МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
статья по коррекционной педагогике на тему

Кулагина Мария Константиновна

В статье представлены методы и приемы применяемые дефектологом в работе с детьми с нарушенем зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_podhod_k_rabote.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании  человека строится индивидуальная картина мира. Здоровые дети воспринимают мир целостно и гармонично. При нарушении зрения у дошкольников целостное и одновременное восприятие действительности страдает. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. У дошкольников с патологией зрения наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного   положения предметов. . Самостоятельное вычленение этих свойств и признаков с помощью зрения детям с нарушением зрения не всегда доступно. Поэтому  накопление знаний и представлений у детей с нарушениями зрения  без соответствующего руководства взрослого идёт неосмысленно, знания формируются  поверхностно, нередко ошибочно. Готовность ребенка к школьному обучению так же в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Проведенные  исследования, показали, что большая часть трудностей, возникающих у  детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Поэтому моя главная задача как коррекционного педагога  состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, уточнении, их систематизации. Каждый  ребёнок  в группе к концу обучения должен получить чёткие представления об окружающих его предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах  (бьётся, ломается, рвётся, льётся и так далее), о материалах, из которых они сделаны. Исходя из  этого, я разработала  систему коррекционо - развивающих мероприятий по развитию зрительного восприятия, которая состоит из нескольких этапов:

- усвоение сенсорных эталонов;

- формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

-предметно-практическая деятельность, в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта.

      Работу по формированию зрительного восприятия начинаю со знакомства детей с  сенсорными эталонами.  С этой целью я подобрала разнообразный красочный материал, который привлекает внимание детей, вызывает желание выполнять предложенные задания.  Многие игры  для знакомства с эталонами формы, цвета и величины я изготовила своими руками. Они многофункциональны, что позволяет решать сразу несколько коррекционных задач. Например: игра «Город» позволяет  не только учить детей  ориентироваться на плоскости, развивать пространственное  воображение,  но и   помогает закреплять  знания детей  о геометрических фигурах, о цвете данных фигур, позволяет группировать предметы по заданному признаку.

Знакомство с сенсорными эталонами не только обогащает представления детей о свойствах предметов, но  создает условие для включения в процесс обследования всех анализаторов.  Осязание дает детям с нарушением зрения дополнительную информацию о качествах предмета, его форме, величине, весе, структуре, составляющих частях.  Организовать работу по развитию осязания мне помогает такой дидактический   материал: «Что спрятано в муфточке» (очень важно, что бы ребенок обследовал предмет двумя руками), «Найди все круглое, все гладкое»,  «Узнай предмет по контуру».

Дополнительную информацию о предмете так же можно  получить с помощью слуха и обоняния, через  игры «Попробуй на вкус», «Что гремит», «Какой предмет упал» и д.р.

   

Увлекательно в нашей группе проходит знакомство с цветом предметов  в «Мастерской Веселого карандаша».

С веселым персонажем  дети не только знакомятся с цветом, его свойствами (насыщенность, контрастность), но и сами получают цвета, создают различные оттенки одного цвета. У Веселого карандаша всегда «приготовлены»  для дошколят  интересные игры на развитие чувства цвета, таких как:   «Радужный хоровод», «Пестрый клоун», «Одинаковые и разные» и многие другие.

Кроме специально-организованного обучения  важно создать условия для самостоятельной деятельности детей  по закреплению имеющихся у них представлений. С этой целью совместно с воспитателями в групповой комнате мной оформлен  уголок развития зрительного восприятия, который содержит разнообразный занимательный материал.

Следующее  направление коррекционно-педагогической работы -  формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения. Я стараюсь организовать его  в различных видах  детской деятельности. На занятиях, в играх, труде формирую у детей  способность зрительно обследовать предметы, способствую  овладению  компенсаторными навыками познания мира за счет активизации сохранных анализаторов, речи и мышления.  В этом мне помогает разнообразный дидактический материал, который  учит детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и строить изображения. Таким целям служат задания типа «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение», «Подбери к предмету его силуэтные, контурные и цветные изображения», «Найди другую половину изображения, предмета».

Познание природного окружения  лучше всего  проходит на прогулках и специально организованных экскурсиях. Так, например, в парке или на прогулочной площадке детского сада я учу детей различать окраску листвы, слышать  голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; определять запахи грибов, пресной зелени. Чем больше органов чувств  детей я задействую в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.

Чтобы восприятие стало «думающим" привлекаю детей к предметно-практической деятельности. Через конструирование, рисование, лепку и другие виды практической деятельности характерные признаки предмета и впечатления о нем складываются в единый образ созданный самим  ребенком .  

Организуя  коррекционный процесс с детьми с нарушениями зрения, я учитываю индивидуальные  особенности каждого ребенка, поэтому дидактический материал на каждом этапе подбирается  в соответствие с особенностями его развития.

Таким образом, представленный  мною  подход к коррекционо -  развивающей  работе по формированию  зрительного восприятия помогает не только преодолеть зрительные  дисфункции детей с нарушением зрения, но и подготовить дошкольников  к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по изобразительной деятельности

Новые подходы в работе с детьми 6-7  лет по изобразительной деятельности. Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Березка» Алексеева Фагиля Насимьяновна       Каждый п...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...

Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...