Главные вкладки

    Методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему:
    Сотрудничество специалистов и родителей детей с ОВЗ средствами драматизации русской народной сказки

    Бабенко Елена Андреевна

    В соответствии с ФГОС ДО одним из компонентов в структуре образовательного процесса является взаимодействие с семьями воспитанников. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка, чтобы не упустить важное в развитии его личности. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями.  Родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, средств, форм работы.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сотрудничество  специалистов и родителей детей с ОВЗ средствами драматизации русской народной сказки

    Составили: учитель-дефектолог Н. В. Чимаева,

    Учитель-логопед И. С. Моисеева

    Воспитатель Е. А. Бабенко

    В соответствии с ФГОС ДО одним из компонентов в структуре образовательного процесса является взаимодействие с семьями воспитанников. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка, чтобы не упустить важное в развитии его личности. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями. 

    Зачастую родители ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам и т. д. Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ограниченных возможностей здоровья ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом и другие причины. Но в итоге, то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.

    Таким образом, даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, средств, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, тренинги и т. д.) и нестандартные формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.

    По нашему мнению одна из таких форм  сотрудничества будет  русская народная сказка.  

    «Сказка – умница и прелесть с нами рядышком живет.
    Чтобы, чтобы, чтобы снова
    Добрый злого победил,
    Чтобы добрый, чтобы злого
    Стать хорошим убедил»
    Ю. Мориц «Сборник стихотворений» 2006 год

    Немного в искусстве таких совершенных произведений как народные сказки. А.С. Пушкин писал из деревни брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером: слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

    В сказках найдется все: и очарование высокого вымысла, и мужественная героиня, и веселая шутка, и это самое главное, невероятная выдумка. Какой же смысл у этой выдумки? В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачливыми добрых, мужественных, справедливых людей. Иван поверг наземь Чудо-Юдо и убил его – «без страха люди жить стали». Спали черные чары – и лягушка снова стала прекрасной царевной. Всеми презираемая и гонимая падчерица счастливо вышла замуж за доброго молодца. Серый волк оживил убитого царевича. Сестра с братом спаслись – не догнали их зловещие гуси…

    Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса.

    Дети очень любят сказки о животных, которые рассказывают о проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе, журавле, цапле, реке и т.д.

    Лиса хоть и хитрая, но сама попадает впросак: за жадность журавль наказал ее – оставил без угощения, подал окрошку в кувшине; захотела лиса выучиться летать, но не полетела, упала в болото. И хотя в сказках действуют животные, дети узнают в их характерах людей – чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Недаром в пословице говориться:
    «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» – русская народная пословица.

    Ребенок познает мир умом и сердцем. Дети смеются, переживают, огорчаются, грустят вместе со сказочными героями, выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом, позволяет педагогу через сказку оказывать позитивное влияние на детей. А разыгрывание детьми сказок, то есть драматизация, развивают опыт социальных навыков поведения, позволяет  родителям увидеть возможности собственных детей.

    Цель сотрудничества:  установить партнёрские отношения с семьей и создание атмосферы   взаимоподдержки и взаимопроникновения в работе с детьми с ОВЗ.

    Этапы работы:

    1. Организационно-подготовительный;
    2. Формирующий;
    3. Заключительный.

    Задачи первого этапа:

    * Организация  игрового уголка  и оборудования его в соответствие с поставленными задачами обучения игре - драматизации;

    *Создание перспективного плана взаимодействия для 3 субъектов единого образовательного процесса – ребенка, педагога и родителя.

    Формы реализации: групповые (анкетирование), индивидуальные (беседа, наблюдение).

    Ответственные: педагоги группы

    На начало учебного года родителям предлагали  заполнить совместно составленные учителем — дефектологом, учителем-логопедом и воспитателем анкеты, которые помогли   лучше узнать ребёнка и спланировать работу с семьёй. Проводили беседы с родителями, по результатам анкетирования дали рекомендации.

    При подготовке к каждому спектаклю мы привлекали родителей. Родители помогали шить костюмы, изготавливать атрибуты к инсценировкам. Инсценировали совместные с  родителями и детьми    русские народные сказки по программе обучения.

    В адаптированной основной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость) разработанной с учетом программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение» по которой работает наше дошкольное учреждение.  Планируются следующие игры в старшем дошкольном возрасте:

    • Теремок;
    • Три медведя;
    • Лиса, заяц и петух;
    • Волк и семеро козлят;
    • Три поросенка;
    • Морозко;
    • Снегурочка;
    • Двенадцать месяцев;
    • Два жадных  медвежонка.

    Задачи второго этапа:

           *Формирование основ игр драматизаций на основе русских народных сказок;

           *Вовлечения  родителей детей с ОВЗ в единое образовательное пространство;

           *Выполнение плана взаимодействий;

           *Наблюдения за детско-родительскими отношениями.

    Формы реализации: коллективные, (групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.), индивидуальные (педагогические беседы с родителями) и наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, участие в драматизации сказок).

    Ответственные: педагоги группы.

