Роль музыкального воспитания в формировании экологической культуры дошкольников
статья

Загудаева Ольга Владимировна

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rol_muz._vos._v_form._eko._kultury_dosh.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Заочное методическое объединение, г. Екатеринбург, Дворец молодежи.

Ольга Владимировна Загудаева,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории,

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 6», р.п.Пышма

Роль музыкального воспитания в формировании экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются термины «экологическая культура», «экологическое воспитание», «экологическое образование». Под экологическим образованием (воспитанием) дошкольников подразумевается «непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды» [1].

 Поскольку я работаю музыкальным руководителем, то подробно остановлюсь на роли  музыкального воспитания в формировании экологической культуры дошкольников.

Экологическая культура тесно связана с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, заботиться о живых организмах, видеть красоту окружающего мира и беречь ее.

Представления о природе ребенок получает нее только в повседневной жизни, во время НОД, экскурсий, прогулок,  познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ, но и в процессе музыкального воспитания.  Именно музыка, на мой взгляд, в наибольшей степени помогает развить у детей тонкое, эмоциональное, чувственное отношение к миру природы, ведь музыкальное воспитание в первую очередь направлено на развитие эмоциональной сферы ребенка, эмпатии, эстетического вкуса. Поэтому для музыкального руководителя главная задача в аспекте формирования экологической культуры дошкольников - развитие у детей чувственного восприятия красоты природы и эмоциональной отзывчивости на эту красоту.

Эта задачу музыкальный руководитель решает во всех видах и формах организации музыкальной, а также в театрализованной деятельности.

Уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду на музыкальных занятиях образы природы занимают ведущее место, вызывая у малышей яркий эмоциональный отклик - музыкальные игры, пляски, песенки «Птичка», «Собачка Жучка», «Бурый мишка топотал», «Заинька, топни ножкой», «Игра с листочками» и многие другие  сразу становятся любимыми и во многом способствуют успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Очень часто я использую игры-сценки, доступные восприятию малышей: «Кисонька-мурысонька», «Догонялки с мишкой» и другие, обыгрывая потешки, попевки с помощью игрушек. Во второй младшей группе в соответствии с характером музыки малыши уже создают игровые образы на тему природы, например, «неуклюжие медвежата гуляют на опушке», «котята просыпаются, потягиваются, умываются», «маленькие цыплята сидят на жердочке, бегут к маме, ищут зернышки», «осторожные мышки выглядывают из норки, крадутся на кухню». В этой возрастной группе начинаем работу над инсценированием песен «Серый зайка умывается», «Медвежата» (муз. М. Красева). На основе песенок создаю игры-драматизации, например, «Зайки идут в гости», «Курочка-хохлатка».  С детьми средней группы мы инсценируем более сложные песни («На мосточке», «Про лягушек и комара» (муз А. Филиппенко)) и другие. Использую игры и игровые упражнения, способствующие активному развитию творческого воображения детей. Например, перед проведением игры «Кошка и котята» предлагаю ребенку решить, каким котенком он будет – озорным, пугливым, веселым, храбрым, игривым, робким, ловким. Каждый ребенок изображает «своего» котенка. Вначале дети пытаются копировать действия музыкального руководителя, воспитателя, товарищей, но постепенно, при поощрении малейшей самостоятельности, активности, дети начинают проявлять творческую фантазию, эмоциональную выразительность.  Включаю в репертуар несложные игры-инсценировки, в которых принимают участие все дети группы, небольшие театрализованные развлечения-представления, например, «Кошка и котята», «Огородная история». И в основе всего этого – образы природы, близкие и доступные малышам.

В старшем дошкольном возрасте образы природы продолжают занимать значительное место во всех формах и организациях музыкальной и театрализованной деятельности.

В разделе «слушание музыки» раскрыть изобразительные и выразительные возможности музыки и музыкальных инструментов, объяснить, как музыкальными средствами можно отразить различные природные явления, передать настроение, созвучное картине природы  - в решении этих задач для меня большим подспорьем стала программа О. Радыновой «Музыкальные шедевры»,  материалы из раздела «Природа и музыка». Такие произведения, как «Дед Мороз» Р.Шумана, «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, «Росинки» С.Майкапара сразу же становятся любимыми, дети часто просят повторить их и слушают с большим удовольствием.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности «Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание». [2]  В рамках освоения экологических представлений у детей песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного к ним отношения. В нашем репертуаре много ярких, выразительных вокальных произведений, таких, как русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима», которую мы исполняем сопровождением детских музыкальных инструментов, «Волшебный дождик» (муз. Веселовой), «Кто сказал, что осень – грустная пора?» (муз. Девочкиной), «Солнечная капель» (муз. Соснина), и другие.

Конечно же, большой эмоциональный отклик вызывают у детей игры на экологическую тематику, которые я включаю в репертуар: «Перелет птиц», «Осенний ветерок», «Солнышко и дождик», танцы «Виноватая тучка», «Пингвины», «Солнечные зайчики», «Листик-листопад», « Падает снег», «Пчелки», «Вальс цветов» и другие.

В народном творчестве очень хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек – природа», поэтому нашим детям знакомы элементы русского фольклора  - потешки, песни, частушки, хороводы, такие, как «Метелица», «Веснянка», «Радуга-дуга», частушки о грибах, овощах, ягодах.

В репертуаре старших дошкольников нашего детского сада многочисленные музыкальные спектакли, сказки, такие, как  театрализованное представление  музыкальная сценки и инсценировки «Котята-поварята» (сценарий В. Колосовой, музыка Т. Тиличеевой, слова и текст песен М. Ивенсон); «Зимняя сказка» (автор текста и песен Е. Еранцева); «Доверчивый ёжик» (автор А. Сахарова и С. Сергеева); театрализованные представление «Дорога на мельницу» по мотивам сказки В. Степанова (автор Н. Бурцева, музыка М. Протасова); «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки (автор И. Бодраченко); детская опера «Муха-Цокотуха» (музыка М. Красева); мюзикл «Лесная сказка» (автор музыки и текста Л. Раздобарина), музыкальные сказки «Зайкин день рожденья», «Сказка о непослушном огурчике» (Н. Туварджи).

 Наш детский сад на протяжении многих лет участвует в  экологической интеллектуальной игре «Экоколобок» (GreenTeam), ежегодно занимая призовые места на муниципальном этапе, чему, несомненно, способствует яркое театрализованное выступление в финале.

Приступая к написанию данной статьи, я понимала, что экологическое воспитание дошкольников может успешно решаться средствами музыкального  искусства. Но лишь проанализировав свою работу, я  поняла, насколько тесно связаны эти две сферы.  И теперь, опираясь на свой опыт, могу с уверенностью утверждать, что образы природы в музыкальном воспитании дошкольников занимают ведущее место.

Список литературы:

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  2. Прокопьева С.Т. Экологическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.  http://открытыйурок.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»

Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...

Роль сказки в формирование экологической культуры дошкольников

quot;Экологическая сказка- литературное произведение , отражающее природные явления, объекты, взаимосвязи в фантазийной форме. Формирует отношение к природе." Н.А.Рыжова...

Семейное воспитание в формировании экологической культуры дошкольника

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Работа по экологическому воспитанию должна проводить...

Консультация для родителей Роль мультипликации в формировании экологической культуры дошкольников

Консультация для родителей Роль мультипликации в формировании экологической культуры дошкольников...