СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Крюкова Наталья Сергеевна

Описание опыта работы ДОУ по  организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду для решения задач экологического воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий в формировании экологического сознания дошкольников

 «Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы, сложные или такие, которые могут обернуться к ребенку разными сторонами, проходят перед ним  в возможно большем количестве…»

                                                                                                              Песталоцци И.Г.,                

 В  Федеральном государственном  стандарте дошкольного образования, одним из важных целевых ориентиров, указано, что к завершению дошкольного образования, ребёнок

  • проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
  • интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать.

   В современных условиях, когда информация очень быстро устаревает,  необходимостью становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

  Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

     Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания.   Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния.  Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом вовлеченность в процесс. Именно поэтому познавательно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в  нашем дошкольном образовательном учреждении.

Мы провели анализ  экологических знаний и представлений детей и пришли к выводу, что у наших воспитанников  в целом сформированы  общие представления о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

В связи с этим,  перед педагогическим  коллективом нашего ДОУ была поставлена задача  найти оптимальные, эффективные формы и методы для решения проблемы формирования экологического сознания у воспитанников.

Мы прекрасно понимаем, что любая поставленная задача, чтобы быть успешно реализованной, должна решаться комплексно, во всех видах деятельности. Согласно общепризнанной  точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников.

Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности и абсолютности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям. Такой деятельностью, по мнению Н.Н. Поддъякова, является детское экспериментирование,  именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку.  Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами. Еще одним доводом, который заставил нас отойти от объяснительно-иллюстративной формы передачи детям знаний, является тот факт, что большинство наших воспитанников имеют нарушения зрения различной степени тяжести  и традиционные методики приводят к вербализму и   несформированности  представлений об окружающем. Изучив, научно-методическую литературу, передовой  педагогический опыт мы пришли к заключению, что наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологического сознания является организация исследовательской, экспериментальной  деятельности детей.

В работе, направленной на развитие исследовательской  и опытно-экспериментальной деятельности для формирования экологического сознания  мы выделили следующие задачи:

  • формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей всех природных явлений ;
  • развитие собственного познавательного опыта детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  • использование познавательно-исследовательской деятельности как стержнеобразующей для личностного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);
  • расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;
  • воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей  природе


         Для организации исследовательской, экспериментальной деятельности, необходимо было создать соответствующие условия.  В группах были созданы - "Детские  мини-лаборатории" c соответствующим оснащением.  Лаборатории созданы для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Как уже было сказано, исследования и эксперименты, присутствуют во всех видах деятельности, однако самостоятельное экспериментирование может быть небезопасным.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Следовательно, первоначально  необходимо детей научить экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога.

В условиях нашего детского сада этот вид занятий организуется в рамках проведения дополнительных образовательных услуг. Один раз в неделю,  почти во всех группах ДОУ, начиная со средней, работают  кружки,  направление их- исследовательская, экспериментальная деятельность. Длительность занятий  соответствует требованиям СанПин – в средней группе-20мин, в старшей-25, в подготовительной-30. Педагогами-руководителями кружков составлены рабочие программы кружковой работы на учебный год.

Темы, запланированные педагогами усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации, но при выборе темы обязательно соблюдаются следующие правила:

  1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

 Конечно, в условиях детского сада невозможно, проводить какие-либо сложные исследования и эксперименты, да и необходимости в этом нет.  Мы проводим с детьми элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В -  третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При осуществлении  и для более успешного проведения  и результативности экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать

ее  структуру и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

  •      Постановка проблемы; - ребенок выделяет и озвучивает проблему, которую необходимо разрешить;
  • Поиск путей решения проблемы; предлагает возможные решения;
  • Проверка гипотез, предположений; проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • Обсуждение увиденных полученных результатов;
  • Формулировка выводов; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным;-делает обобщения.

 Причем  на первых занятиях педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения. 

В дальнейшем  педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.


  Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную           деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям

Процесс исследований и экспериментирования крайне увлекательный, но иногда в ходе их проведения могут возникнуть нештатные ситуации.  Чтобы избежать неприятностей, нельзя пренебрегать  правилами  безопасности.  . Когда дети имеют представления о действии с какими-либо предметами- водой, песком, камнями  мы разрешаем  ребятам действовать самостоятельно, но все незнакомые им процедуры  осваиваются в следующей последовательности:

1)действие показывает педагог;

2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

3)иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?


ПАМЯТКА

  • Критика- враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Правильно подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу

  В течение года мы  систематически и планомерно работали в данном направлении, что  позволило нам

 на практике убедиться в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного  Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угасал.

Результаты проведенного  промежуточного  мониторинга, показывают, что

  • У детей расширились представления детей о живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано.
  • Воспитанники начали активнее проявлять любознательность, задавать больше вопросов  взрослым и сверстникам
  • Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.

Полученные результаты совпадают с целевыми приоритетами, обозначенными нам ФГОС. А значит, направление, выбранное нами правильное, а главное, у нашего коллектива есть стремление добиваться еще лучших результатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания дошкольников в современной образовательной парадигме

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, поэтому данное направление получило широкое распространение в ...

Творческий отчет "Наблюдение и экспериментирование в природе, как основа формирования экологического сознания дошкольников"

материал включает : Наблюдение, как результат осмысленного восприятия. Поиск оптимальных форм и приемов включения детей в наблюдения.  Уссловия организации детского экспериментирования....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...