Создание комнаты психологической разгрузки в ДОУ для полноценного развития дошкольника «Волшебная страна»
презентация по коррекционной педагогике на тему

Салчак Светлана Сергеевна

Цель создания сенсорной комнаты: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_sen_kab.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва

668400, Республика Тыва, Каа-Хемский район, с. Сарыг-Сеп, пер. Горького, д. 7А, тел. 8 (394) 32 22 338

Мастер-класс на тему:

 

Создание комнаты

психологической разгрузки в ДОУ

для полноценного развития дошкольника  

«Волшебная страна»

Выполнила:

Педагог-психолог

МБДОУ д/с № 1 «Теремок»

с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

Салчак Светлана Сергеевна

с. Сарыг-Сеп-2017

Ведущей целью, дошкольного учреждения является в соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей.

Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье.

Если взять психологически здорового человека – это прежде всего человек спонтанный, и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. В детском саду должны быть созданы условия для полноценного развития дошкольников. Основа такого развития – психологическое здоровье.

С этой целью в МБДОУ д/с № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района была создана комната психологической разгрузки «Волшебная страна». Сенсорная комната – это окружение, где ребенок находит спокойствие и ощущает себя в полной безопасности, так как в сенсорной комнате не только исключаются стрессовые ситуации, но и как бы «отсекаются» любые привычные воздействия внешнего мира.

Цель создания сенсорной комнаты: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

 Главными задачами Сенсорной комнаты является:

  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучению детей способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции;
  • формированию умения владеть собой в различных ситуациях;
  • формированию и развитию бесконфликтного общения, обучению навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Пространство в комнате психологической разгрузки сформировано с учетом принципов:

  • гибкости и управляемости среды – поскольку пространство ограничено, все материалы распределяются с учетом удобства их использования;
  • активности, самостоятельности - представлена возможность свободного доступа к материалам, инициирования и поощрения потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
  • индивидуального подхода – учитываются особенности личности ребенка (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

 Описание оборудования комнаты  «Волшебная страна»

Оборудование комнаты создавалось с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и вестибулярных рецепторов.

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата, а также релаксации).

Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка). В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн», «сухой душ» — способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков, безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом – в прозрачной пластиковой колонне, заполненной водой резвятся разноцветные рыбки, шарики, подталкиваемые пузырьками воздуха. Мягкое покрытие пола, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.

Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития.

Оформление интерьера, цвет оборудования, подбирались с учетом их воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены окрашены в спокойный салатовый цвет.

1. Мягкое напольное покрытие (бежевого цвета).

2. Сухой бассейн удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения.

3. Напольные сенсорные дорожки, воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект.

4. Центр тактильности способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей.

Центр включает в себя множество предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений. К ним дети обращаются снова и снова, забавляясь и наслаждаясь.

Сюда входят: д/и «Найди пару» (с рыбками, Д/и «Чудесный мешочек» с набором различных предметов, которые постоянно меняются и обновляются, д/и «Мир меняет цвет», «Загадочные коробочки» и т. д.)

5. Центр рисования песком развивает фантазию, творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психоэмоциональное состояние дошкольников. Еще пескотерапию я применяю в кружковой деятельности.

В его основе стол, изготовленных из старой мебели, с набором дидактических материалов (совочки, формочки, камешки, шарики разной фактуры, шпатели, мелкие игрушки от киндер сюрприза и т. д.).

6. Центр развития мелкой моторики в основном представлен традиционными мозаиками, кубиками и пирамидками разных форм. Однако и здесь есть пособия, которые изготовлены педагогами самостоятельно. К ним относятся: дидактическая панель, торт, дидактическая черепаха.

Как известно, истоки таланта лежат на кончиках пальцев, поэтому развитию мелкой моторики мы стараемся уделять как можно больше внимания.

7. Для релаксации я использую музыку горлового пения (хоомей, сыгыт, каргыраа). Горловое пение очень успокаивающе действует на нервную систему детей.

Сенсорная комната является мощным инструментом не только релаксационной направленности, но также сенсорного и познавательного развития.

Библиографический список:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2014.
  2. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина «Тропинка к своему я». 2004.
  3. Е. Кузнецова «Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста» www.maam.ru (дата обращения 29.09.2016)
  4. Справочник педагога-психолога 2, 2016
  5. А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду». М.2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольников»

В консультации разбирается влияние эмоционального и физического насилия на формирование личности ребенка...

Хореографическое искусство, как средство полноценного развития дошкольника

Хореографическое искусство способствует развитию пластики и красоты движений, развивает индивидуальные способности, а также закладывает определенные знания умения и навыки. Именно в раннем возрасте за...

Консультация для родителей на тему: «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольника»

Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребенка увид...

Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответст...

Анкета для родителей "«Значение развитие речи в полноценном развитии дошкольника»

      Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по...

Консультация для педагогов: Психологическая защищенность (безопасность), как условие полноценного развития дошкольников

Данный материал будет полезен, как для педагогов ДОУ, так и для родителей воспитаников. Необходимо уделять особое внимание именно психологической защищенности детей, тк в СМИ все чаще говорят об ...