"Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

МО(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leonova_eaekologiya_doklad.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Вязьмы Смоленской обл.

«РОЛЬ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ТЕХНОЛОГИИ  В ФОРМИРОВАНИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

(из опыта работы)

                                       

                         

        

Составила :Леонова Е.А.

2018г.

В конце 20 века  на одно из первых по значимости мест выдвинута проблема  усиления  экологической грамотности  каждого жителя планеты. Раньше, когда  количество населения  было  сравнительно  небольшим, каждый человек находился в  постоянном контакте  с природой.  Экологические законы  усваивались людьми   в их обыденной жизни.

        Во второй половине 20 века  основная масса людей  сосредоточилась в городах  и потеряла связь с природой. В итоге  изменилось поведение: они стали  брать от природы  все, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен. Поэтому экологическое воспитание и образование  детей- чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только  экологическое  мировоззрение  и экологическая культура  ныне живущих на земле людей могут вывести   планету и человечество из того состояния, в котором  оно находится сейчас.

        Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный процесс, поэтому, убеждена, что  целью  экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым  экологическим мышлением, способным  осознавать последствия своих действий    по отношению к окружающей среде и  умеющего жить в  относительной гармонии с природой.

        Успешное внедрение в практику  моей работы  нового направления дошкольной педагогики –экологического воспитания  детей,  позволило мне    систематизировать   работу по обеспечению педагогической  технологии   в формировании   экологической  культуры детей   разных возрастов. Изучая литературу  выяснила, что «педагогическая технология»  -это относительно  новое понятие  для образовательной системы России. В работах ученых  трактуется   разный подход к  определению педагогической технологии.

        Анализ  литературы помог мне определить основные  положения, касающиеся педагогической технологии, и сделать вывод  применительно  к проблеме  экологического воспитания дошкольников:

-отсутствует  анализ построения педагогической технологии  применительно к периоду  дошкольного детства, т.е. к   воспитательно-образовательной  работе с  дошкольниками  в условиях детского сада;

-отсутствует  рассмотрение  педагогической технологии в области  непрерывного экологического образования на всех его ступенях.

        Работая в этом направлении  разработала трехгодичную   технологию  постановки и внедрения  методики  экологического воспитания дошкольников. Первый год работы- это освоение содержания и методов  экологического воспитания детей; второй год- это освоение воспитательно- образовательных  технологий  эколого-педагогической работы с детьми разного возраста, которые построены на  понятном содержании  и осуществляются   уже знакомыми  методами; третий год- это творческое освоение  тех же самых  технологий  экологического воспитания  дошкольников (нахождение своих приемов, разработка сценариев,  приспособление технологии к своим социоприродным условиям).

        Многолетний опыт работы позволил мне создать  модель  воспитательно-образовательного  технологического процесса, цель которого формирование  начал экологической культуры  у дошкольников.

Эта модель включает  ряд модулей, которые имеют  общеразвивающее значение  и используются  в работе с детьми любого возраста. К ним относятся следующее:

  • Циклы наблюдений за  обитателями живого уголка  и участка детского сада.
  • Совместная деятельность воспитателя  с дошкольниками, направленная  на создание  и поддержание               необходимых  экологически значимых  условий  для  обитателей уголка природы.
  • Систематическое моделирование в специальных календарях  длительно   протекающих изменений в природе,  связанных с сезонными  явлениями, ростом  и развитием растений и животных.
  • Проведение  доступных по содержанию  и социально значимых  экологических акций.
  • Систематическое проведение разных типов экологических занятий.

        Особое значение придаю экологической диагностике, с помощью которой выявляю начальный и конечный  уровни экологической воспитанности детей.

