"Написание рабочих программ по работе с детьми с ОВЗ"
консультация по теме

Харитонова Светлана Викторовна

Представлено написание рабочей программы согласно требованиям ФГОС, отражены структура и содержательный раздел работы с детьми с ОВЗ, а также требования к условиям реализации рабочей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_napisanie_rabochih_programm.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

    Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования  и должно регламентироваться  федеральным государственным образовательным стандартом.

    Стандартом  определены требования к структуре и содержанию программы. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных Программ. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Ее содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Программа по ФГОС включает 3 основных раздела: целевой, содержательный, организационный.

    Целевой раздел включает пояснительную записку  и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать:

-цели и задачи реализации Программы;

-принципы и подходы к формированию Программы;

-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

    Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.

    Содержательный раздел программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

    В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

    Содержание коррекционной работы определяет специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

    Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

    Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

    Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

    В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Требования ФГОС ДО к  условиям  реализации  Программы  исходят из того, что эти условия должны  обеспечивать     полноценное развитие личности детей во всех сферах на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим,  кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Принцип информативности – предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования, а также активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип вариативности – определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Принцип полифункциональности – обеспечение всех составляющих учебно-воспитательного процесса и возможность разнообразного использования составляющих предметно-развивающей среды.

Принцип педагогической целесообразности – необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, обеспечение возможности самовыражения воспитанников, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Принцип трансформируемости – возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Среди требований к  психолого-педагогическим условиям такие, как требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в  образовательной  деятельности  форм  и   методов работы  с  детьми,  соответствующих  их  возрастным  и     индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, охрана и укрепление их  здоровья.

Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение  индивидуально-психологических   особенностей детей)    должна проводиться     квалифицированными     специалистами (педагоги-психологи, психологи) и  только   с согласия их родителей (законных представителей).

Для получения без  дискриминации  качественного   образования детьми с  ограниченными  возможностями  здоровья  должны быть созданы   необходимые условия для диагностики и  коррекции  нарушений  развития  и   социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.

При создании условий для работы с  детьми-инвалидами,   осваивающими Программу,  должна  учитываться  индивидуальная  программа   реабилитации ребенка-инвалида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...

Рабочая программа для работы с детьми с ОНР (расчитана на 2 года обучения)

Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и  специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детство» руководители авторского коллектива Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогобер...

Рабочая программа для работы с детьми 5-7 лет

Рабочая программа педагогов с детьми 5-7 лет в разновозрастной группе...

Рабочая программа по работе с детьми ОВЗ (ПЦНС)

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Дети с нарушениями в развитии — это дети, имею­щие отставание (искажение) в психофизическом разви­тии вследствие нарушения деятельности од...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".

Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...