Главные вкладки

    «Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Раянова Динара Миннахметовна

    «Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педсовет «Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»


    Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
    Форма проведения: деловая игра

    Подготовка к педагогическому совету
    *Просмотр открытых мероприятий по темам экологического воспитания.
    *Проведение тематического анализа «Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию».
    *анкетирование родителей по теме: «Насколько Вы компетентны в вопросах Экологии»

    Повестка дня:
    1. Выполнение решений предыдущего педсовета. 

    2. Разминка
    3. Погружение в проблему педсовета. Тренинг на создание образа «Родина».

    4. Викторина «Лучший знаток родного края»

    5. Дискуссия «Малыши должны понять, что природа наша Мать»

    6. Анализ анкетирования родителей: «Насколько Вы компетентны в вопросах Экологии»
    Анализом тематической проверки состояния воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию

    7. Практическая работа. Составить экологический плакат о воде. “Жалобной книги природы”. Демонстрация лепбуков ( Хаматова Э.М., Алферова И.Г.)

    8. Рефлексия

    9 . Решение


    На фоне музыки Вивальди «Времена года» 

    Земли, живущие народы – Все мы от матери - природы. 
    Её беречь – наша задача, И пусть поможет нам удача. 
    Повсюду чтоб цвели цветы, И исполнялись все мечты. 
    И чтоб во все наши года, Природу берегли всегда.

    Где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
            Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.

    2. А для начала небольшая разминка

    СЛАЙДЫ

    Самому активному участнику разминки –  Значок «Самый эрудированный эколог»

    Приглашаю всех педагогов выйти в середину зала, встать в круг.

    3.Тренинг на создание образа «Родина»

    Предлагаю представить  образ Родины (под музыку)

    • закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
    • выработка общего понятия «Родина»;
    • РОДИНА- это место, где ты родился, где живет твоя семья, в котором тепло и уютно, где тебя всегда ждут, рядом родные люди.
    • подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
    • На-род – это то, что народилось, собралось в роде и является совокупностью всех живущих родов. 
    •  родинка – примета рождения. 
    • Родимый или родной – милый, сердечный, желанный.
    • Бо-рода  староверы это Богатство Рода. То есть борода на лице каждого мужчины - это Богатство его собственного Рода.
    • существительные: Богородица, выродок, зародыш, народ, отродье, порода, прародитель, природа, родинка, рождение, Рождество, родословная, родственник, родня, родина, роженица, родник, самородок, сородич, урод, урожай и др;
    • прилагательные: всенародный, врождённый, природный, породистый, родной, родимый, родительский, родившийся, родниковый, самородный, урождённый, урожайный и др;
    • глаголы: зародиться, народиться, переродиться, порождать, породниться, разродиться, родить, рождаться, родиться, уродить и др;
    • наречия: всенародно, по-родственному, отродясь, принародно, по-родительски и др.

            А сейчас я предлагаю вам занять места на нашей зелено- голубой планете

    Воспитатели разделились на две команды по 10-11 человек.

    Слайды

    4. Викторина «Лучшие знатоки родного края»

    1. Что означает символика на флаге Башкортостана?

         зеленый цвет означает свободу, вечность жизни;

        белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан;

       синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов,

    2. Что означает семь лепестков курая? Семь родов положившие начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан

    3. Что означает символ  флага г.Нефтекамска?

       «В лазоревом поле три золотых гаечных ключа, соединённые в центре головками  и сопровождаемые тремя чёрными, семилучевыми звёздами».

    Центральными элементами флага являются три ключа, символизирующие развитую промышленность города: энергетику, машиностроение, лёгкую промышленность. В каждом поле расположены звезды чёрного цвета с золотыми лучами, символизирующие нефтяные богатства края — основу возникновения и развития города. Три звезды также символизируют город как центр промышленности, образования и культуры северо-западного региона Башкортостана. Семь лучей звезды обозначают семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

    Синий цвет (лазурь) символизирует красоту, величие, развитие, движение вперёд и надежду.

    Жёлтый цвет (золото) — символ богатства, справедливости и великодушия.

    Чёрный цвет — цвет нефти, одновременно олицетворяет благоразумие и образованность.

    4. Второй по численности населения город Башкортостана? Стерлитамак
    5. Самый молодой город Башкортостана? Межгорье
    6. Третий по протяженности город России? Уфа, который растянулся на 50 км.
    7. Какими лесами славится Башкортостан? (липовыми)
    9. Сколько городов в Республике Башкортостан? (21)
    10. В каком году РБ стала суверенной? (1990 год)
    11. Назовите первого президента РБ? (Рахимов Муртаза Губайдулович)
    12
    . Эта гора отнесена к памятникам природы Башкортостана, в настоящее время решается вопрос о присвоении ей статуса природного парка (Иремель)
    13. записать как можно больше городов за определённое время Башкортостана

           Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экопроблемы и беспокоятся по их поводу. 
    Как донести до детей основы экологических знаний? как сформировать у детей интерес и бережное отношение к природе? И в этом нам поможет небольшая  дискуссия.