        Мероприятия и  экологически ориентированные виды деятельностей,  равномерно  распределила по  времени учебного года и увязала  с важнейшими событиями  и явлениями  социально- природного характера, что  обеспечивает успех  возрастной технологии:  ее построение приближается  к оптимальной, а реализация  на практике  эффективно повышает уровень  экологической  воспитанности детей. Все технологии  имеют ряд  специфических черт, проистекающих из «природного»  содержания  и возрастной психологии детей. Стержнем каждой  конкретной технологии  являются закономерные   события в природе  и  обществе :смена  и развитие   сезонных явлений , наступление Нового года  и др. Технология для  каждого  возраста зависит  от эколого- развивающей среды  группы. В моей группе создан такой уголок, где дети постоянно окружены  объектами живой природы. Именно  постоянно существующий  уголок природы   дает возможность   организовывать разные  экологически ориентированные  и соответствующие возрасту  виды деятельности (наблюдение,  создание необходимых условий для живых существ и др).Технологии для  дошкольников включают  использование  большого количества  наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным  особенностям детей –преобладанию  образной и действенной форм мышления.

        Особое значение придаю широкому включению  в воспитательно-образовательный процесс  технологии  разнообразных игр  (дидактические, сюжетно-ролевые, сюжетно-подвижные) , специально разработанные  игровые обучающие  ситуации , которые создают у детей  положительный эмоциональный  настрой  и обеспечивают  нужный уровень  усвоения детьми  экологических знаний, выработку правильного, заинтересованного отношения к природе.

        Опыт моей работы показал: важную роль в достижении целей  экологического воспитания   играет стиль  общения педагога с детьми: личностно-ориентированный, добро-эмоциональный  способ взаимодействия  взрослого с  дошкольниками обеспечивает    значительную долю эффекта  и успешности  в реализации  технологии  в любой возрастной группе.

        Общий эффект от технологий –очевидное  становление у дошкольников начал  экологической культур, которое выявляю с  помощью  диагностики. Провожу ее два раза в год: в начале  сентября и в конце мая. Сопоставляя результаты обследования детей  выявляю их достижения- развитие  представлений о природе, экологически  целесообразное поведение в живом уголке, правильное взаимодействие с растениями и животными, развитие чувственной сферы.

        Технология моей эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе  заключается в следующем:

  • Ориентировка на широкое использование непосредственного  природного окружения  дошкольников, эколого-развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении, на углубленное  ознакомление  детей с теми растениями и животными, с которыми  они находятся  в контакте в течение всего учебного года.
  • Организация  регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне  группы: познавательной деятельности(проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых  условий для  живых существ),  природоохранной  (зимняя подкормка  птиц, акции в защиту  природных объектов) ,  деятельности общения (эмоционально-доброжелательного  взаимодействия  с живыми  существами) , отобразительной  ( изо, игра, конструирование).
  • Широкое  использование  специально подобранной детской  художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с  содержанием других видов  деятельности; углубленное знакомство детей с ( в течение всего учебного года)  с произведениями  отдельных  авторов, которые ярко    отражают  события в природе, служат примером  любви  и творческого  отражения ее понимания в литературно-художественных произведениях.
  • Совместная творческая деятельность детей :создание  и использование  самодельных книг, альбомов по впечатлениям детей от литературных  произведений и наблюдений за  природными объектами.
  • Систематическое ознакомление детей всех возрастных групп  с сезонными  явлениями природы по «недельной методике», выращивание  в зимне- весенний  период овощных  и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом  растений;  отражение различных наблюдений в календарях природы.
  • Регулярное включение игровой  деятельности , игровых ситуаций  в систему  эколого-  педагогических мероприятий во всех группах.
  • Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий  повседневной жизни, позволяющих  детям  накопить  сенсорные впечатления, конкретные знания  об объектах  природы , с различного  типа занятиями, формирующими  широкие и  достаточно глубокие   представления  о некоторых  экологических зависимостях    природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

        Остановлюсь на   особенностях построения технологий   по возрастам.

Задача младшего дошкольного возраста- заложить  первые ориентиры  в мире  природы, в мире растений и животных   как  живых существ, обеспечить  понимание  первоначальных  связей в природе- понимание необходимости одного- двух  условий их жизни.  Ведущим фактором  в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним.  Слова должны следовать  за ними –тогда ситуация  в целом  становится понятной малышу, усваивается им.  Ведущей деятельностью  в экологическом воспитании  младших дошкольников  является неоднократно  повторяющееся  сенсорное обследование предметов, объектов  природы и  практическое манипулирование  с ними. Все, что можно дать в руки предлагаю им  для обследования, в котором    «задействуется»  как можно больше органов чувств. Дети  берут в руки   натуральные овощи и фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют,  слушают, как они скрипят или шуршат,-                 обследуют  их всеми  сенсорными способами. Каждое ощущение обозначаю словами, прошу повторить  детей.

