Интегрированный музыкально-речевой досуг для детей старшей логопедической группы «Делу время - потехе час»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Макаренко Елена Сергеевна

Создание условий для речевого развития детей посредством знакомства  с традициями русского народа, различными жанрами устного народного творчества и малыми фольклорными формами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_delu_vremya-potehe_chas.docx26.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Сказка»

городского округа Котельники Московской области

Интегрированный музыкально-речевой досуг

для детей старшей логопедической группы

«Делу время - потехе час»

Подготовили и провели:

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Макаренко Елена Сергеевна

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Матвеева Ирина Владимировна

                                      Воспитатель логопедической группы №8

высшей квалификационной категории

Оганисян Рипсиме Рафиковна

Воспитатель логопедической группы №8

первой квалификационной категории

Лаптева Светлана Дмитриевна

16 февраля 2017 г.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция деятельности специалистов и педагогов: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.

Цель: создание условий для знакомства детей с традициями русского народа, с различными жанрами устного народного творчества и малыми фольклорными формами.

Задачи:

коррекционно-образовательные -

уточнить представления детей о разных формах фольклора (заклички, потешки, считалки, русские народные игры) и их назначении;

расширять словарный запас и стимулировать  у детей потребность к правильному словоизменению;

активизировать в речи детей не часто используемые в современной жизни слова;

содействовать формированию умения отвечать на вопрос предложением;

коррекционно-развивающие -

развивать речепроизносительные возможности детей, координацию речи с движением;

способствовать развитию чувство ритма и умения ориентироваться в пространстве;

развивать внимание, память, мышление, творческие способности детей;

коррекционно-воспитательные -

воспитывать уважение к культуре страны проживания, толерантное отношение к людям разных национальностей;

развивать у детей коммуникативные навыки в процессе речевого общения;

создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Подготовительная работа: знакомство с жанрами русского фольклора, разучивание потешек, закличек, мирилок, считалок, скороговорок, отгадывание загадок, проведение русских народных игр «Как у дяди Трифона…», «Бабушка Маланья», словарная работа по введению в активную лексику детей не часто употребляемых в современной жизни слов (изба, телега, колодец, плетень), ознакомительное чтение книги «Скажи мне «Здравствуй!».

Оборудование и материалы:мультимедиа - проектор, компьютер, музыкальный центр, деревенский интерьер, элементы костюмов для инсценировок, массажный мяч.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал (под музыку). Приветствие гостей.

Дети присаживаются на стулья.

  1. Введение в тему.

Воспитатель:

- Ребята, все мы живём в одной стране. Как называется наша страна?

Слайд 1 – Россия.

- Посмотрите, какая она большая, в ней проживают люди разных народов, которые говорят на разных языках. Каждый из этих языков очень важный и особенный.

Слайд 2 – заставка «День родного языка».

- 21 февраля мы будем праздновать Международный день родного языка. Этот праздник молодой, он появился  около 20 лет назад. В этот день все языки признаются равными.

Слайд 3 – дружба народов.

- В нашей группе тоже есть ребята разных национальностей. Поприветствуем друг друга на разных языках.

2.1. Музыкальная игра-приветствие на разных языках.

Дети под музыкальное сопровождение двигаются по залу врассыпную. С окончанием музыки они приветствуют друг друга на разных языках.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, догадайтесь по музыке, на каком языке мы сейчас поприветствуем друг друга? На армянском –барэв дзес, азербайджанском - салам, чеченском – маршалла, русском - здравствуйте.

Дети присаживаются на стулья.

  1. Основная часть.

Воспитатель:

- Всех людей, живущих в России, объединяет то, что все мы общаемся и изучаем русский язык, с его обычаями, традициями, фольклором (народными забавами). Все это пришло к нам из нашего прошлого.

3.1. Сюрпризный момент с целью мотивации активности детей к деятельности и общению.

В зале приглушается свет. Звучит музыка.

- Что случилось? Что это? Воспитатель обращает внимание детей на слайд.

Слайд 4 – Машина Времени.

Голос: Я, Машина Времени.  Я перенесла вас в прошлое. Вернуться в настоящее вы сможете, если покажете свои знания и вспомните русские народные забавы.

- Вы слышали,  Машина Времени перенесла нас в прошлое! Ребята, без вашей помощи мы не справимся! Нам надо показать, что мы умеем правильно и понятно отвечать на вопросы, знаем старинные русские забавы – фольклор,  и тогда мы сможем вернуться обратно, в наше время!

3.2. Исполнение заклички «Солнышко, солнышко…» под музыку, сопровождение речи движениями.

Музыкальный руководитель:

- Как темно и ничего не видно. Нам очень нужен свет. Что самое яркое в мире? Солнышко. Как раньше зазывали  солнышко? Дети поют закличку– зазывают солнышко:

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко, покажись! 
Красное, снарядись! 
Поскорей, не робей, 
Нас ребят обогрей! 