    Этапы работы над драматизаций сказки:

    1. этап – Обсуждение сценария с детьми
    Вместе с детьми вспоминали сказку, если она читалась давно. Побуждали детей вспомнить героев, их характеры, поступки, действия, происходящие с персонажами. Направляли  детей на то, чтобы они оценили поступки персонажей с нравственных позиций. Это заставляло ребенка испытывать удовольствие и желание поступить так же, либо ощутить неловкость, стыд за некрасивое поведение.

    2 этап – Деление сценария на эпизоды
    Вместе с детьми делили сказку на эпизоды (сценки), учитывая время, место события, происходящего с героем. Предлагали детям самим дать название сценкам и пересказать эпизоды сказки с прямой речью.

    3 этап – Распределение ролей.
    Очень ответственный момент: распределение ролей. Недопустимо, когда в театрализации заняты одни и те же дети, а другие являются лишь постоянными зрителями.
    Каждый ребенок должен получить роль в соответствии со своими способностями (роли бывают простые и сложные). Важно учесть внешний вид персонажа и соотношение голоса.
    Учитываются характеры действующих лиц и исполнителя. И, конечно, внешность персонажа и исполнителя. Ребенок, в силу своих возрастных психологических особенностей, всегда играет самого себя, он еще не способен полностью перевоплощаться, играть чувства другого человека или  животного. Во время драматизации ребята могут меняться ролями, это помогает правильной самооценке дошкольника.

    4 этап – Работа над ролью.
    В процессе работ над ролью, надо помнить, как важно вовремя: похвалить дошкольника, чтобы он не испытывал страх перед неудачей, особенно это касается застенчивых детей, так как «доброе слово» воспитателя и своего сверстника в данном случае является стимулом самоутверждения, преодоления робости. Работа над ролью требует от ребенка умение сдерживать себя, в чем-то себе отказать, поступиться собственным удобством ради других. Это очень важный нравственный момент. Важно добиваться взаимодействия с партнерами, умение «слышать» и «слушать» друг друга и соответственно менять свое поведение. Взрослый может пропустить первых три этапа  самостоятельно прочитать  сказку, вычленить его положительные и отрицательные стороны, выбрать себе роль

    Привлечение родителей на четвертом этапе работы над драматизацией одна из основных. Именно в этот момент  появление взрослого давало возможность ребенку почувствовать со стороны взрослого  доброжелательное отношение к себе, увидеть в нем помощника, соратника того на кого можно положиться.

    .

    5  этап  – Подбор музыкального сопровождения.

     Одним из главных помощников здесь становятся родители. В драматизации должно быть много музыки, который подчеркивает характер героев, помогает детям найти соответствующее пластическое решение. Танцы хороводы, песни помогали  переносить детей в то место, где происходило  действие, и, конечно сделали  драматизацию сказки более интересным и увлекательным. Каждый образ, созданный ребенком под музыку, неповторим. Музыка помогает выразить отношение самого ребенка к исполняемому персонажу с помощью движений и темпоритма.

    6 этап – Репетиция.

    Она проходила в костюмах, с музыкальным сопровождением, с декорациями, другими художественными оформлениями.

     

    Задачи третьего этапа:

    *Подведение итогов:

    - оценка проведенной совместной работы родителями и педагогами группы;

    - соотнесение ожидаемых результатов и действительных результатов;

    - премьера спектакля (драматизация сказки);

    *При положительной динамике внедрения в образовательный процесс всего ДОУ.

    Формы реализации: групповые (анкетирование, родительские собрания, открытые мероприятия).

    Ответственные: педагоги группы и родители детей с ОВЗ.

    И вот наступает  премьера драматизации – это волнение детей, родителей помогающих в спектакле, педагогов и конечно зрителей. Ведь спектакль - это всегда праздник. Дети и родители на практике начинали  понимать, что такое совместная работа, как от внимания ответственности и сотрудничества каждого зависит успех.

    Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат: понимать, что жизнь не останавливается с рождением особого ребенка - она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость. Верить, что даже самый безнадежный малыш – это заколдованный принц, живущий в своем удивительном мире. И этот мир просто другой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с участием родителей).

    Цель:Создание комфортных условий для привлечения родителей к совместной деятельности с детьми, в условиях детского сада. Задачи:1. Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей...

    Взаимодействие воспитателея и родителей детей с ОВЗ

    Консультация для воспитателя детей с ОВЗ...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности (развитие речи и лепка) в средней группе с элементами драматизации русской народной сказки «Гуси–лебеди» по программе «Миры детства» под ред. Дороновой Т.Н.

    8 ноября, в Школе №2083 в дошкольном отделении «Остафьево» прошло методическое объединение воспитателей младших и средних групп по теме «Развитие речи детей в различных видах деятельности».  В ср...

    Сборник дидактических игр и упражнений для дошкольников в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с ОВЗ (развитие мелкой моторики, восприятия, вибрационной чувствительности, внимания и памяти, мышления и воображения, раз...

    «Взаимодействие между педагогами ДОО и родителями детей с ОВЗ»

    Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых п...