        В  познании малышами объектов природы  использую  моделирующие действия : руками  изображаю форму, размер,  высоту или длину  объектов природы: «рисую» в воздухе  круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой арбуз  или кочан капусты .Прошу сделать то же  самое- движения и действия    подкрепляют то, что они видят и слышат  обозначенными словами.

        Осторожно ввожу игру как  метод экологического  воспитания. Лучше всего для этой цели подходят  образы  первых сказок «Курочки Рябы», «Репки», «Колобка»  -Дед или Баба , которые то  из  одной сказки, то из другой  появляются на  занятиях .Дед, вырастивший в своем  огороде большую репку, «приходит» на занятия    с фруктово-овощной  тематикой,  знакомит детей с  разными  плодами, участвует в    их обследовании, дает попробовать  и вообще  доброжелательно  относится к детям.

        Тему домашних животных     представляю  с помощью Бабы и Деда   из «Курочки Рябы» : кроме кур, у них  живут  корова, коза, лошадь и другие  животные. На занятия   «приходит» либо Дед, либо  Баба, они рассказывают  то о корове  с теленком, то о козе с козлятами , показывают, как они  кормят  их травой, сеном, поят  водой. Даю возможность  детям на правах   помощников поучаствовать  в этих операциях- они кормят   сеном игрушечных  ( или изображенных на картине)  коров, коз, пасут  их, строят  для них сараи, сами подражают  их действиям  и звукам. Такая игра позволяет малышам  начать  познавать  сельскохозяйственную   действительность, развивает их  игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

        Разработала структуру технологии  младших дошкольников. Она включает следующие компоненты:

  • Циклы наблюдений в повседневной жизни –за аквариумными рыбками , елью на участке детского сада в зимнее время, осенними цветущими  растениями , весенними первоцветами.  Каждый из циклов включает 3-5  наблюдений и позволяет  детям получить  первые  конкретные  знания  об этих объектах.
  • Ежемесячные, в течение одной недели   наблюдения за погодными  явлениями, которые сопровождаются   ежедневным  ведением  пиктограммного ( в виде картинок)  календаря и одеванием картонной куклы.
  • Участие в подкормке  зимующих птиц и наблюдений за ними , которые  фиксируются в  специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки.
  • Проращивание  лука-репки на  зелень в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдение за растущим  луком                            ведутся в течение 4-5 недель , один раз  в   неделю делаем зарисовки с детьми  с моей помощью.

     Совместная деятельность с детьми в уголке природы  по уходу за

     комнатными растениями, аквариумом  - дети приобщаются к  трудовым  

     операциям  и пониманию  их значения  для жизни живых существ,

     слушают, как я ласково с ними разговариваю.

        Технология экологического воспитания среднего  дошкольного возраста имеет те же  структурные компоненты: циклы   наблюдений  за обитателями  уголка природы  и цветущими растениями участка, елью; ежемесячные ( по одной неделе)  наблюдения за  сезонными  явлениями  природы  и одновременное ведение пиктограммного календаря; совместная деятельность в уголке природы , позволяющая  формировать у них  умение общаться с  живыми существами, трудовые навыки  по поддержанию  необходимых условий  дня них;  зимняя подкормка  птиц и  наблюдение за ними, ведение специального календаря  в январе ( в кульминационный период);  «огород на окне», выращивание  двух  «дидактических»  луковиц  в разных условиях , еженедельные  наблюдения  за ними и зарисовки в календаре.

