Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"
план-конспект занятия (младшая группа)
Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_truduocx.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по развитию трудовой деятельности с детьми младшей группы
«Делу время – потехе час»
Пояснительная записка.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Актуальность:
Дошкольное детство – это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей. В наше время, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личности качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дошкольного становления личности: любознательность, индивидуальность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Немаловажное значение имеют исследования, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым. Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников.
В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду. А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор професси.
Гипотеза:
Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Цель:
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Воспитывать желание трудиться.
2. Формировать умения детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело
4. Разъяснять детям значимость их труда.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
6. Прививать желание доводить начатое дело до конца.
Виды труда дошкольников:
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Ручной труд
Формы организации труд:
Поручения
Дежурства
Коллективный труд (общий, совместный).
Формы работы с детьми:
Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно- ролевых игр, организация посильного труда.
Ожидаемый результат
Сформированность ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд на огороде, зимой расчищать дорожки от снега. Уметь помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.
Срок реализации проекта
Начало с 1 сентября 2019 по май 2020гг.
Вид проекта долгосрочный, на 2019 - 2020 учебный год.
Тип проекта познавательно-практический
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Подготовительный этап
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление перспективного планирования основного этапа проекта.
Основной этап
- Проведение мероприятий
Заключительный этап
- Проведения ООД «Посадка лука»
- Показ презентаций «Делу время, потехе – час
- Отчет проекта
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ
Срок | Работа с детьми | Цель | Работа с родителями |
Сентябрь | |||
1 неделя | 1.Беседа «Всему свое место» 2. Игровая ситуация «Мы пришли в гости» | Формировать умение убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. | Консультация «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни» Памятка «Труд – средство всестороннего развития» Презентация «Любим мы трудиться, не хотим лениться» |
2 неделя | Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ пом. вос-ля о своей работе | Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать. | |
3 неделя | Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы) | Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
4 неделя | «Умывание» Самообслуживание в процессе умывания Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Федорино горе»; | Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь. Не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения. Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды. | |
Октябрь | |||
1 неделя | Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?» Протирание пыли в игровых уголках. | Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы. Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми. | Консультация «Как ребенка приобщить к труду» |
2 неделя | Совместный с дворником труд по уборе участка | Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи. | |
3 неделя | Театрализованная игра по сказке «Колосок» | Развивать речь, память, артистические способности. | |
4 неделя | Поручения связанные с трудом в природе. | Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения. | |
Ноябрь | |||
1 неделя | Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра «Как мы маме помогаем» | Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук. | Оформление Стенгазеты «Наши родители на работе» (фотографии, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей) Беседа «Трудовое воспитание дошкольников» |
2 неделя | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. | Продолжать развивать умение одеваться и раздеваться в правильной последовательности. | |
3 неделя | «Что мы знаем о профессиях». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» | Рассматривание иллюстраций о профессиях. Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий | |
4 неделя | Мытье игрушек. | Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление | |
Декабрь | |||
1 неделя | Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?» | благоустройства территории «Марафон добра» Папка-передвижка «Трудовое воспитание ребенка в семье» Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в труде» | |
2 неделя | Заучивание игры малой подвижности «Дни недели» | Выполнять движения соответствующие тексту | |
3 неделя | «Стирка» | Формировать умение детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности. | |
4 неделя | «Дежурство» | Развивать умение детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций. | |
Январь | |||
1 неделя | КАНИКУЛЫ | ||
2 неделя | Знакомство с трудом медицинских работников | Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду. | Дни прихода пап - (изготовление ящика для посадки лука, изготовление кормушки для птиц, ремонт стульчика для Мишки и т. д.); Акция «Мы - дизайнеры»- (шьем костюмы для кукол и т. д.) Консультация «Народное творчество в трудовом воспитании детей» |
3 неделя | Беседа «Кем работают твои родители» Упражнение «Расставим стулья» | Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать приучать детей наводить порядок в группе. | |
4 неделя | Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?». | Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость. | |
Февраль | |||
1 неделя | Полив комнатных растений. | Прививать бережное отношению к растениям, Формировать умение правильного полива. | Выставка работ «Папа может все» |
2 неделя | Рисование на тему «Новый дом» | Развивать мелкую моторику рук. | |
3 неделя | «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки) | Выполнять добросовестно поручения. | |
4 неделя | Чтение художественной литература К. Чуковский «Айболит» | Продолжать детей знакомить с произведениями К. Чуковского. Отвечать на вопросы воспитателя | |
Март | |||
1 неделя | Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени. | Формировать умение детей садить лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым. | выставка поделок «У мамы руки золотые» Участие в фотовыставке «Радуга профессий» |
2 неделя | Ручной труд (предложить детям помочь воспитателю подклеить книги, коробочки) | Прививать привычку детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца | |
3 неделя | Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Кондитер» | Формировать умение детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. | |
4 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - парикмахер. | |
Апрель | |||
1 неделя | Беседа «Кто работает в детском саду» | Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду. | Консультация «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста». Презентация «Как трудимся в детском саду» |
2 неделя | Посадка семян цветов, овощей. | Воспитывать у детей любовь к труду. Привлечь к посеву крупных семян. | |
3 неделя | «Заправь постель» | Довести до сознания детей. как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность. | |
4 неделя | Вечер загадок | Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память, речь, мышление. | |
Май | |||
1 неделя | «Сделаем наш двор чистым» | Вызвать желание у детей помочь дворнику в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения. | Акция «Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений) |
2 неделя | Игры со строительным материалом «Мы строители» | Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель. | |
3 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - продавец. | |
4 неделя | Посадка рассады уличных цветов, овощей. | Вызвать у детей желание принять участие в трудовой деятельности взрослых. |
Список литературы
- Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства
- Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
- Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1999.
- Л.В.Куцакова Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2014.
- Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.