянин;-Москва-2008.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Под редакцией А. Можейко. «ТЦ Сфера» 2009
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4, 4 – 5, 5 - 6 лет. – СПб.: Речь,2011. – 223с.
- Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду»
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности развития детей с органическим поражением ЦНС
Социальное развитие детей с органическим поражением ЦНС происходит не так, как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близкими взрослыми, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам. Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать свои части тела и лица, не знают их назначение. У этих детей к трем годам не формируются представления о себе и о своем «я».
Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают либо вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.
Поскольку у детей с органическим поражением ЦНС отсутствует потребность к взаимодействию с новыми людьми, у них своевременно не формируется естественная потребность подражать сверстникам. Чаще всего они оказываются изолированными от детского коллектива, попадают в ситуацию так называемого «социального вывиха».
Физическое развитие детей с органическим поражением ЦНС имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. У них овладение прямохождением происходит несколько позже, чем у их сверстников с нормальным интеллектом. Многие из них в этот возрастной период только начинают ходить. Их движения отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице отсутствует стремление научиться бегать.
У детей с органическим поражением ЦНС отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватания щепотью (соединение указательного, среднего и большого пальцев).
Познавательное развитие у детей с органическим поражением ЦНС значительно отстает от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. Многие из них не проявляют интереса к окружающему миру: в младенчестве не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки не манипулируют и не действуют ими. При этом подражательная способность без коррекционной помощи не формируется. Поэтому они своевременно не научаются специфическим предметным действиям (соотносящим и орудийным).
У них не формируется ориентировочная реакция не только типа: «Что с этим можно делать?», но и более простая: «Что это?» Некоторые дети третьего года жизни с нарушением интеллекта могут манипулировать (иногда это напоминает целенаправленное использование предмета), но в действительности ребенок, производя действия, не учитывает свойства и назначение предметов. К тому же эти манипуляции сопровождаются неадекватными действиями: ребенок стучит ложкой по столу, бросает машинку, облизывает или сосет куклу, смахивает игрушки со стола и т.д.
Отсутствие целенаправленных действий, равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия - все это отличает ребенка с органическим поражением ЦНС от нормально развивающегося сверстника.
К сожалению, у этих детей не формируются также предпосылки для развития других видов деятельности - игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни.
В речевом развитии отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма ограниченно понимают обращенную к ним речь, не могут показать указательным жестом знакомые предметы. У них не сформирован интерес к общению с близкими взрослыми, к окружающим предметам, не развит фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития.
Многие дети с органическим поражением ЦНС начинают говорить только после трех лет. Речь у них настолько слабо развита, что не может осуществлять и функцию общения. Недоразвитие же коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности невербальными (мимикой, жестами). У таких детей лицо лишено мимики (амимичное), они плохо понимают жесты. Это отличает их от детей с другими психофизическими нарушениями (слуха, речи и др.).
Итак, дети с органическим поражением ЦНС значительно отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-психолого-педагогическое воздействие.
3.2. Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС и её специфика.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, должна строиться на основе данных, полученных в результате психолого-педагогического обследования каждого ребенка, а также учитывая общие закономерности развития дошкольников. Исходя из этого, определяется содержание коррекционно-педагогической работы с каждым воспитанником на ближайший период по основным линиям развития:
- социальное (формы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками; формирование представлений у ребенка о себе);
- физическое (совершенствование общей моторики, ручной и мелкой моторики);
- познавательное (развитие восприятия, наглядно-действенного мышления, ознакомление с окружающим, развитие речи);
- формирование предметно-игровых действий;
- формирование продуктивных видов деятельности (лепка, конструирование, рисование).
Содержание коррекционно-педагогического процесса должно быть разработано в индивидуальной программе воспитания, обучения и развития каждого ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, должна строиться на основе данных, полученных в результате психолого-педагогического обследования каждого ребенка, а также учитывая общие закономерности развития детей.
