Роль музыкального воспитания во всестороннем полноценном развитии дошкольника
консультация

Тихонова Надежда Николаевна

О значении раннего приобщения ребёнка к музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx23.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВСЕСТОРОННЕМ, ПОЛНОЦЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Н.Н.Тихонова, Ю.В. Желтухина, МБДОУ «Д/С KB №29»        городского округа город Воронеж

Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры, нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.

Воспитание музыкальной культуры дошкольников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку - вот главная задача родителей и педагогов, которая является актуальной и сегодня.

Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов
музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Однако, проблема формирования музыкальных способностей дошкольников, заключается в том, что не все современные образовательные программы нацелены на создание ритмически организованной среды, развивающей чувство ритма, а на музыкальных занятиях имеются потенциальные возможности по осуществлению работы в дан-
ном направлении.

Музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве, и в жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка,
можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.        

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся [2]. Анатомо-физиологические данные свидетельствуют о том, что дети от рождения не одинаковы, что они отличаются строением мозга, органов чувств, движения и т.д. Неодинаково у них строение слухового анализатора, от которого зависят острота слуха, способность различать звуки по высоте, длительности, тембру и т.п. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития музыкальных способностей и называются задатками. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность.

Для музыкальной педагогики важными вопросами являются проблемы музыкальных способностей дошкольников, их музыкальных потребностей и эмоциональной сферы, музыкальной диагностики как проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма детей. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут угаснуть, так и не развившись.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности - прижизненное, а не врожденное образование [3].

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может существовать без наличия этих способностей [1 ].    

Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать и к чему обнаруживает способности ребенок, а, следовательно, какие индивидуально - психологические особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное условие ее успешности (качественная характеристика особенностей), и в какой мере способен ребенок выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими (количественная характеристика способностей).    

Различают общие и специальные способности. Качество ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. На-
личие общих и специальных способностей необходимо для успешного выполнения той или иной деятельности. Общие и специальные способности: изучая конкретно - психологическую характеристику различных
способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности [3].         .

В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности. Способности зависят от врожденных задатков - морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития
способностей.        

Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность - комплекс способностей человека, который формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности [2]. Ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма, составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Именно наличие их у каждого наполняет
слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.    

Ладовое чувство - умение слушателя воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу. Чувство лада проявляется в узнавании мелодии, точности ее интонирования. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются
любовь и интерес к музыке. Ладовое и ритмическое чувство у детей в силу возрастных особенностей проявляется не в равной степени. Их эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки длительное время
имеет лишь общий характер. Позднее проявляется умение различать мажор и минор.        

Музыкально-слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении, а также в подборе
мелодии по слуху на музыкальном инструменте. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Слуховые представления высоты успешно формируются, если детей упражнять в условиях ладовой настройки [1].        

Музыкально-ритмическое чувство - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм - одно из
выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание [1].        

Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялости развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической деятельности [3].

        Литература            

1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - М.: «Вентана - Граф», 2008.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: «Просвещение», 2013.        ; ,

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: «Академия» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников."

Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников....

Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии дошкольников.

Материал полезен для музыкальных руководителей ДОУ....

Статья. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Статья. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Роль семейного воспитания в духовно-нравственном развитии дошкольников

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В своей работе мы стараемся создать все ...

Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников

Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольниковольга кустоваРоль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольниковБольшая роль в развитии...