        В средней группе ввожу чтение коротких рассказов  Е.Чарушина  о животных, рассматриваем  книги с его иллюстрациями, а в конце  года организую  занятие,  посвященное этому автору.  Многократное обращение к  писателю, который описывал  и рисовал    симпатичных  детенышей, позволяет начать формировать  у детей устойчивый  интерес к наблюдению природы, понимание того, что  полученные впечатления  можно  представить другим- в форме рассказов и рисунков.

        В этой группе  еженедельно провожу  экологические ООД, на которых дети закрепляют  и углубляют  представления о природе, полученные в повседневной  жизни,  или приобретенные  новые. Дети средней группы  «отдаются» игре,  она их захватывает, поэтому  особенно тщательно готовлюсь к занятиям,  включаю  в них игры-  путешествия, диалоги с  персонажами, обыгрываем  игрушки, использую слайды  о природе.

        Дети средней группы  подросли , поэтому их отношения со взрослыми и сверстниками  стали  более  сложными  и содержательными, в игре они  отражают   не только действия  и операции с предметами, но и взаимоотношения  между людьми.  Значительно  совершенствуются в этом возрасте  умственные способности:  более устойчивым и  дифференцированным становится  восприятие,  произвольными  становятся  память и  внимание,  появляется способность анализировать и обобщать, продолжает  развиваться образное мышление и формируется логическое мышление.  В результате проведенной работы дети стали лучше понимать речь взрослого,  символическое  обозначение , строят предложения. Все это позволяет  усложнить содержание технологии экологического воспитания.  

        Технология эколого-педагогической работы с детьми старшего возраста  имеет свои  сходства и различия. В повседневной жизни  провожу  циклы  наблюдений за животными, обитающими в уголке  природы.   Наблюдения  содержат не только  элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и обращаю внимание детей на  взаимосвязь со средой обитания,  морфофункциональную  приспособленность  к ней. Специальные  наблюдения посвящаю  тому,  чтобы выяснить , как и что видят, слышат  рыба, хомяк (т.е. функционируют и какую приспособительную роль  в жизни  играют  органы чувств) , как  передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, ,неожиданные предметы. Такие наблюдения  помогают выяснить не только  особенности образа жизни, поведения животных, но и определить, как люди должны  реагировать на  их состояние, по каким признакам  замечать недомогание, как создавать  наиболее благоприятные условия  жизни, т.е. как относиться гуманно  и бережно  на основе понимания  особенностей их жизнедеятельности. Все циклы  наблюдений  объединила  компонентами умственного и нравственного  воспитания: дети,  сенсорно- чувственным путем  приобретают  конкретные знания , которые  обеспечивают правильное , действенное отношение к  живым существам.

        Такую же работу с детьми провожу   за наблюдением  комнатных, травянистых  цветущих растений участка в теплое время года, за растущими растениями на  окне, на огороде и цветочными культурами. Прослеживаем особенности  взаимосвязи  растений с  условиями  их  жизни. Для большей убедительности провожу   элементарные опыты(например, лук выращивается  тремя различными способами: при наличии  всех условий, в темноте , в холоде).Включаю в циклы  наблюдения  эстетического характера: учу детей  замечать красоту растений,  которая проявляется  только в очень благоприятных условиях. Таким образом, дети начинают понимать эстетику живого с  экологических позиций: красивое  растение-  это такое растение, которое  имеет  много сочных листьев, разветвленные , но не вытянутые стебли и  которое, конечно цветет. Таким красивым растение становится только  в среде, полностью  соответствующей его потребностям.

        На протяжении  всего учебного года  одну неделю в месяц  дети наблюдают   сезонные явления природы.   Большую роль для  умственного развития   играют  календари  природы.  Дети  рисунком  изображают  растительный и животный мир  данного периода    данного сезона, значками –пиктограммами –параметры погоды, цветовым символом- дни недели. Аналогично провожу наблюдения  за зимующими птицами , за ростом  и развитием огородной культуры.

        Ежедневно, начиная с  октября, осуществляю совместную деятельность с 2-3 детьми в уголке природы –это начало их приобщения   к выполнению  обязанностей  дежурных.  Дети участвуют в этой деятельности  не менее трех дней подряд -за это время  они начинают осознанно  относиться к делу,  приобретают навыки , некоторую самостоятельность.