      СЛАЙДЫ

    5. Дискуссия «Малыши должны понять, что природа наша Мать»
    Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование.

    - Что означает термин «Экология»?


    -
    Проблемы экологии в мире, стране, города.


    -
    Что же такое экологическое воспитание?


    -
    Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
    -
     Назовите  формы работы по экологическому воспитанию

    Взаимодействие с семьями воспитанников: Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д.

    Подведем итоги нашей дискуссии «Поляна маков»

    Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если достигнут положительный результат, кладут фишку синего цвета – если нет. Каждый воспитатель опирается на работу в своей группе.
    • Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
    • Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
    • Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.
    • Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
    • На вашем участке имеются кормушки.
    • Вы с детьми летом собирали корм для птиц.
    • На нашем участке есть скворечник.
    • Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
    • В группе есть библиотечка книг о природе.
    • Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
    • В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.

         Посмотрите, на нашу зелёно-голубую планету: красные фишки смотрятся, как яркие цветы на зелёно-голубых столах.  Как  будто  вся поляна усыпана красными маками

    СЛАЙД
       

    6. Анализ анкет, тематической проверки

     Просмотр НОД ( презентация)

    СЛАЙДы

    7. Практическая работа.

    1. Составить экологический плакат о воде. (Вода – источник жизни. Берегите ее.)
    2. “Жалобная книга природы”.Записать и оформить книгу жалоб, поступающие от растений и животных. Что необходимо делать, чтобы этого не было.

                  презентация о природе Башкортостана

    3. « Угадай песню по мелодии» (музыкальный руководитель)

    4.  флешмоб «Люблю тебя мой край родной» (инструктор по физ. культуре)

    5.  Демонстрация лепбуков (Хаматова Э.М.)

    6.   Олешко А.Э., учитель- логопед

    А сейчас я предлагаю подвести итог  нашего педсовета «Экологическое блюдо». 

    На красной спелой ягоде напишите ответ на вопрос:
    - Что вам удается реализовывать в работе по экологическому воспитанию дошкольников?
    На зеленой неспелой ягоде постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по экологическому воспитанию вы можете отметить?

    Теперь соберём экологическое блюдо спелую ягоду (красные листочки) и неспелую ягоду (зелёные листочки) и посмотрим, на что нам стоит обратить внимание для дальнейшей работы
    Старший воспитатель собирает в корзинку цветные листы.  

    Проект решения педагогического совета: 
    1. Уделять должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений. 
    Срок исполнения: постоянно.
    Ответственные: воспитатели, специалисты.
    2. Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.
    Срок исполнения: постоянно.
    Ответственные: воспитатели.
    3. Подготовить в каждой группе лепбуки  по экологическому воспитанию о природе, о правилах поведения в лесу, на реке и т.д.
    Срок исполнения: до
    Ответственные: воспитатели

    4. Разработать и составить план работы по оформлению клумб  в рамках городского  смотра – конкурса «Лучший образовательное учреждение»

    ДОПОЛНИТЕЛЬНО

    «Бюро погоды»
    1. Командам выдаются конверты с листочками. На одних написано начало приметы, на других – продолжение. Участники должны быстро и правильно собрать народные приметы.
    Обилие снега в январе –
    Поздний расцвет рябины -
    Обильная роса на траве –
    Синичка с утра начинает пищать –.
    Клевер складывает листочки –
    Много ягод –
    Лягушки квакают –
    Если молния сверкает раннею весною, а грома не слышно –

    2. Разминка. 
    Участники поочередно отвечают на вопрос ведущего. 
    Вопросы для первой команды
    1. Как образуется дождь?
    2. Что такое туман?

    3. У каких древесно-кустарниковых растений в период весны распускаются одновременно цветочные и листовые почки?

    4. У каких деревьев раньше всех начинается сокодвижение?

    5. Почему кукушки не вьют гнёзд и не высиживают птенцов?
    6. Почему зайчата всегда дрожат?

    7. У какого травянистого растения молодые цветки розовые, а старые – фиолетовые?
    8. Как называют гнездо белки? 

     Вопросы для второй команды
    1. Как образуется радуга?
    2. Как по снегу в овраге узнать, где юг, а где север?

    3. Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными?
    4. Какие бабочки весной пробуждаются и вылетают первыми?
    5. Почему стрижи никогда не садятся на землю?
    6. Какое дерево «переодевается» то серо-серебристым, то зеленым?

    7. Какой зверь самый чистоплотный?
    8. Почему крапива «жжется»?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

    Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

    Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

    Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

    Статья для педагогов детского сада на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в соответствии с ФГОС ДОУ».

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:·         воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита...

    Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой

    Формирование экологической культуры у детей старшей группы детского сада....

    Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

    Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...

    "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

    Научить детей  видеть и понимать красоту родной природы, формирование осознанно бережного отношения к ней....