Занятие психолога с детьми с логоневрозом
план-конспект по коррекционной педагогике на тему

Цель: способствовать гармонизации психоэмоционального состояния.

Задачи интегрировались по образовательным областям: «Социализация» и «Коммуникация».

«Социализация»: учить изображать эмоциональные состояния; снизить уровень тревожности и психоэмоционального напряжения; развитие способности к самопознанию и самовыражению.

«Коммуникация»: учить снимать мышечные и речевые зажимы; развивать координацию речи и движений; учить приемам преодоления заикания в потоке речи; развивать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_psihologa_s_detmi_s_logonevrozom.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие психолога с детьми с логоневрозом

 «Воздушные шарики»

Цель: способствовать гармонизации психоэмоционального состояния.

Задачи интегрировались по образовательным областям: «Социализация» и «Коммуникация».

«Социализация»: учить изображать эмоциональные состояния; снизить уровень тревожности и психоэмоционального напряжения; развитие способности к самопознанию и самовыражению.

«Коммуникация»: учить снимать мышечные и речевые зажимы; развивать координацию речи и движений; учить приемам преодоления заикания в потоке речи; развивать коммуникативные навыки.

Материалы: подушки, магнитофон, запись спокойной и веселой музыки, ковер, столы, стулья, воздушные шарики, шарик с нарисованным лицом, бумажные шарики-эмоции, губки, гуашь, тарелочки, стаканчики под воду, влажные салфетки, бланки с нарисованным шариком, ватман для стены настроений, заклепки для завязывания шариков.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Ритуал приветствия «Поздороваемся».

Психолог: здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу «здравствуй, Петя; здравствуй, Оля…».

2. Вступление к занятию.

Каждое занятие мы с вами совершаем различные путешествия и сталкиваемся с разными чудесами. Готовы ли вы совершить сегодня новое путешествие? А чтобы узнать в какую волшебную страну мы сегодня отправимся, вам нужно отгадать загадку. Хорошо? Итак, слушаем загадку:

 Сегодня всё ликует! 
В руках у детворы. 
От радости танцуют 
Воздушные..(шары).

Молодцы ребята! Сегодня мы отправимся в страну «Воздушные шарики» - звучит спокойная музыка. Дети садятся на «ковер-самолет» (мягкие подушки) и закрывают глаза.

Психолог: Мы с вами отправляемся в прекрасное путешествие. Где нас ждет много удивительных и радостных приключений.

Открываем глазки. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно. Воздушный шарик. Давайте с ним познакомимся и скажем какое у нас настроение.

3. Игра-знакомство с воздушным шариком.

Дети располагаются в круге и поочередно бросают шарик друг другу, при этом называя свое имя и говоря, с каким настроением они пришли на занятие.

Психолог: чтобы шарик не улетел его надо крепко держать. Для этого нам надо подготовить наши пальчики.

4. Пальчиковая зарядка.

И.п. сидя на полу, дети вместе с психологом выполняют следующие упражнения.

- «Пальчики здороваются».

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же — пальцами левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

- «Колечки».

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

hello_html_7045c052.jpg




«Кулак—ребро—ладонь».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух .hello_html_11c6e75c.jpg

- «Лягушка».

Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

II. Основная часть

5. Дыхательные упражнения.

- «Дуем звуки».

1). Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. 
2). Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). 
3). Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу 

- «Каша кипит».

Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

- «Ворона».

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

- «Надуй шарик».

ИП: ребёнок сидит или стоит. Глубоко вдыхает, затем медленно выдувает воздух в шарик. Итак, несколько раз, пока шарик надуется.

Психолог: Ребята, посмотрите, как много друзей – шариков стало у нашего шарика.

6. Развитие плавности речи. Стихотворение «Шарик».

Сидя на подушках, дети повторяют за психологом слова:

Если шарик накачать

Будет он тогда летать.

Надо нитку привязать,

Чтобы шарик удержать.

Созданы для детворы

Разноцветные шары.

7. Динамическая пауза «Шариковая дискотека».