        Новой формой  работы являются природоохранные акции, в проведение которых  включаю  ребят старшей группы: «зеленая елочка- живая иголочка»

( с декабря  до середины января), «Украсим  Землю цветами» (приурочена ко  Дню Земли)- 22 апреля. Приучаю детей  приобщаться к  общезначимым событиям : рисуем плакаты  в защиту ели, развешиваем  их, выращиваем  цветочную рассаду и высаживаем ее на территории детского сада.

        В декабре  проводим  акцию «Панорама добрых дел»- общегрупповое панно, в котором  индивидуально (на основе фотографии ребенка)  представляем  все хорошие поступки  каждого, это  «материализованная» нравственность  каждой   маленькой личности. Дети видят  на панно  себя и других , начинают осознавать  значение хороших поступков, им становится небезразличным    оценка  их поведения взрослыми и детьми- это начало становления  тех качеств, которые стимулируют  нравственное развитие личности.         

        Литературным стержнем технологии  экологического воспитания  старших дошкольников  являются произведения Виталия Бианки, познавательные сказки которого  отвечают  экологическому   содержанию  и возможностям  усвоения  его детьми.  На протяжении всего года  читаем с детьми  рассказы и сказки  писателя, создаем с детьми  самодельные книги и альбомы. Дошкольники рисуют  свои впечатления, рассказывают фрагменты  сказок, собираем рисунки , оформляем альбомы. Эта творческая деятельность приобщает  дошкольников к пониманию  писательского труда, значению книги в  жизни человека, развивает интерес к  природе и наблюдениям.

        Особое значение  имеют ООД, на которых  углубляю  и обобщаю хорошо  знакомый детям материал. За предыдущий  период дошкольники накопили  много конкретных знаний об овощах и фруктах, о домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях  природы- теперь у них формирую  обобщенные представления , провожу с ними занятия-  углубленно- познавательного типа, с помощью  наглядности  показываю  экологические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях  играют календари, которые отражают  наблюдения  за сезонными явлениями, ростом  и развитием растений, зимующими птицами. На этих занятиях дети  прочитывают  ход прошедших событий.

        Важную роль играют комплексные ООД: они имеют  всестороннее развивающее  значение,  строю их на  смене видов деятельности. Например, прошла осень, дети три месяца  наблюдали за погодой, живой природой, вели календарь- теперь по нему  выделяем  все существенные  признаки, на основе которых  определяем осень как сезон. Затем осень определяем с эстетической стороны – специфическую  красоту  ее явлений, демонстрирую детям  репродукции  знаменитых  художников, читаем стихи классиков об осени, включаю  для прослушивания музыкальные произведения на эту тему, т.е.показываю  красоту природы, отраженную в  искусстве. Затем дети сами становятся   «художниками» -создают  творческие работы на тему осени.

        Не уменьшаю значение игры в этом возрасте. Провожу занятия в форме путешествий , использую игрушки- аналоги  при рассматривании  картин, включаю  в разные мероприятия  любимые игровые персонажи .Особое  значение  имеет Доктор Айболит- он «производит»  профилактические осмотры детей , растений, животных , дает рекомендации  по сохранению здоровья , физическому  развитию, оценивает работу детей   об обитателях  уголка природы.

        Таким образом , технология  эколого-педагогической  работы с детьми  старшего возраста   базируется на  материале предыдущего возраста, развивает, усложняет  его, т.е. является новым  витком  в общей  системе  экологического воспитания  дошкольников- формирования  осознанного  отношения к природе, к  взаимодействию  человека с природой.

        По форме  технология  эколого-педагогической работы с детьми этого возраста  похожа  на технологию  предыдущих лет, но по содержанию она  сложнее. В циклах наблюдений  дошкольники прослеживают самые  различные  нюансы  взаимосвязи  объектов  живой природы  со средой обитания, морфофункциональной  приспособленности к ней. В циклы включаю  наблюдения сравнительного характера, проблемные и опытнические  ситуации,  дети  прослеживают  рост и  развитие  хомячка, их меняющуюся  связь с внешней средой. Таким образом дети знают  все внешние проявления и особенности тех обитателей зеленой зоны детского сада , с которыми они находятся в  постоянном контакте в течение учебного года. Дети любят их, легко  и практически   самостоятельно ухаживают за ними, могут эмоционально  и с интересом рассказать о них.

