Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников
статья по музыке (средняя группа)

Кустова Ольга Васильевна

Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников

ольга кустова
Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников

Большая роль в развитии художественно-эстетического начала дошкольников отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально–психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно–прикладное искусство. Все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.

В связи с этим, хочу поделиться собственным опытом ознакомления детей среднего возраста с балалайкой и другими народными инструментами. Можно провести и как занятие, и как досуг или мероприятие непосредственно в группе. Конспект досуга прилагается.

«Народные музыкальные инструменты» в средней группе

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи. Знакомить с фольклорными музыкальными инструментами, учить различать инструменты, любоваться красотой народного искусства. Углублять интерес к культуре русского народа.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Оборудование: музыкальное сопровождение; муз. инструменты (ложки, балалайка); сундучок, иллюстрации инструментов.

Планируемые результаты: Обобщать первоначальные представления о культуре и культурном наследии. Формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности. Развивать связную речь. Знакомить с русским фольклором. Развивать художественное творчество. Совершенствовать двигательные навыки.

Форма занятия: учебно-игровая.

Продолжительность: 20 минут.

Участники: Средняя группа.

ХОД НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У меня есть вот такой красивый расписной сундучок. Но он не простой, а волшебный. Хотите узнать, что в нем?

Дети: Да.

В: Тогда вам нужно отгадать загадки. Загадка отгадается - сундучок открывается. Вы готовы? Тогда внимание первая загадка:

Слышится со всех сторон: "Дили-дон, дили-дон".

Звук его не очень громкий, но зато он нежный, тонкий.

(Колокольчик)

В: Правильно, это колокольчик.

Как две шумных громких тетки

Затрещали две.

(Трещотки)

Палочки две застучали

И солдат с собой позвали.

Тара-рам, тара-рам,

Это, дети,.

(Барабан)

Деревянные сестрички, ни одной у них косички,

Но зато все расписные, да красивые такие.

Постучим-ка мы немножко на чудесных ярких…

(Ложках)

Когда бьют он не молчит,

Очень весело звучит.

Этот звук мы не забудем,

Ведь звучит веселый.

(Бубен)

Загадка о балалайке.

В лесу стук – стук,

В избе ляп – ляп,

В руках дзинь-дзинь,

На полу топ-топ!

(Балалайка)

Балалайка – это старинный русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Наряду с гармонью, стала символом русского народа. Первое упоминание об инструменте – в 17 веке. Название происходит от звучания «балакать, балагурить, играть, трещать».

Наш постоянный гость на занятиях - Зайчик Кузя знает пословицы и поговорки о балалайке.

Послушайте их:

Балалайка не огонь, а разогреет.

Бери балалайку в руки, и не станет скуки.

С балалайкой работа спорится.

Кузя берет балалайку и поет:

Балалаечка – гудок

Свое дело знает.

Она в Кузиных руках

Хорошо играет.

Дети повторяют частушку вместе с Кузей несколько раз.

Воспитатель предлагает послушать, как звучит балалайка. Затем предлагает поиграть на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию. Сначала поиграют мальчики, а потом – девочки. Педагог раздает ложки, бубны, погремушки, колокольчики. Когда мальчики играют, девочки им аплодируют и наоборот

Рефлексия:

- какие инструменты звучали?

- какие - понравились?

- как правильно держать балалайку?

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Презентация "Роль развивающей среды в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"

Презентация "Роль развивающей среды в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"...

Роль народной традиции в художественно- эстетическом воспитании дошкольников

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом...

Роль семейного воспитания в духовно-нравственном развитии дошкольников

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В своей работе мы стараемся создать все ...