Конспекты НОД по теме "Хлеб" в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Демёхина Оксана Анатольевна

Занятия: "Откуда хлеб пришел?", "Хлебо-булочные изделия", "Пересказ - инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты НОД по теме «Хлеб» в старшей логопедической группе

Тема НОД «Откуда хлеб пришел?»

Цели:

  1. Обогащать и активизировать словарь по теме «Хлеб», а также профессий людей, техники, связанных с его производством.
  2. Закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже.
  3. Упражнять в объяснении слов действий, связанных с выращиванием хлеба.
  4. Упражнять в умении подбирать синонимы.
  5. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  6. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к  людям, которые его выращивают и производят.

Оборудование: серия слайдов «Откуда хлеб пришел» (пахота, боронование, сев, подкормка, уборка, хранение зерна, приготовление муки, хлебопечение), предметные картинки и слайды с изображением хлеба, профессии людей работающих в сельском хозяйстве, хлеб и кусочки хлеба на тарелке, мяч.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему (загадка и чтение стихотворения П. Синявского)
  3. Вводная беседа.
  4. Рассматривание сюжетных картин, с последующим обсуждением.
  5. Физкультминутка.
  6. Игра «Узнай профессию» (с мячом)
  7. Составление предложений по действию и картинке.
  8. Игра «Скажи иначе».
  9. Игра « Откуда хлеб пришел?»
  10. Итог занятия.

Дети садятся на стульчики и вместе с педагогом произносят слова:

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши ручки нам не мешают,

А когда надо, то помогают.

- Отгадайте загадку:

Вот он – тёплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.

В нем – здоровье, наша сила, 
В нем – чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Выставляются картинки хлеба.

- Ребята, а откуда хлеб приходит к нам в дом? (Ответы детей)

- Послушайте стихотворение:

Хлеб созрел,

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошел.

С поля

Даже магазины

Хлебу ехать  рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, здесь отдохнуть

И опять собраться в путь…

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу-чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

Вместе с мельницей речной,

Паровой и ветряной

Устарели для муки

Толстобокие мешки.

Вот почти космический

Контейнер металлический.

Уж сюда, наверняка,

Помещается мука!

И наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь муковоз

На завод муку повез.

- Вы внимательно прослушали стихотворение. А теперь подумайте, о чем не рассказано в этом стихотворении? (Ответы детей) Правильно! В стихотворении не рассказано о том, как хлеб выращивали и  как из муки он стал действительно хлебом. А вы хотите об этом узнать? (Ответы детей.)

 - Хлеб – это продукт, который готовят из муки, воды и соли. Иногда  в тесто добавляют сахар и молоко. Чаще всего для приготовления хлеба используют пшеничную и ржаную муку, реже кукурузную, ячменную и другие.

В древние времена люди не выращивали хлеб. Они собирали зерна  диких злаков, размягчали их в воде, а затем ели. Потом человек попробовал истереть зерна в порошок. Для этого он взял два тяжелых камня. Так появилась зернотерка, помогавшая измельчать зерно в муку. Из нее на раскаленных камнях можно было испечь первый хлеб: простые пресные лепешки.

Современный хлеб – это очень сытный и вкусный продукт. Благодаря простоте приготовления его пекут и едят во многих странах. Качественный хлеб должен быть хорошо пропеченным, с гладкой поверхностью без крупных трещин и надрывов и румяной коркой – не подгорелый и не бледный.

Для того, чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий.

  На  доску в процессе рассказа прикрепляются сюжетные картинки.

Наступила весна. Растаял снег. Выехали на поля тракторы, чтобы вспахать и взрыхлить, боронить землю под будущий хлеб. Агроном отобрал самые хорошие зерна. Хлеборобы засыпали  зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. Затем в небо поднялся самолет, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадет в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Обмолоченное зерно  на больших грузовиках отвезут на элеватор. Там часть зерна оставят на хранение, а часть смелют в муку и отвезут в пекарню. В пекарни из нее испекут теплый. Душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снег растает в поле чистом,                        Идут друг за другом.

Схлынет талая вода -                                         

Побежит за трактористом                        Бегут друг за другом.

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом                                Идут друг за другом.

Засевать поля зерном.                                «Сеют»

    -Вы теперь знаете, для того, чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий. Давайте попробуем поиграть и их назвать. Игра с мячом «Узнай профессию».

Кто работает на тракторе? ( Тракторист.)

Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)

Кто отбирает зерна и следит, как растут колоски? (Агроном.)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

Кто работает на мельнице? (Мельник.)

Кто работает в пекарни? (Пекарь.)