        Система работы  с дошкольниками подготовительной группы имеет  ряд отличительных особенностей. В сентябре  вместе с детьми начинаю  знакомить детей с  глобусом, даю  самые элементарные представления  о Земле, материках, морях и океанах, о полюсе, экваторе, о местоположении России и  своего города. Рассказываю детям об экологических  проблемах  планеты,  своего города. В течение всего года  дети  наклеивают на самодельный глобус  материки,  флажками обозначают полюс, приклеивают  изображения животных  в местах их  естественного проживания, значками  обозначают  экологически неблагоприятные  территории на Земле.  

        В технологии  подготовительной к школе группе большое значение придаю  занятиям  углубленно-познавательного    и обобщающего типа. К этому возрасту дети накопили    много  конкретных  чувственных знаний – на их   основе провожу  классификацию  объектов природы , объединяю их в группы  по разным  основаниям,  демонстрирую самые  различные  экологические зависимости, учу детей самостоятельно  использовать  обобщенное  знание   в новых ситуациях. На таких занятиях дети  приобретают первые  навыки учебной  деятельности: слушают   мои пояснения, вопросы, ответы сверстников,   встраивают свои суждения в  коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

        Проводя  комплексные  ООД, организую  выставки  произведений искусства. На таких выставках дети  чувствуют и  переживают красоту природы, запечатленную   художником, приобщаются к   ценностям культуры.

        В течение учебного года  организую  выходы детей в ближайшие  экосистемы –экскурсии и походы в лес, на луг, водоем.  Это очень важные мероприятия эколого- оздоровительного характера: дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслаждение  от красоты природы в любой сезон, познают сообщество  растений и животных,  наблюдают следы их деятельности, участвуют в  природоохранном  деле или акции.

        Практическое взаимодействие  с живой природой  ничем нельзя заменить или восполнить – только непосредственно в лесу (у водоема) дети  приобретают навыки  правильного поведения  на природе, культурного отдыха, учатся действительно соблюдать  правила  посещения  леса.  Вместе с детьми перед походом делаем  игрушечные фотоаппараты,  которые «фотографируют»  все  интересные и красивые  явления природы.  По возвращении  дошкольники «проявляют» фотографии –рисуют ,  а  я делаю  настоящие фотографии  для выставки.

        Отношение   к  природе  формирую    также во   время праздников и досугов  экологического характера. Праздник    Нового года  для детей  проводим около    живой  елки. Это самый настоящий гимн  жизни –прекрасному дереву, которое не срубили. Праздник , посвященный воде, провожу  в начале июня( совпадает с Днем окружающей среды). Вода –это жизнь, без не  может  обойтись  ни одно живое  существо, вода доставляет людям радость , особенно праздник дает  это почувствовать.

        Но самым главным  экологическим праздником  в подготовительной группе  является всемирный «День Земли». В этот день с детьми провожу  второе занятие по глобусу, посвященное  экологическим проблемам. Дети уже много знают, поэтому расширяю  и углубляю их представления о нашей планете. В этот день проводим акцию «Украсим  Землю цветами»-дети высевают  семена,  высаживают  ими выращенную рассаду цветочных  культур  на участок  .  Вечером проводим праздник, на котором   подводим итог  первым в жизни  хорошим делам   ребят, их отношению к природе. Дошкольников  посвящаем в  «юные экологи» , им вручаю первый  документ «Свидетельство  юного эколога».                    

          В этот день  делам выставку    рисунков детей и фотографий походов, плакаты в защиту ели, «Панорама добрых дел».Все это представляем для всеобщего обозрения, дети убеждаются, что они  действительно любят природу и не зря получают статус  маленького эколога.