3.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Диагностируе-мые параметры | Методика | Цель | Источник |
Восприятие | «Коробка форм» «Разрезные картинки» | Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве. Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу. | Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. – 2008г. |
Мышление | «Покажи и назови» «Матрешка 4 -составная» «Найди домик для картинки» | Выявление общей осведомлённости ребёнка. Выявление сформированности понятия величины; оценка уровня наглядно-действенного мышления, состояния моторики. Выявление уровня развития наглядно – образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова. | Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. – 2008г. |
Внимание | «Лабиринты» «Найди такую же картинку» | Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания, а так же целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия. Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. | Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко.-2008г. |
Память | «8 предметов» | Исследование объёма образной памяти | Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. – 2008г. |
Воображение | «На что это похоже» | Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. | Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. – 2008г. |
Моторика | «Рисунок человека» | Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребёнка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребёнка в целом. | Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. -2008г. |
Эмоциональное состояние | «Эмоциональное состояние ребенка» | Оценка эмоционального состояния ребенка | Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.,2006 |
3.4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ (поражение ЦНС, ЗПР)
Тема | Дата проведения | Содержание | Количество часов | Методическое обеспечение |
Диагностика познавательной сферы Блок 1 Блок 2 Блок 3 Диагностика познавательной сферы | 2 неделя февраля 3 неделя февраля 4 неделя февраля 1 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта 5 неделя марта 1 неделя апреля 2 неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 1 неделя мая 2 неделя мая 3 неделя мая 4 неделя мая | Выявление уровня познавательной сферы: внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, моторики Занятие 1, 2
Занятие 3
Занятие 4,5
Занятие 6,7
Занятие 8, 9
Занятие 10, 11
Занятие 12, 13
Занятие 14,15
Занятие 16, 17 1. Пальчиковая игра «Шел один я…»». 2. Дифференциация цветов: желтый, красный, синий, зеленый 3.Игра «Разложи кружочки по коробочкам»(по основным цветам) 4.Упражнение в сухом бассейне. 5.Упражнение с использованием тактильной панели Занятие 18, 19 1.Пальчиковая игра «Пальчики» 2.Игры с песком. Упражнение «Отпечатки наших рук». 3.Знакомство с геометрическими фигурами. Круг 4.Игры с песком «Рисуем круги» (закрепление понятий о форме «круг», дифференциация величин «большой-маленький»). 5.Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик». Занятие 20, 21
Занятие 22, 23
Занятие 24, 25.
Занятие 26, 27.
Выявление уровня познавательной сферы: внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, моторики | 2 часа 6 часов 6 часов 5 часов 2 часа | Павлова, Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду», Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" Шарик, массажный мяч, коробка форм Массажный мяч, коробка форм, матрешка Игра «Черепашка» с прорезями Картинки с глаголами, пирамидка, парные картинки – 3 пары Картинки с желтым цветом, не закрашенная картинка «Котенок».Тактильная панель, сухой бассейн Картинки с красным и желтым цветом., сухой бассейн Картинки синего цвета, шнуровка «яблоко», картинки с глаголами, парные картинки – 5 пар Картинки с изображением зеленого цвета, круги основных цветов, матрешка Разноцветные картинки, сухой бассейн, тактильная панель Кружки (по 2-3 на коробочку) и коробочки 4 основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый) Стол с песком, геометрическая фигура – круг. 4 квадрата красного, синего, зеленого и желтого цвета, цветочки (2-3 на каждую «полянку») основных цветов, стол с песком. Стол с песком, парные картинки. Геометрическая фигура – овал. Геометрические фигуры разных цветов. Карточки с изображением знакомых предметов: пирамидка, огурец, книга, дыня, арбуз, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо., трафареты в виде геометрических фигур, рисунок с изображением неокрашенных овощей. Павлова, Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду», Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» |
3.4. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО – ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
- Общее родительское собрание ДОУ
Его цель координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания,
оздоровления и развития воспитанников;
- Индивидуальные консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей;
- Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;
- Стендовые консультации;
- Анкетирование с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- Выставки работ родителей и детей;
- Участие родителей совместно с детьми в конкурсах различного уровня
ЛИТЕРАТУРА
- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
- Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет/сост.Н.Д.Денисова. Волгоград, 2010
- Исратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники., Авт..-Ростов н/д, 2009г 25. Методические рекомендации для специалистов.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4, 4 – 5, 5-6 лет. – СПб.: Речь,2011. – 223с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
- Микляева Н.В. Ребенок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Микляевой. – И.: ТЦ Сфера, 2012.-128с.
- Микляева Н.В., Ю.В. Микляева, Н.П. Слободянин. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду.-Москва-2008.
- Можейко А. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. ТЦ Сфера, 2009
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, 2008г.
- Пазухина И.А. «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» Детство-пресс 2004
- Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий. Учитель, 2011
- Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2010 – 72с.
- Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры на развитие восприятия величины.
- Сюжетная игра «Наведи порядок»
Психолог демонстрирует картинки с изображением трех медведей и предлагает ребенку расставить их по росту. Далее психолог показывает конверт, достает письмо:
-Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул… и просят им помочь. Кто же приходил к медведям в дом? Поможем на вести медведям порядок? Давай поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? Как думаешь, куда нужно поместить Мишуткины вещи? А теперь давай наводить порядок.
- Игра «Самый высокий, самый низкий»
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: набор брусков разной высоты.
Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).
- Игра «Построим лесенку»
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: набор из 8 полосок (полоски отличаются друг от друга на 2 см.) двух цветов (4 красные, 4 – синие).
Содержание: ребенку предлагается «построить лесенку»: разложить полоски красного цвета слева направо по убыванию: в начале – самая длинная полоска, в конце – самая короткая. Затем построить лесенку из синих полосок и разложить их слева направо по возрастанию: в начале – самая короткая, в конце – самая длинная.
Задание на развитие восприятия формы.
- Игра «Разложи на «кучки».
На 15 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла, большой грузовик и маленькая легковая машинка и т. д. Другой вариант – предметы разной формы).
Вариантом задания может быть игра «Одень клоунов»: ребенку дают большого клоуна и маленького клоуна и одежду к ним.
- Игра «Подбери подходящий по форме предмет».
На карточках расположены знакомые предметы: пирамидка, огурец, книга, дыня, арбуз, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо.
Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.
- Игра «Геометрические фигуры»
На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ребенок выполняет по просьбе взрослого задания:
- Покажи все круги, квадраты и т.д.;
- Я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
- Обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
- Покажи большой круг, маленький круг.
- Игра «Сложи геометрические фигуры из частей»
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.
Ребенку поочередно предъявляются карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.
- Игра «Геометрическое лото»
Для проведения игры следует предварительно подготовить карточки с геометрическими фигурами (треугольники, круги, квадраты) двух размеров (большие и маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые). Предложите ребенку следующие задания:
Задание 1. Покажи круги, треугольники, квадраты.
Задание 2. Покажи маленькие круги, маленькие треугольники, маленькие квадраты.
Задание 3. Выбери большие круги, большие треугольники, большие квадраты.
Задание 4. Выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.
Задание 5. Покажи красные квадраты, синие квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.
Задание 6. Отложи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.
Задания на развитие тактильных ощущений
- Игра «Угадай на ощупь»
Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона. Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок.
Спрашивайте каждый раз ребенка, какая эта фигура. Когда он потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите уме сделать то же самое, но с закрытыми глазами.
После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т.д. (отбор фигур производится из множества фигур разной формы).
- Игра «Что лежит в мешочке?»
Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).
Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).
Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
- Игра «Телесные фигуры»
На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.
- Упражнение «Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушиваясь к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. Чувствуешь?».
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. Чувствуешь? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?». Далее упражнение повторяется.
- Упражнение «Змейка»
Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как змейка, машинка, санки и др.).
Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.
«Пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
- Упражнение «Отпечатки»
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).
Упражнение «Пешеход»
«Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя пальчиками одновременно (сначала только указательными, потом – средними и т.д.).
Упражнение «Пианино»
«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино (компьютера). При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Упражнение «Загадочные следы»
Сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.
Упражнение «Что спрятано в песке?»
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
Следует освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Усложняя задачу, упражнение можно проделать с влажным песком.
Далее взрослый закапывает в песок игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано.
Задания на коррекцию и развитие внимания
Игра «Что изменилось?»
Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок (2 предмета) и ответить на вопрос, что изменилось?
Игра «Найди такой же предмет»
Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисован образец и 6 его копий. Из этих 6 рисунков только одна является точной копией образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия
Упражнение на развитие зрительной памяти, внимания.
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2-5 секунд, затем закройте ее и попросите воспроизвести ее по памяти, сложить так же.
Релаксационные упражнения
- Этюд «Из семени в цветок»
Взрослый «садовник» предлагает ребенку превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок.
- Дыхательное упражнение «Певец»
Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.
Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. руки медленно опускаем.
Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.
Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
- Упражнение «Муха»
Представьте, что ты лежишь на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз – поморгай ими, перелетает со щеки на щеку – надувай по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигай челюстью.
- Упражнение «Снеговик»
Представь себе, что мы оказались зимой на улице, снег на нас падал и падал, и вскоре мы превратились в снеговиков. (Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.) так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. (Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки).
- Упражнение «Солнечный лучик»
Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:
коснулся глаз – откройте глаза;
коснулся лба – пошевелите бровями;
коснулся носа – наморщите нос;
коснулся губ – пошевелите губами;
коснулся подбородка – подвигайте челюстью;
коснулся плеч – поднимите и опустите плечи;
коснулся рук – потрясите руками;
коснулся ног – лягте на спину и подрыгайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.
- Упражнение «Снежинка»
Представь себе, что с неба падают снежинки, а ты ловишь их ртом. А теперь снежинка:
легла на правую щеку – надуй ее;
легла на левую щеку – надуй ее;
легла на носик – наморщи нос;
легла на лоб – пошевелите бровями;
легла на веки – поморгай глазами и открой их.
Снегопад закончился.
- Упражнение «Черепашка»
Представь, что мы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лопатках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать – они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!
Физкультминутки
«Расскажем и покажем» (вариант 1)
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы правой руки.
Можем все мы показать!
Ритмично хлопает в ладоши.
Это локти – их коснемся.
Обхватывают ладонями оба локтя.
Вправо, влево мы качнемся.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Это плечи – их коснемся.
Кладут кисти рук на плечи.
Вправо, влево мы качнемся.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Если мы вперед качнемся,
То коленей мы коснемся.
Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы левой руки.
Можем все мы показать!
Ритмично хлопают в ладоши.
«Расскажем и покажем» (вариант 2)
Вместе весело шагаем
И колени подгибаем.
Пальцы мы в кулак сожмем
И за спину уберем.
Руки в стороны, вперед,
И направо поворот.
Руки в стороны и вниз,
И налево повернись.
«Сидели два медведя…»
Сидели два медведя
На тоненьком суку:
(Приседают )
Один читал газету,
(Вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево).
Другой месил муку.
(Прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
(Падают на ковер)
«Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
«Хомка-хомка-хомячок».
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
Вышли мышки
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)
«Самолет».
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Пальчиковые игры
«Коза рогатая»
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
-Кто кашу не ест.
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю!...
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!...» «козу» напускать на ребенка.
«Зайка»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат,
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены вверх. Ими необходимо шевелить в стороны и вперед.
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам – трам.
И ударил трам - трам – трам.
Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.
«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся моя семья.
Поочередно пригибать к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
«Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
«Повстречал ежонка еж»
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
«Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
«Зайчик-кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко
А колечко непростое –
Блестит словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы – в кулак, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
«Комарик»
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз (это «лапки»).
«Доброе утро!»
Доброе утро, ручки! (потереть ребенку ручки)
Вы проснулись?
Доброе утро, ножки! (потереть ножки)
Вы проснулись?
Доброе утро, щечки! (погладить щечки)
Доброе утро, ушки! (прикоснуться к ушкам)
Доброе утро, животик! (погладить животик)
Доброе утро, спинка! (погладить спинку)
Доброе утро, плечики! (погладить плечи)
Доброе утро, пальчики! (размять каждый пальчик)
Пальчики проснулись
И потянулись, потянулись!
