Главные вкладки

    «Использование словесных логических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте»
    консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Оксана Викторовна Клочко

    «Использование словесных логических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы

    воспитателя подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Оксаны Викторовны Клочко.

    «Использование словесных логических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте»

    Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность ребёнка – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал.

    Использование словесных логических игр и упражнений, не только развивает речь ребёнка, но и позволяет ему приобрести навык логического мышления, «способность действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба в школе, выполнение заданий потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

    Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой ответ, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Логические приёмы и операции, такие как синтез, анализ, классификация, сравнение, систематизация, умозаключения можно и нужно использовать как в организованной образовательной деятельности с детьми, так и в течение всего дня.

    Я классифицирую игры по логическим операциям, а не потому, где их можно применить. Так как в любом виде деятельности детей есть вопросы, которые заставляют ребёнка логически мыслить.

    Игры и упражнения можно применять, как с опорой на наглядный материал, так и без него.

    Важнейшие логические операции:

    Анализ – процесс расчленения целого на части и установления связей, отношений между ними.

    Синтез – процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

    Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций при обучении детей грамоте.

    Развитие навыков звукового, слогового, фонематического анализа и синтеза, а также анализа предложений закрепляются в следующих играх и упражнениях:

    «Составь слово, взяв по одному слогу из данных слов»

    (например: рама – рак, мак, кора, Тома…)

    «Составь слово, переставив буквы» - (раш – шар, рыс – сыр…)

    «Исправь ошибку в слове»

    Доски на гору везём,

    Будем строить новый ком (дом).

    Мишка плачет и ревёт,

    Просит пчёл, чтоб дали лёд (мёд).

    «Придумай рифму к слову» -(бочка – ночка, дочка, точка…)

    «Какой звук потерялся?» -(крот – рот, арка – рак…)

    «Кто больше?» - подбор слов с определённым звуком в начале, в середине и в конце слова.

    «Закончи слово с определённым началом, окончанием»

    (ра – ракета, радио, рама, радость, ко-ра, ды-ра, но-ра…)

    «Угадай слово» - я  выделяю голосом первый звук в словах

    (рак, осы, заяц, арка – роза)

    «Придумай предложения с определёнными словами»

    «Что не так?»

    Ехал кактус на коне,

    Вёл старушку на ремне.

    А собачка в это время

    Мыла Ваню на окне.

    «Исправь ошибку в предложении»

    Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой.

    Следующая логическая операция – классификация, т.е. распределение предметов по группам на основании общих признаков. Научившись классифицировать, ребёнок приобретает умение распределять предметы по группам в уме, этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, а также для развития творческого мышления.

    В подготовительной к школе группе игры и упражнения усложняются, дети учатся классифицировать один и тот же предмет по разному, запоминать большой объём информации сразу.

    Например, упражнение «Будь внимательным» - даю детям задание послушать слова, разделить их на группы, дать название каждой группе слов:

    (комар, лиса, щука, муха, окунь, волк, муравей, карась, медведь) – насекомые, животные, рыбы.

    (груша, помидор, малина, апельсин, крыжовник, огурец, яблоко, смородина, тыква) – фрукты, ягоды, овощи.

    Игра «Магазин» -

    -Что вы можете мне предложить из молочных продуктов?

    (сметана, йогурт, кефир…)

    -Я собираю ребёнка в школу, какие канцелярские товары есть в вашем магазине?

    (ручки, тетради, карандаши…)

    «Какие бывают животные?» -(по среде обитания, хищники, грызуны…)

            «Вспоминай – ка» - предлагаю ребёнку закрыть глаза и вспомнить как можно больше предметов оранжевого цвета, например, один предмет называет ребёнок, другой я. Побеждает тот, кто назвал последний предмет.

    «Когда это бывает?»

    (оттепель, листопад, капель, заморозки, вьюга, половодье, позёмка, проталинки, снегопад… весна, осень, зима).

    Логическая операция  сравнение – т.е. мысленное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам.

    Использую такие игры и упражнения:

    «Сравни картинки»,

    «Сравни предметы»,

    «Назови предметы, похожие по признаку» (вкусные – сладкие…)

    «Отличающиеся по признаку» (маленькие – большие…), а также по форме, цвету, материалу из которого сделаны.

    «Сравни слова» (стол – стул, пальчик – мальчик…)

    «Назови предметы, похожие по действию» - (молчит – разговаривает…)

    В своей работе с детьми я также использую такой логический приём, как систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определённой системы.

    Ставлю на доску 3-4 сюжетных картинки и предлагаю детям определить последовательность событий и составить рассказ. Объяснить, почему они считают, что цепочка событий должна быть расположена именно в таком порядке. Рассматриваем серии картинок:

    «Стадии развития лягушки», «Возраст», «Развитие гороха», «Посадили семечко»…

    Использую такие игры и упражнения:

    «Что не так?»

    -вырос петушок,

    -снесла курочка яичко,

    -вылупился цыплёнок.