        Важной в этом празднике является  неделя подготовки: дети каждый день расширяют представление  о доме, в котором они живут . Самое первое  понятие о  доме- помещение, где проходит  жизнь детей.  Даю понятие о  чистоте группы, о создании уюта в ней, красоте, чистоте свежего воздуха . В группе удобно заниматься любимым делом.  Вместе с детьми  наводим  порядок, обсуждаем,  что можно изменить, чтобы стало чище, лучше, чтобы не болеть.  На следующий день  осматриваем участок, убираем мусор, планируем посадку  цветов. Это тоже дом, здесь дети гуляют, играют в нем  в свободное время, он тоже должен быть красивым и приятным.

        В последующие дни веду с детьми разговоры  о том, что  «домом»  для каждого человека является улица, родной город, лес, парк,  в котором часто гуляем. Учу детей, что свой дом  надо любить, быть в нем добрым и заботливым хозяином.

        Таким образом, все мероприятия,  связанные с Днем  Земли , воспитывают   в детях  на экологической основе  чувство патриотизма, расширяют понятие    любви к природе, к своей планете.  

        В результате  применения технологии, на выходе  меняется  уровень экологической  воспитанности  детей, что устанавливается  с помощью диагностического обследования.  Характерным  достижением  для большинства детей  к концу  дошкольного возраста является следующий уровень экологической воспитанности: ребенок радуется встрече с  природой, животными, растениями, эмоционально отзывается на  проявления   их жизни и поведения. По собственной инициативе длительно наблюдают за живыми существами, проявляют эмоциональную  любознательность: задают разнообразные   поисковые вопросы, высказывают эвристические  суждения. Владеют первоначальными  представлениями о живом.  Умеют доказывать  принадлежность к живому   людей, животных, растений. Называют  всю совокупность  существенных признаков  (двигаются,  дышат,  питаются, удовлетворяют потребности, растут, развиваются,  рождают себе подобных,  приспосабливаются к среде обитания, чувствуют) .Знания детей характеризуются  основами системности: ребенок  осознает, что  для нормального существования  живого не должны  быть нарушены его внутренние морфофункциональные  связи, а также  связи с условиями  среды и другими живыми существами. Имеют полное представление  о правилах поведения   в природе, применяют их в конкретных  жизненных ситуациях. Ребенок  охотно и доброжелательно общается с живыми существами. Вступает в активную защиту живого. Дети качественно  выполняют трудовые поручения,                                                                                                         получают удовольствие от  созидательной  деятельности, проявляют                                                                                гуманное отношение     к любому  живому существу ,     проявляют   нравственный смысл  своих действий  и   поступков.  

Литература:

В.Бианки «Лесная книга», изд-во «Детская литература», М:1983

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 201390 года// Электронный ресурс:htt//,basa.garant.ru/0169264/#tekst.

Примерная  основная образовательная программа дошкольного образования//Вестник образования.- 2016.-№1

Рыжова Н.А. Я и природа.-М.:Линка Пресс, 1996.

Рыжова Н.А.Волшебница вода.-М.-Линка Пресс, 1997

Рыжова Н.А.Образование для всех// Обруч.-2009.-№ 2

Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду.-М.:Карапуз-Дидактика, 2001

Рыжова Н.А.Наш дом- природа.-Карапуз-Дидактитка,2005.

Рыжова М.А.Природа//Развивающие занятия с детьми 4-7 лет/под ред.Л.А.Парамоновой.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2013.

Рыжова Н.А.Экологическое образование дошкольников: реализация требований ФГОС ДО. Лекция 1-4, 5-8.-М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2015.

Рыжова Н.А.,Лыкова И.А.Интеграция  эстетического и экологического образования в детском саду.-М.:Цветной мир,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Успешное внедрение в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания детей может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической раб...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры  дошкольников по средствам экологической тропы"....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Описание опыта работы ДОУ по  организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду для решения задач экологического воспитания дошкольников...

Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»

Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...

Приказ. от 31.05.2023г. " О подготовке и проведении педагогического совета № 4"Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе познавательного развития".

Приказ.от 31.05.2023г.  " О подготовке и проведении педагогического совета № 4"Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружа...