Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"
план-конспект занятия (младшая группа)

Малинникова Оксана Альбертовна

Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_truduocx.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по развитию трудовой деятельности с детьми младшей группы

«Делу время – потехе час»

Пояснительная записка.  

     Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.                       Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

      Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Актуальность:

     Дошкольное детство – это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей. В наше время, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личности качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дошкольного становления личности: любознательность, индивидуальность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Немаловажное значение имеют исследования, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым. Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников.

     В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду. А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.           Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор професси.

Гипотеза:

    Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.

Цель:

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.     Воспитывать желание трудиться.

2.    Формировать умения детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3.    Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело

4.     Разъяснять детям значимость их труда.

5.     Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.

6.     Прививать желание доводить начатое дело до конца.

Виды труда дошкольников:

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд

Формы организации труд:

Поручения

Дежурства

Коллективный труд (общий, совместный).

 Формы работы с детьми:

      Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно- ролевых игр, организация посильного труда.

Ожидаемый результат

      Сформированность ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд на огороде, зимой расчищать дорожки от снега. Уметь помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.

     Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.

Срок реализации проекта

Начало с 1 сентября 2019 по май 2020гг.

Вид проекта долгосрочный, на 2019 - 2020 учебный год.

Тип проекта познавательно-практический

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап

Подготовительный этап

- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление перспективного планирования основного этапа проекта.

Основной этап

- Проведение мероприятий

Заключительный этап

- Проведения ООД «Посадка лука»

- Показ презентаций «Делу время, потехе – час

- Отчет проекта

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ

Срок

Работа с детьми

Цель

Работа с родителями

Сентябрь

1 неделя

1.Беседа «Всему свое место»

2. Игровая ситуация «Мы пришли в гости»

Формировать умение убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться.

Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Консультация

«Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни»

Памятка

«Труд – средство

всестороннего развития»

Презентация

«Любим мы трудиться, не хотим лениться»

2 неделя

Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ пом. вос-ля о своей работе

Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать.

3 неделя

Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы)

Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

4 неделя

«Умывание»

Самообслуживание в процессе умывания

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Федорино  горе»;

Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь. Не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения.

Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды.

Октябрь

1 неделя

Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

Протирание пыли в игровых уголках.

Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы.

Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.

Консультация

«Как ребенка приобщить к труду»

2 неделя

Совместный с дворником труд по уборе участка

Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.

3 неделя

Театрализованная игра по сказке «Колосок»

Развивать речь, память, артистические способности.

4 неделя

Поручения связанные с трудом в природе.

Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения.

Ноябрь

1 неделя

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра «Как мы маме помогаем»

Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.

Оформление Стенгазеты

«Наши родители на работе» 

(фотографии, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)

Беседа

«Трудовое воспитание дошкольников»

2

неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания.

Продолжать развивать умение одеваться и раздеваться в правильной последовательности.

3 неделя

«Что мы знаем о профессиях».

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий

4 неделя

Мытье игрушек.

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.

Декабрь

1 неделя

Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?»

благоустройства территории «Марафон добра»

Папка-передвижка

«Трудовое воспитание ребенка в семье»

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в труде»

2 неделя

Заучивание игры малой подвижности «Дни недели»

Выполнять движения соответствующие тексту

3 неделя

«Стирка»

Формировать умение детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности.

4 неделя

«Дежурство»

Развивать умение детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.

Январь

1 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

Знакомство с трудом медицинских работников

Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.

Дни прихода пап -

(изготовление ящика для посадки лука, изготовление кормушки для птиц, ремонт стульчика для Мишки и т. д.);

Акция «Мы - дизайнеры»- (шьем костюмы для кукол и т. д.)

Консультация

 «Народное творчество в трудовом воспитании детей»

3 неделя

Беседа «Кем работают твои родители»

Упражнение «Расставим стулья»

Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.

4 неделя

Чтение художественной литературы

В. Маяковский «Кем быть?».

Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.

Февраль

1 неделя

Полив комнатных растений.

Прививать бережное отношению к растениям, Формировать умение правильного полива.

Выставка работ

«Папа может все»

2 неделя

Рисование на тему «Новый дом»

Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

«Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)

Выполнять добросовестно поручения.

4 неделя

Чтение художественной литература К. Чуковский «Айболит»

Продолжать детей знакомить с произведениями                 К. Чуковского. Отвечать на вопросы воспитателя

Март

1 неделя

Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.

Формировать умение детей садить лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым.

выставка поделок

«У мамы руки золотые»

Участие в фотовыставке

«Радуга профессий»

2 неделя

Ручной труд (предложить детям помочь воспитателю подклеить книги, коробочки)

Прививать привычку детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца

3 неделя

Чтение художественной литературы          Э. Мошковская «Кондитер»

Формировать умение детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.

4 неделя

Сюжетно-ролевая  игра «Парикмахерская»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - парикмахер.

Апрель

1 неделя

Беседа «Кто работает в детском саду»

Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.

Консультация

«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

Презентация

«Как трудимся в детском саду»

2 неделя

Посадка семян цветов, овощей.

Воспитывать у детей любовь к труду. Привлечь к посеву крупных семян.

3 неделя

«Заправь постель»

Довести до сознания детей. как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность.

4 неделя

Вечер загадок

Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память, речь, мышление.

Май

1 неделя

«Сделаем наш двор чистым»

Вызвать желание у детей помочь дворнику в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения.

Акция

«Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений)

2 неделя

Игры со строительным материалом «Мы строители»

Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель.

3 неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - продавец.

4 неделя

Посадка рассады уличных цветов, овощей.

Вызвать у детей желание принять участие в трудовой деятельности взрослых.


Список литературы

  1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства
  2. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
  3.  Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1999.
  4. Л.В.Куцакова Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2014.
  5. Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.