    «Что сначала, что потом» - на огороде поспел урожай картофеля. Дети объясняют, что сначала нужно подготовить семена картофеля, вскопать огород, посадить семена, прополоть и т.д.

    Очень интересна такая форма развития логического мышления, как умозаключения, когда ребёнок при помощи одного или нескольких суждений о предмете или явлении, на основе определённого вывода, получает заключение. Эту способность можно развивать при помощи таких игр и упражнений:

    Например, в каждом явлении существуют положительные и отрицательные моменты.

    «Идёт дождь» - это хорошо для растений, но плохо, потому что ребёнка не пускают гулять.

    Предлагаю детям подумать, что хорошее и плохое можно найти в следующих явлениях и событиях:

    «Отдых на пляже», «Снегопад», «Просмотр телепередач», «Прогулка по лесу», «Листопад»…

    Упражнение «Найди в каждой группе слов, предметы, образующие пару» (ваза, ручка, кораблик, цветок, рыба, стол, платье…) Ребёнок объясняет почему он составил пары «ваза – цветок», «ваза – стол», «ручка – стол».

    Также очень интересно упражнение «Ассоциации». Предлагаю рассказать детям, о чём они подумали, когда я произнесла «Летний вечер», «Жаркий полдень», «Снегопад»…

    Как вариант этой игры, я произношу слово и предлагаю детям сразу назвать слово или явление, которое возникло у них в голове, когда они его услышали. Затем предлагаю детям объяснить ассоциацию. Стараюсь активизировать мышление детей, называть несколько ассоциаций:

    Медведь – пчёлы, Маша, лес…

    Море – Чёрное, пляж, кит…

    Также очень интересные умозаключения дети делают при отгадывании и придумывании загадок.

    «Как ты думаешь, какие из этих суждений верные, а какие нет? Объясни почему.

    -ветер дует, потому что деревья качаются.

    -распустились цветы, потому что наступило лето…

    «Продолжи фразу»

    -я пошёл купаться, потому что…

    -я тепло оделся, потому что…

    «Закончи мысль»

    -все рыбы умеют плавать, щука – это рыба, значит…(она тоже плавает).

    Все логические задачи предполагают, что прежде чем ребёнок даст на них ответ, он построит своё умозаключение, используя накопленные ранее знания и умения.

         



    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы

    воспитателя подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Оксаны Викторовны Клочко.

    «Использование словесных логических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте»

    Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность ребёнка – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал.

    Использование словесных логических игр и упражнений, не только развивает речь ребёнка, но и позволяет ему приобрести навык логического мышления, «способность действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба в школе, выполнение заданий потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

    Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой ответ, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Логические приёмы и операции, такие как синтез, анализ, классификация, сравнение, систематизация, умозаключения можно и нужно использовать как в организованной образовательной деятельности с детьми, так и в течение всего дня.

    Я классифицирую игры по логическим операциям, а не потому, где их можно применить. Так как в любом виде деятельности детей есть вопросы, которые заставляют ребёнка логически мыслить.

    Игры и упражнения можно применять, как с опорой на наглядный материал, так и без него.

    Важнейшие логические операции:

    Анализ – процесс расчленения целого на части и установления связей, отношений между ними.

    Синтез – процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

    Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций при обучении детей грамоте.

    Развитие навыков звукового, слогового, фонематического анализа и синтеза, а также анализа предложений закрепляются в следующих играх и упражнениях:

    «Составь слово, взяв по одному слогу из данных слов»

    (например: рама – рак, мак, кора, Тома…)

    «Составь слово, переставив буквы» - (раш – шар, рыс – сыр…)

    «Исправь ошибку в слове»

    Доски на гору везём,

    Будем строить новый ком (дом).

    Мишка плачет и ревёт,

    Просит пчёл, чтоб дали лёд (мёд).

    «Придумай рифму к слову» -(бочка – ночка, дочка, точка…)

    «Какой звук потерялся?» -(крот – рот, арка – рак…)

    «Кто больше?» - подбор слов с определённым звуком в начале, в середине и в конце слова.

    «Закончи слово с определённым началом, окончанием»

    (ра – ракета, радио, рама, радость, ко-ра, ды-ра, но-ра…)

    «Угадай слово» - я  выделяю голосом первый звук в словах

    (рак, осы, заяц, арка – роза)

    «Придумай предложения с определёнными словами»

    «Что не так?»

    Ехал кактус на коне,

    Вёл старушку на ремне.

    А собачка в это время

    Мыла Ваню на окне.

    «Исправь ошибку в предложении»

    Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой.

    Следующая логическая операция – классификация, т.е. распределение предметов по группам на основании общих признаков. Научившись классифицировать, ребёнок приобретает умение распределять предметы по группам в уме, этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, а также для развития творческого мышления.

    В подготовительной к школе группе игры и упражнения усложняются, дети учатся классифицировать один и тот же предмет по разному, запоминать большой объём информации сразу.

    Например, упражнение «Будь внимательным» - даю детям задание послушать слова, разделить их на группы, дать название каждой группе слов:

    (комар, лиса, щука, муха, окунь, волк, муравей, карась, медведь) – насекомые, животные, рыбы.

    (груша, помидор, малина, апельсин, крыжовник, огурец, яблоко, смородина, тыква) – фрукты, ягоды, овощи.

    Игра «Магазин» -

    -Что вы можете мне предложить из молочных продуктов?

    (сметана, йогурт, кефир…)

    -Я собираю ребёнка в школу, какие канцелярские товары есть в вашем магазине?

    (ручки, тетради, карандаши…)

    «Какие бывают животные?» -(по среде обитания, хищники, грызуны…)

            «Вспоминай – ка» - предлагаю ребёнку закрыть глаза и вспомнить как можно больше предметов оранжевого цвета, например, один предмет называет ребёнок, другой я. Побеждает тот, кто назвал последний предмет.

    «Когда это бывает?»

    (оттепель, листопад, капель, заморозки, вьюга, половодье, позёмка, проталинки, снегопад… весна, осень, зима).

    Логическая операция  сравнение – т.е. мысленное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам.

    Использую такие игры и упражнения:

    «Сравни картинки»,

    «Сравни предметы»,

    «Назови предметы, похожие по признаку» (вкусные – сладкие…)

    «Отличающиеся по признаку» (маленькие – большие…), а также по форме, цвету, материалу из которого сделаны.

    «Сравни слова» (стол – стул, пальчик – мальчик…)

    «Назови предметы, похожие по действию» - (молчит – разговаривает…)

    В своей работе с детьми я также использую такой логический приём, как систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определённой системы.

    Ставлю на доску 3-4 сюжетных картинки и предлагаю детям определить последовательность событий и составить рассказ. Объяснить, почему они считают, что цепочка событий должна быть расположена именно в таком порядке. Рассматриваем серии картинок:

    «Стадии развития лягушки», «Возраст», «Развитие гороха», «Посадили семечко»…

    Использую такие игры и упражнения:

    «Что не так?»

    -вырос петушок,

    -снесла курочка яичко,

    -вылупился цыплёнок.

    «Что сначала, что потом» - на огороде поспел урожай картофеля. Дети объясняют, что сначала нужно подготовить семена картофеля, вскопать огород, посадить семена, прополоть и т.д.

    Очень интересна такая форма развития логического мышления, как умозаключения, когда ребёнок при помощи одного или нескольких суждений о предмете или явлении, на основе определённого вывода, получает заключение. Эту способность можно развивать при помощи таких игр и упражнений:

    Например, в каждом явлении существуют положительные и отрицательные моменты.

    «Идёт дождь» - это хорошо для растений, но плохо, потому что ребёнка не пускают гулять.

    Предлагаю детям подумать, что хорошее и плохое можно найти в следующих явлениях и событиях:

    «Отдых на пляже», «Снегопад», «Просмотр телепередач», «Прогулка по лесу», «Листопад»…

    Упражнение «Найди в каждой группе слов, предметы, образующие пару» (ваза, ручка, кораблик, цветок, рыба, стол, платье…) Ребёнок объясняет почему он составил пары «ваза – цветок», «ваза – стол», «ручка – стол».

    Также очень интересно упражнение «Ассоциации». Предлагаю рассказать детям, о чём они подумали, когда я произнесла «Летний вечер», «Жаркий полдень», «Снегопад»…

    Как вариант этой игры, я произношу слово и предлагаю детям сразу назвать слово или явление, которое возникло у них в голове, когда они его услышали. Затем предлагаю детям объяснить ассоциацию. Стараюсь активизировать мышление детей, называть несколько ассоциаций:

    Медведь – пчёлы, Маша, лес…

    Море – Чёрное, пляж, кит…

    Также очень интересные умозаключения дети делают при отгадывании и придумывании загадок.

    «Как ты думаешь, какие из этих суждений верные, а какие нет? Объясни почему.

    -ветер дует, потому что деревья качаются.

    -распустились цветы, потому что наступило лето…

    «Продолжи фразу»

    -я пошёл купаться, потому что…

    -я тепло оделся, потому что…

    «Закончи мысль»

    -все рыбы умеют плавать, щука – это рыба, значит…(она тоже плавает).

    Все логические задачи предполагают, что прежде чем ребёнок даст на них ответ, он построит своё умозаключение, используя накопленные ранее знания и умения.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

    Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

    Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

    Опыт работы по изучению особенностей развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Для детей 3-го года жизни подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются ...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции ус...

    Перспективный план работы с детьми раннего, младшего и старшего дошкольного возраста по формированию безопасного поведения

    Целью перспективного плана является формирование у детей дошкольного возраста основ осознательного отношения к организации безопасного взаимодействия с окружающем миром во всём многообразии его проявл...

    Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

    Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....