Слайд 5 – солнышко.  Загорается свет.

3.3. Расширение словарного запаса и упражнение в словоизменении.

Логопед: Какое наше солнышко? Яркое, желтое, весёлое, доброе, ласковое, теплое солнышко.

- Ребята, помогите, полное предложение подскажите!

Закличкой мы зазывали что? Мы зазывали солнышко.

Нам плохо без чего? Нам плохо без солнышка.

Мы обратились к чему? Мы обратились к солнышку.

Мы увидели что? Мы увидели солнышко.

Мы любуемся чем? Мы любуемся солнышком.

Мы говорили сейчас о чём? Мы говорили о солнышке.

3.4. Беседа с детьми «Как раньше жили люди».

- Как стало светло и всё видно! Где мы оказались? Слайд 6 - вид деревни.

В старину многие знакомые нам предметы выглядели и назывались по-другому. Сравним наше настоящее и прошлое (по картинке на экране):

- Сейчас мы живем в высотном доме, а где раньше жили люди? Раньше люди жили в избе. Слайд 7.

- Сейчас набираем воду из-под крана, а из чего раньше воду брали? Раньше воду брали из колодца. Слайд 8.

- Сейчас грузы перевозят на автомобиле, а раньше, на чем грузы перевозили? Раньше грузы перевозили на телеге. Слайд 9.

- Сейчас около дома забор, а раньше, что было около избы? Раньше около избы был плетень. Слайд 10.

3.5. Инсценировка потешки с элементами пальчиковой игры «Тень-тень-потетень…» под музыкальное сопровождение.

Музыкальный руководитель:

- А не заскучали-ли вы? Подскажите, чем раньше веселили-тешили детей? Какую потешку вы знаете?

Вносят скамейку. Часть детей (герои) садятся на  скамейку, остальные ребята встают за ними, имитируя плетень.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!

Похвалялись блохи:

И у нас неплохи!

Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!

Похвалялася коза:

Всем повыколю глаза!

3.6. Проведение русской народной игры «Бабушка Маланья» с выбором водящего под музыкальное сопровождение.

Воспитатель:

- Подскажите,  что больше всего любили раньше  и любят сейчас делать дети? Встанем в круг (дети образуют хоровод).

А что поможет нам быстро и весело  выбрать водящего в игре?

Определение ведущего с помощью считалки «Аты-баты, шли солдаты…» и передачи массажного мяча.

Дети идут хороводом. Ведущий внутри круга:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей

Семь сыновей

И все без бровей,(руками провести над бровями)

С такими глазами,(пальцы в колечко, перед глазами)

С такими ушами,(разводят руки в стороны)

С такими носами, (приставляют раскрытую ладонь  к носу)

С такой головой, (смыкаем руки над головой, образуя полукруг)

С такой бородой.(движенье рук от подбородке вниз с наклоном )

Ничего не ели,(отрицательный жест)

Целый день сидели (присели на корточки, руки подпирают подбородок)

На нее глядели.

Делали вот так! А как? (ведущий показывает движение)

  1. Эмоциональная разрядка.

Логопед:

- Ребята тихо ответьте – кто молодцы? Мы молодцы! (шепотом)

Громче,  кто молодцы? Мы молодцы) (голосом средней громкости)

Громко! Кто молодцы? Мы молодцы! (громким голосом)

Дети садятся на места.

Снова гаснет свет и звучит музыка. Слайд 12- Машина Времени.

Голос: Вы хорошо справились с заданием. Вы возвращаетесь в настоящее время.

Загорается свет.

  1. Подведение итогов занятия.

Воспитатель:

- Ребята, вы молодцы! Благодаря вашим знаниям, мы вернулись из прошлого в наше время!

- Чем вы зазывали солнышко?

-  Что вы исполняли, чтобы развеселиться-потешиться?

- Что помогло нам выбрать ведущего в игре?

 - Какую игру мы проводили?

Молодцы! Все что вы назвали – это  русский фольклор или русские народные забавы!

- Какой  праздник мы будем праздновать 21 февраля?  Международный день родного языка.

- Мы хорошо провели время. Но, как говорит русская народная пословица - делу время, а потехе час!

Спасибо и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы "Поиск потерявшихся звуков" совместно с с логопедом и музыкальным руководителем.

Данная интегрированная организованная образовательная  деятельность была разработана педагогом- психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем для детей старшей логопедической группы....

Развлечение в младшей группе "Делу время - потехе час"

Развлечение «Семейные посиделки»Цели: формирование эмоциональной сферы у младших дошкольников;            воспитание доброго отношени...

Мастер- класс «Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической группы во время логопедического часа»

Мастер- класс «Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической  группыво время логопедического часа» Цель мастер-класса: научить воспитателей логопедической группы...

Конспект НОД квест - игры по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Делу время - потехе час"

Тема: «Делу время – потехе час».Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», ...

Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"

Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"...