Ребята, шарики приглашают нас на «шариковую дискотеку». Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает один воздушный шарик на двоих. «Ди-джей» (ведущий) объявляет, что сейчас будет дискотека не простая, а шариковая. Танцевать надо, держа шарик в паре ладонями вытянутых рук. Включается веселая музыка. Дальше ведущий усложняет задачи (например: удерживаем указательным пальцем, левой ладонью, животом, коленями и т.п.). Шарик надо удержать вдвоем.

8. Релаксация «Воздушный шарик».

После веселой дискотеки нам надо отдохнуть. Звучит спокойная музыка.

Ложитесь удобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ножкам и ручкам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя. Прислушайтесь к вашему дыханию… Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… послушайте, что я хочу вам рассказать.

«Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие – легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик… ласкает шарик… Вам легко спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «3» открываете глаза. Улыбнитесь своему шарику».

9. Арт-минутка «Веселая гуашь».

Дети садятся за стол, на котором лежат бланки с нарисованным воздушным шариком (по количеству детей), гуашь, губки, вода и влажные салфетки. Звучит музыка. Дети начинают заниматься творчеством – губкой надо раскрасить нарисованный шарик, цвет дети выбирают сами. Затем пальчиком рисуют улыбку и ниточку для шарика.

Психолог: Молодцы ребята! А теперь давайте подуем на наши шарики. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. 

10. Релаксация «Воздушный шарик».

Дети сидят на стульчиках. 

Психолог: «Откиньтесь на стульчиках, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».

III. Итоговая часть

11. Рефлексия.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Шарик  рад нашему знакомству и рад, что у него появилось много друзей. А сейчас, он хочет узнать, понравилось ли вам это необычное путешествие. Для этого у меня на блюдце лежат шарики с разными настроениями. Выберите свой шарик и свое настроение и прикрепите на нашу «Стенку настроений».

Психолог: хорошо! Садимся на «ковер-самолет». Звучит музыка, закрываем глазки. Итак, возвращаемся домой в наш кабинет. Раз-два-три-четыре-пять - открываем глазки.

Психолог:

- Ребята, скажите, куда мы совершали путешествие?

- Вам понравилось?

- С кем мы познакомились?

- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

12. «Ритуал прощания».

Пришла пора прощаться. Беремся за руки и говорим друг другу «До свидания!»

Список литературы:

  1. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  2. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний//Современные формы и методы организации психогигиенической к психопрофилактической помощи. Л., 1985.
  3. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция).—М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с. ISBN 5—211 — 00025—0.
  4. Сгибов В.Н., Кочерганов П.Н., Бобро К.В. Комплексная терапия логоневрозов у детей и подростков. // Сборник научных трудов областной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психотерапии и психопрофилактики». - Пенза, 2 декабря 2010. – с.85-89.
  5. Сгибов В.Н., Рогова С.Н., Кочерганов П.Н., Павлова Д.Д. Комплексный медико-психологический подход к лечению больных логоневрозами. // Удостоверение на рационализаторское предложение № 293 от 23.05.05 г. (БРИЗ Пензенской областной клинической больницы им.Н.Н.Бурденко)
  6. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания. В кн.: Руководство по психотерапии. - Ташкент: Медицина, 1979. - с.400-420.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста!"Отважные спасатели"--break--

Представляю вашему вниманию конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Отважные спасатели", которое состоит из упражнений на релаксацию, упражнений-растяжек, дыхательных упражн...

Конспект занятия психолога с детьми 3–4 лет

Цель: Развитие восприятия длины: длинный-короткий.Развитие умения соотносить предметы по величине.Развитие мелких движений рук.Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению заданий....

Конспект занятия психолога с детьми средней группы «Что такое дружба»

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Задачи:1. Расширить и обобщить знания детей о понятиях "друг”, "дружба”.2. Способствовать развитию с...

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Данный цикл занятий поможет детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напря...

Конспект занятия психолога с детьми раннего возраста по развитию познавательной и коммуникативной сфер

Консект занятия психолога на тему "В гостях у белочки" направлен на развитие у детей раннего возраста пространственных представлений, правильного воспритятия цвета и коммуникативных способностей (разв...

А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий).

Цель: помочь  детям  младшего  возраста  преодолеть  стресс  поступления  в  д/с  и успешно  адаптироваться  в  ДОУ....

А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий)

А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий)...