  -А какую же работу они выполняли? Посмотрите на картинки и  расскажите, к какой из них подходит слово пахать?

Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет со словом пахать предложение, например: «Тракторист пашет землю», а затем садится на свое место. Такая же работа выполняется со словами: сеять, убирать урожай, хранить, молоть, выпекать. (Ответы детей.)

   - Хлеб готов, а какой он получится, мы сейчас попробуем и расскажем. (Дети угощаются хлебом) 

Игра «Скажи иначе»

Хлеб по запаху (какой?) - … пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб на вкус (какой?) - …вкусный, приятный.

Хлеб на ощупь (какой?) - … свежий, мягкий, пышный, твердый.

 - А как нужно относится к хлебу? (Ответы детей)

- Теперь вы знаете, откуда хлеб пришел? Игра «Откуда хлеб пришел?» Дети отвечают на вопросы.

Откуда хлеб пришел? (Из магазина.)

А в магазин? (Из пекарни.)

Что делают в пекарни? (Пекут хлеб.)

Из чего? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? (Хлеборобы)

- О чем мы сегодня говорили на занятии? Как нужно относится к хлебу? А к людям, которые его выращивают?

Тема НОД: «Хлебные продукты»

Цели:

  1. Учить подбирать однокоренные слова и образовывать сложных слов.
  2. Обогащать и активизировать словарь по теме «Хлеб».
  3.  Упражнять в образовании относительных прилагательных.
  4. Упражнять в преобразовании деформированной фразы.
  5. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  6. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Оборудование: предметные картинки (слайды) с изображением различных хлебобулочных изделий, мяч.

План

1. Организационный момент.

2. Игра «Откуда хлеб пришел?»

3. Беседа по теме.

4. Игра «Слова-родственники»

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «Назови одним словом»

7. Игра «Запомни, назови»  

8. Игра «Какой формы?»

9. Физкультминутка.

10.Игра «Путаница»

11.Итог занятия.

Дети стоят и  вместе с педагогом произносят слова:

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши ручки нам не мешают,

А когда надо, то помогают.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Не зевай, на вопросы отвечай!» И вспомним: откуда и как к нам в дом попадает хлеб.

Откуда хлеб пришел?

А в магазин?

Что делают в пекарни?

Из чего выпекают?

Из чего мука?

Откуда зерно?

Откуда пшеница?

Кто ее посеял?

Кто ответил на вопрос, садится на стульчик.

 Игра «Слова-родственники»

Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)

Крошки хлеба – это какие крошки? (Хлебные крошки.)

Квас из хлеба – это…. (Хлебный квас.)

Посуда в которой хранится хлеб. (Хлебница.)

Люди, которые выращивают хлеб - … (Хлеборобы.)

Человек, который печет хлеб - … (Хлебопек.)

Прибор для нарезания хлеба - … (Хлеборезка.)

Завод , где выпекают хлеб - … (Хлебозавод.)

Электроприбор для выпечки хлеба дома - … (Хлебопечка)

   Назовите родственные слова к слову хлеб.

Чем покрыт хлеб снаружи? (Корочкой.)

Что у него внутри? ( Мякиш.)

Что по краям у него? (Горбушки)

-  Как называются колоски, из которых получают зерна для муки? ( Пшеница, рожь, ячмень, овес.)

Мука из пшеницы - … пшеничная,

 из овса - …

из ржи - ...

из ячменя - …

из кукурузы - …

- Что еще пекут из муки? (Ответы детей.)

Пальчиковая гимнастика.

Пекарь, пекарь,                                 Хлопки в ладоши.

Из муки испеки нам пирожки,        Пекут пирожки.

Да сушки – Ванюшке,                        Соединяют большие и        указательные пальцы.

Да баранки – Танюшке,                Соединяют большие и средние пальцы.

Да бублики  - Гришке,                        Соединяют большие и безымянные пальцы.

Да крендель – Маришке.                Соединяют большие и мизинцы.

- Я расскажу вам о различных хлебобулочных изделиях, которые можно изготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь. (Игра проводится по предметным картинкам.)

Засушенный кусок хлеба. (Сухарь)

Пшеничный хлебец в виде кольца. (Баранка.)

Толстая баранка. (Бублик.)

Маленькая, Тонкая, очень сухая баранка. (Сушка.)

Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигуркой, покрытое глазурью. (Пряник.)

Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку. (Крендель.)

Сдобный, сладкий пирог в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом. (Кекс.)

Белый хлеб продолговатой формы. (Батон.)

Хлебец из пшеничной муки. (Булка.)

Лепешка с загнутыми краями и творожным верхом. (Ватрушка.)

- Назовите любое хлебобулочное изделие и скажите какой оно формы. ( буханка – прямоугольной, батон – овальной, …)

  -  Где можно приобрести хлеб и хлебобулочные изделия? Как называется магазин, в котором продают хлеб и хлебобулочные изделия? (Хлебный магазин, булочная.)

- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких хлебных продуктах в нем говорится.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка….

Выбирайте, угощайтесь!  (Ответы детей.)

Физкультминутка «Каравай»

Как на Машины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ужены,

Вот такой ширины,

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Дети ходят по кругу, взявшись за руки, поднимают кверху руки, опускают их вниз приседая, сходятся в центр круга, расширяют его. Затем выбирают ребенка, который встает в центр круга. Остальные дети возобновляют движение по кругу  и в первой строчке стихотворения называют имя ребенка, стоящего в центре круга.

- Из данного набора  слов составьте предложения.

Посадили, землю, в, зерно.

Пшеница, в, выросла, поле.

Урожай, хлеборобы, убрали.

Муку, из, смолол, зерна, мельник.

Хлеб, испекли, муки, из.

 - О каких продуктах мы сегодня говорили на занятии? Какие хлебобулочные изделия вы можете назвать?

Тема НОД: «Пересказ - инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

Цели:

  1. Учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включая элементы драматизации.
  2. Обучать логическому построению высказывания.
  3. Закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных.
  4. Развивать внимание, мышление, связную речь.
  5. Активизировать и развивать словарь по теме.
  6. Учить согласовывать слова в предложениях.
  7. Воспитывать у детей трудолюбие к чужому труду.

Оборудование: сюжетные картинки (слайды) по тексту сказки, текст сказки «Колосок», маски мышки и петушка.

План

1. Организационный момент.

2. Игра «Выбери нужный предмет».

3. Объявление темы.

4. Чтение сказки «Колосок» с последующим обсуждением.

5. Пальчиковая гимнастика.

6.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

7. Пересказ сказки детьми.  

8. Физкультминутка.

9. Инсценировка сказки детьми

10. Итог занятия.

На доске картинки (слайды) с изображением различных продуктов. Дети должны выбрать и назвать только хлебобулочные продукты.

- Какие еще хлебобулочные продукты вы знаете?

Из чего их выпекают?

Из чего замешивают тесто?

Из чего получают муку?

Как называются колоски, из которых получают зерна для муки?

- Сегодня на занятии мы узнаем, как пекли пироги петушок Голосистое горлышко и мышки Круть и Верть.

        Чтение сказки с последующим обсуждением. Уточнение у детей значения слов: молотить, мельница, молоть.

О ком эта сказка?

Чем занимались целый день мышата? А петушок?

Как можно назвать мышат, какие они? (Ленивые.) А петушок? (Трудолюбивый.)

Что нашел петушок?

Что предложил сделать мышатам?

Кто обмолотил колосок?

Что предложил сделать мышатам с зерном? Кто это сделал?

Какую еще работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку все, что сделал петушок.)

А что в это время делали Круть и Верть?

Кто первым сел за стол, когда пироги были готовы?

Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка? (Им было стыдно.)

Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

Пальчиковая гимнастика.

Пекарь, пекарь,                                 Хлопки в ладоши.

Из муки испеки нам пирожки,        Пекут пирожки.

Да сушки – Ванюшке,                        Соединяют большие и указательные пальцы.

Да баранки – Танюшке,                Соединяют большие и средние пальцы.

Да бублики  - Гришке,                        Соединяют большие и безымянные пальцы.

Да крендель – Маришке.                Соединяют большие и мизинцы.

Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

Несколько детей пересказывают сказку целиком.

Физкультминутка: «Каравай»

Как на Машины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижены,

Вот такой ужены,

Вот такой ширины,

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Дети ходят по кругу, взявшись за руки, поднимают кверху руки, опускают их вниз приседая, сходятся в центр круга, расширяют его. Затем выбирают ребенка, который встает в центр круга. Остальные дети возобновляют движение по кругу  и в первой строчке стихотворения называют имя ребенка, стоящего в центре круга.

           Инсценировка сказки детьми. Дети совместно с педагогом выбирают автора, петушка и двух мышек. Затем дети надевают маски на голову, и начинается инсценировка сказки. Инсценировка сказки проводится по частям. Сказку можно разбить на три равные части, что дает возможность стать «артистами» всем детям.

   - Что больше вам понравилось рассказывать сказку или показывать сказку?

На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? А кто вам в сказке не понравился? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект итогового ООД в старшей группе "КВН в старшей группе"

Конспект будет интересен воспитателям старшей группы. Конспект построен на интеграции образовательных областей:Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...