Диагностико – коррекционная работа в ДОУ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Бурова Ирина Владимировна

 Психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений психическом развитии ребенка.

Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiko.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

                             Диагностико – коррекционная работа в ДОУ.

В концепции модернизации российского образования  были определены основные задачи:

- обеспечение доступного образования;

- повышение качества образования;

- повышение престижа профессии педагога

Конкретные меры по ступеням системы образования:

- в старших классах ЕГ, создание профильных классов;

- в среднем звене: фундаментализация;

- изучение иностранных языков в общеобразовательной школе.

В системе дошкольного воспитания введение ранней диагностики всех возрастов ребенка, для выявления отклонений в здоровье, в поведении и управлении им. Вывод: модернизация сделана с целью для полноценного развития ребенка.

Развитие – это движение, изменение во времени (физическом и психическом). Развитие может быть регрессивным и прогрессивным ( переход от низших форм к высшим).

Свойства развития:

- имманентность ( внутренне присущая способность развития заложенных в самом ребенке);

- биогенность (процесс развития обусловленных механизмом наследственности);

- социогенность( большую роль играет влияние среды);

- индивидуальность ( свой подбор качеств у каждого ребенка и собственная траектория развития);

- неравномерность ( указывает на то, что в процессе развития могут возникать спонтанные явления, наличие возрастных кризисов);

-  стадийность ( развитие человека подчиняется всеобщему закону цикличности).

Психологические новообразования дошкольного возраста:

- возникновение первого схематического очертания – абриса цельного детского мировоззрения (установление закономерностей, связей). Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые  укладывается такой непостоянный окружающий мир

- возникновение первичных этических представлений. Ребенок оценивает происходящее знаком + или – (хорошо – плохо). Убеждается  в том, что красиво не может быть плохо.

- возникновение соподчинению мотивов ( я должен) в преодолении своих желаний. Развивать моральные чувства удовлетворенности от того, что он кому то нужен. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Как показывает практика, для формирования самостоятельности в поведении(а затем и в рассуждении) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.

- возникновение элементов произвольного поведения ( удержание целей деятельности: довести начатое дело до конца). Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

- возникновение личного сознания или самосознания ( сознание – форма психического развития. В него входят: познавать процессы, которые дают представления об окружающем;

- целеполагающие деятельность, связаны с ней воля, мотивы;

- рефлексия – умения видеть себя со стороны. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее "Я сам", 6 лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.

Виды коррекционной работы в детском саду:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие социально-бытовой ориентировки;
  • коррекция нарушений речи;
  • развитие осязания и мелкой моторики;
  • развитие навыков ориентировки в пространстве;
  • обогащение социального опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Коррекционную работа осуществляется по двум направлениям:коррекционно-педагогическая деятельность, лечебно-восстановительная деятельность.

Таким образом, психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений психическом развитии ребенка.

Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи по результатам диагностики

План индивидуально-коррекционной работы по развитию речи, с детьми набравшие низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса...

Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи по результатам диагностики

План индивидуально-коррекционной работы по развитию речи с детьми, набравшие низкие баллы по результатам диагностики учебно-воспитательного процесса за I полугоди 2011- 2012 учебного года...

Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками.

Материал-презентация по диагностико-коррекционным подходам работы с аутичными дошкольниками....

Презентация. Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками.

Ранний  детский  аутизм - одно  из  самых  загадочных  нарушений  развития. Ранний  детский  аутизм (РДА) – это отклонение  в  психиче...

Диагностика и коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полно...

Вывод и коррекционная работа по диагностике

Коррекционная работа в старшем дошкольном возрасте....

Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Консультация на тему: " Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ" в  помощь педагогам - психологам ДОУ....