Семейное воспитание в формировании экологической культуры дошкольника
консультация

Каринэ Мисаковна Аветисян

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семьях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейное воспитание в формировании экологической культуры дошкольника

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семьях.

Родительское участие признано ключевым фактором в непосредственном овладении детьми дошкольного возраста опорными элементами экологического сознания.

Согласно мнению воспитателя первой квалификационной категории И.П. Поляковой: «Семья — ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью».

Исходя из утверждения воспитателя следует вывод: роль семьи в экологическом просвещении дошкольников в полной мере осмыслена в педагогической среде в настоящий момент, а, следовательно, усилия современных воспитателей направлены на благотворное для подрастающего поколения взаимодействие с родителями в русле экологизации. 

Рекомендуемая эколого-развивающая среда в домашних условиях:

— уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);

— мини-огород, оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием) инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.;

— уголок природного материала;

— фотографии на тему «природа», журналы и книги о родной природе: сказки и эпосы, пословицы, загадки и поговорки, предания и былины.

Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают детей к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю и просто прогулки в природу, благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.

Экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту.

Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать богатства природы и беречь ее несравненную красоту.

Подготовка к прогулке:

— определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);

— подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;

— подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки).

Прогулка в лесу:

— обратить внимание ребенка на погоду, описать ее;

— понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).

— на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;

— в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса; останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать, видеть красоту в окружающих явлениях.

Отдых на полянке:

— найти красивую полянку и организовать место для отдыха;

— рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;

— организовать сбор коллекций;

— организовать игры,

Беседа о прогулке:

По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу: Что понравилось? Почему? Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?

Занятия дома:

— обработка коллекции: прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет. Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;

— поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;

— подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;

— рисование и лепка на природную тему.

К какому конечному результату стремятся родители и педагоги?

1. Научить ребенка любить, уважать и беречь всё живое.

2. Научить дошкольника жалеть живое существо, так как ему больно, как и нам.

3. Воспитывать в ребенке доброту и человечность.

4. Учить детей с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению. Наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы.

5. Дать детям первоначальные знания о живых существах, используя художественную литературу, продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация и конструирование из природного материала).

6. Научить ребенка видеть и понимать состояние другого существа, например, почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности.

7. Пойти с дошкольниками на прогулку, в поход, путешествие, чтобы он увидел парк, берег речки, лес, поле со всеми своим обитателями.

8. Рассказать ребенку, что нельзя брать животных из леса, так как они должны жить в своем доме.

9. Предупредить, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека.

10. Завести дома какое—либо животное, чтобы он мог ухаживать за ним, потому что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности.

11. Давать возможность дошкольникам самим участвовать в уходе за растениями. Не следует требовать от ребенка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за ними.

12. Любить природу самим. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру.

13. Помнить, что знания детей базируются на их личном опыте. Поэтому рекомендуется во время прогулок с детьми обращать их внимание на изменения в природе, наблюдать вместе с детьми за погодой, обратить внимание на связь между появлением большего количества солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, насекомых, птиц.

14. Беседовать с дошкольниками о насекомых, птицах, растениях, сообщать им интересные факты о них.

Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»

Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"

Принципы формирования экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание....

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"

Использование   музыки в экологическом воспитании – даёт возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется...