Педагогический проект «Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе».
проект по коррекционной педагогике по теме

Иконникова Тамара Валерьевна

Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Взаимосвязь логопеда и воспитателя коррекционно-развивающем процессе».

Актуальность

Правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения с взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый».  Тогда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

       Нарушения речи в дошкольном возрасте влекут за собой:

  • Отрицательное влияние на формирование личности   ребенка;
  •  Вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы;
  • Способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности и т.д.)
  • Отрицательно сказываются на развитии письменной речи и процессов обучения в целом, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Цель совместной работы логопеда и воспитателя: 

Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;

- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки в группе.

 В результате такого распределения достигается:

  •  Своевременная коррекция речевого развития детей логопатов.
  • Создание базы для успешного школьного обучения, предупреждения дислексии и дизграфии в школьном возрасте.

  Участники проекта: воспитатели групп старшего дошкольного возраста, дети логопаты, родители.

Срок  долгосрочный

 Виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:

  • Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
  • Обсуждение результатов обследования детей и наблюдений за ними, которые ведутся на занятиях и в повседневной жизни;
  • Совместная подготовка ко всем детским праздникам  (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
  • Разработка общих рекомендаций для родителей.

Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом:

 Функции логопеда

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи
  • Работа по коррекции звукопроизношения
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Совершенствование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Развитие связной речи
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
  • Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Функции воспитателя

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными логопедом звуками и грамматической правильностью речи детей
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление у детей речевых навыков,  на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
  • Создание в группе речевого уголка.

   Основные направления коррекционной работы воспитателя

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): в течение дня 3-5 раз «Логопедические пятиминутки» по заданию логопеда

Пальцевая гимнастика: выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой

Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стоп выполняется ежедневно после сна

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие произношение, употребление грамматических категорий, развития словаря.

Содержание данных заданий определяется программой:

  • Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепление звука;
  • Повторение скороговорок, рассказов, стихов;
  • Повторение лексико-грамматических упражнений;
  • Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления
  • Групповые занятия по развитию речи  сюда же включаются ознакомление с окружающим и художественной литературой

Отличительной   особенностью   этих занятий является:

  • Проведение занятий в рамках одной лексической темы;
  • Максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом (в том числе мнемосхемами, опорными сигналами, картинками-символами и т.п.);
  • Использование определенной последовательности в видах рассказывания

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, в играх и развлечениях.

     Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Работа с родителями: беседы, консультирование  и т.д.

Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках освоения лексических тем

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ИСПОЛНИТЕЛЬ

1

Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий, признаков

Воспитатель

2

Экскурсии, целевые прогулки. Продуктивная деятельность, непосредственно связанная с темой (рисование, аппликация, лепка, конструирование)

Воспитатель

3

Предметные занятия, беседы; Подробное рассматривание предметов, выделение основных частей и признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов

Воспитатель

4

Упражнение в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы), сравнение 2-х однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, составление предложений, коротких рассказов…)

Целенаправленная работа над предложно-падежными конструкциями и словообразованием.

Логопед,

Воспитатель по заданию логопеда на вечерних  индивидуальных занятиях

5

Продолжение работы над предложно-падежными конструкциями предложений, отработка форм словообразования и словоизменения

Логопед

6

Разучивание стихов, скороговорок, потешек, загадок, коротких текстов по теме

Воспитатель

7

Пересказ, составление рассказов

Логопед.

Воспитатель по заданию логопеда на вечерних индивидуальных занятиях

8

Демонстрация сказок, иллюстрирование,  кукольный театр и др.

Воспитатель

Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках коррекции

ЛОГОПЕД

ВОСПИТАТЕЛЬ

ЦЕЛИ

Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный, дыхательный аппараты для формирования правильной артикуляции дефектных звуков, ставит их, автоматизирует

Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные логопедом звуки

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

В игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.

ЭТАП ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКА

ЦЕЛИ

Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на подготовительном этапе движения органов артикуляции

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинный и предметно-стимульный материал

ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ

Логопед автоматизирует поставленный звук, первично дифференцируя на слух и в произношении последовательно вводит в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

Воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом для домашнего закрепления

Литература: 

Филичева Т.К., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. - М.: Школьная Пресса, 2003.

       Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.

Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС,

     2008.

 Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников.

     М., 1999.

Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб,

     2005.

Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб. 2005.

Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ - М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе

В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе.

Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. ....

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...

статья Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе ДОУ

в статье представлен опыт практикования некоторых форм взаимодействия.учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе ДОУ...


 

Комментарии

Рыбникова Юлия Васильевна

Тема очень интересна, т.к я тоже работаю в группе ОНР