«Перед нами елочка»
Перед нами елочка - (сцепить пальцы в замок, но не сгибать)
Шишки, иголочки, (пальцы сжать в кулачки, кроме указательных)
Шарики, фонарики, (покрутить кистями)
Зайчики и свечки, (выставить указательный и средний пальчики, затем
ладошки тесно прижать друг к другу)
Звезды, человечки. (ладошки сложены вместе, пальчики растопырены; два пальчика
поставить на стол)
Пальчиковая игра «Наша прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, (ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинца)
Мы во двор вышли гулять. (ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками,
остальные пальчики поджаты)
Бабу снежную лепили, (ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками)
Птичек крошками кормили, (ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы катались, (ребенок водит указательным пальцем правой руки
по ладони левой)
А еще в снегу валялись. (ребенок кладет ладошки на стол или колени то одной, то
другой стороной)
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
«Идем в гости».
К Саше гости прибежали, (пальчики ребенка «бегут» по столу)
Все друг дружке руки жали. (ребенок делает несколько рукопожатий)
Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются между
собой подушечками, образуя колечки)
Здравствуй, Жанна! (ребенок соединяет подушечки больших и средних пальцев)
Рад, Сережа! (ребенок соединяет в приветствии подушечки больших и
безымянных пальчиков)
Рад, Снежанна! (ребенок соединяет в приветствии подушечки больших
пальчиков и мизинцев)
Не хотите ль пирожок? (ребенок соединяет ладошки в виде пирожка)
Может, коржик? (ребенок показывает раскрытые ладони)
Иль рожок? (ребенок сжимает ладошки в кулачки)
Вот драже вам на дорожку, (ребенок раскрывает ладошки, а взрослый стучит по ним,
изображая сыплющееся драже)
Все берите понемножку! (ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже)
С ручек все стряхнули крошки (ребенок энергично трясет кистями рук)
И захлопали в ладошки. (ребенок хлопает в ладоши).
«Алые цветочки»
Наши алые цветочки (ребенок соединяет ладони в форме тюльпана)
Распускают лепесточки. (ребенок медленно раскрывает пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит. (ребенок плавно раскачивает кистями рук из стороны в сторону)
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки, (ребенок медленно раскрывает ладошки, имитируя форму цветка)
Тихо засыпают.
Головой качают. (ребенок произвольно покачивает «головкой цветка»).
«Шел один я…».
Шел один я по дорожке, (ребенок показывает один пальчик)
Шли со мной мои две ножки. (ребенок показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (ребенок показывает три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой)
У него четыре лапки, (ребенок показывает четыре пальчика)
На лапках острые царапки. (ребенок «царапает» поверхность стола)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет ребенок показывает
соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать. (ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола).
«Ветер»
Ветер дует, задувает, (локти стоят на столе, кисти соединены у основания,
ладони смотрят в разные стороны)
Пальмы в стороны качает, (качать руками из стороны в сторону)
А под пальмой краб сидит (ладони лежат на столе, пальчики согнуты)
И клешнями шевелит. (пошевелить пальчиками)
Чайка над водой летает (кисти перекрещены; помахать ими)
И за рыбками ныряет. (ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу,
выполнять ими ныряющие движения)
Под водой на глубине (кисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга,
пальчики согнуты)
Крокодил лежит на дне. (открывает и закрывает «пасть крокодила»).
«Две сороконожки»
Две сороконожки
бежали по дорожке. (перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег)
Бежали, бежали
друг друга повстречали, (положить кисти рук на плечи крест-накрест)
Так друг друга обнимали (то же самое, только поменять ручки)
Так друг друга обнимали… (пальчики сцепить в замок)
Еле-еле их разняли. (разомкнуть пальчики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...
Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя-логопеда...
Рабочая программа для работы с детьми с ОНР (расчитана на 2 года обучения)
Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детство» руководители авторского коллектива Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогобер...
"Написание рабочих программ по работе с детьми с ОВЗ"
Представлено написание рабочей программы согласно требованиям ФГОС, отражены структура и содержательный раздел работы с детьми с ОВЗ, а также требования к условиям реализации рабочей программы....
Рабочая программа для работы с детьми 5-7 лет
Рабочая программа педагогов с детьми 5-7 лет в разновозрастной группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".
Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...