Выступление на районном семинаре "Организация работы ПМПк в МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
презентация по коррекционной педагогике по теме

Лашина Ольга Сергеевна

Полноценное развитие ребенка – одна из важнейших задач образования на современном этапе, которая требует поиска наиболее эффективных путей её достижения. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pmpk.pptx1.54 МБ
Файл doklad_pmpk.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы ПМПк в МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида » Лашина Ольга Сергеевна 2016 год

Слайд 2

Цель деятельности ПМПк МБДОУ организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.

Слайд 3

Документы психолого-медико-педагогического консилиума разработаны в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом Российской федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в редакции от 21.12.2004 N 170-ФЗ) - Приказом от 30.08. 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» - Инструктивным письмом управления специального образования Министерства образования Российской Федерации от 14. 07.2003 № 27/ 2967- 6 «О психолого-медико-педагогической комиссии» - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения -Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» - Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации - Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46 — ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». - Приказом Минобрнауки РФ от 17.10. 2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Уставом МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида».

Слайд 4

Документация Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПМПк Приказ по ДОУ о создании психолого-медико-педагогического консилиума. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме. Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами. Договор о взаимодействии психолого-медико-педагогического консилиума ( ПМПк ) МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» и районной психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК). Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) воспитанника План работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ Журнал записей детей на психолого-медико-педагогический консилиум. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. Протоколы заседаний психолого-медико-педагогического консилиума. Утвержденные формы документации специалистов Протокол обследования ребёнка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума. Коллегиальное заключение психолого-медико-педагогического консилиума. Папка развития воспитанников. Дневник динамического наблюдения -

Слайд 5

Формы ПМПк

Слайд 6

Приказ о создании ПМПк в ДОУ

Слайд 7

Состав ПМПк в ДОУ

Слайд 8

Положение о ПМПк в ДОУ

Слайд 9

План работы ПМПк на 2015-2016 уч.год

Слайд 10

Заседания ПМПк Плановое определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; инамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута коррекционно-развивающей работы при завершении учебного года. Внеплановое принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

Слайд 11

Обследование на МПМк

Слайд 12

Взаимодействие ПМПк с родителями воспитанника Взаимодействие осуществляется на договорной основе между МБДОУ и родителями(законными представителями) Обследование ребёнка специалистами осуществляется по инициативе родителей Изменения условий получения коррекционной помощи осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) и предложенные рекомендации реализуются только с их согласия

Слайд 13

Интеграция специалистов и законных представителей ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы

Слайд 14

Сайт ДОУ http://romdskv13.a2b2.r u / МБДОУ "РОМОДАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА"

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Выступление на районном семинаре

«Организация работы ПМПк

в МБДОУ  «Ромодановский детский сад

комбинированного вида»

Подготовила: Лашина О.С.

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

2016 год

Полноценное развитие ребенка – одна из важнейших задач образования на современном этапе, которая требует поиска наиболее эффективных путей её достижения. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.

Совершенствование   системы   образования   в   соответствии   с Законом   Российской   Федерации    «Об   образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами   требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогического сопровождения, внедрения   в   практику   работы   общеобразовательных   учреждений комплексных   мер,   направленных    на   своевременное   обеспечение каждому   ребенку   адекватных   условий   для    развития,   воспитания, получения  полноценного  образования.

Современные социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Неуклонно растет количество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличивается количество таких детей и в общеобразовательных учреждениях.

Проблема ПМП сопровождения детей с ОВЗ становится ещё более актуальной в связи с введением ФГОС дошкольного образования, который учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Исходя из стратегической цели государственной образовательной политики, которая направлена на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, которые  связаны  с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития, в МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» был создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).  Именно ПМПк  отводиться ведущая роль в вопросе инклюзивной образовательной среды, т.к. он является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.  

        Предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы психолого-медико- педагогического консилиума нашего ДОУ.

 Документы психолого-медико-педагогического консилиума разработаны в соответствии с:

           - Федеральным законом  от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - Федеральным законом Российской федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в редакции от 21.12.2004 N 170-ФЗ)

           - Приказом от 30.08. 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

           - Инструктивным письмом управления специального образования Министерства образования Российской Федерации от 14. 07.2003 № 27/ 2967- 6 «О психолого-медико-педагогической комиссии»

          - Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»  

        - Письмом Министерства образования Российской Федерации  от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения

        -Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

   - Федеральный Закон от 03.05.2012 № 46 — ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

    - Приказом Минобрнауки РФ от 17.10. 2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    - Уставом МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида».

          Работа ПМПк МБДОУ основывается  на строгом соблюдении международных и российских законов о защите и развитии детей, Конвенции ООН о правах ребенка, декларация о правах человека,  нормативных документов Министерства образования и Минздравсоцразвития России.

Данный материал разрабатывается и применяется в практической деятельности в учреждении в течение трех лет. За  это время улучшилось качество диагностической работы, более дифференцированно распределено внимание к поступившему контингенту воспитанников.

Исходя из цели и задач работы ПМПк, в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • просветительское;
  • профилактическое;
  • консультативное;
  • организационное.

Документация:

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПМПк
  2. Приказ по ДОУ о создании психолого-медико-педагогического консилиума.
  3. Положение о  психолого-медико-педагогическом консилиуме.
  4. Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами.
  5. Договор о взаимодействии психолого-медико-педагогического консилиума  (ПМПк) МБДОУ «Ромодановский детский сад  комбинированного вида»  и районной психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК).
  6. Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) воспитанника
  7. План работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ
  8. Журнал записей детей на психолого-медико-педагогический консилиум.
  9. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума.
  10. Протоколы заседаний психолого-медико-педагогического консилиума.
  11.  Утвержденные формы документации специалистов
  12. Протокол обследования ребёнка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.
  13. Коллегиальное заключение психолого-медико-педагогического консилиума.
  14. Папка развития воспитанников.
  15. Дневник динамического наблюдения

Основными ее формами являются:

  • индивидуальная и групповая диагностическая, коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;
  • индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами;
  • подготовка и участие в заседаниях ПМПк;
  • подготовка документации и направление дошкольников в случае необходимости на заседание районной ПМПК

Первым шагом в осуществлении деятельности ПМПк является приказ о его создании. Его оформление  соответствует требованиям ведения документации в ДОУ, он издается в начале учебного года. Этот приказ ежегодно возобновляемый, в составе консилиума возможны  персональные изменения, но круг специалистов постоянный.

В состав консилиума в нашем учреждении включены:

  • Старший воспитатель
  • Учитель – логопед
  • Ст. медсестра
  • Воспитатели (в случае обсуждения воспитанников их групп)

 Общее руководство ПМПк осуществляется руководителем образовательного учреждения.

Цели, задачи, принципы организации деятельности консилиума отражены в положении о консилиуме, принятом педагогическим советом и являющимся локальным актом учреждения.

  Затем составляется план работы консилиума на год. План включает  перечень мероприятий, отражающих реализацию ключевых задач специальной помощи и коррекционно-педагогического воздействия на ребенка

 Организационной формой работы консилиума является заседание.

Согласно предложенным нормативным документам, заседание  проводиться не реже раза в квартал: стартовый - сентябрь, промежуточные –  февраль, итоговый – май. Это плановые заседания, решающие организационно-методические вопросы.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

-        определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

-        выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

-        динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

-        решение вопроса об изменении образовательного маршрута коррекционно-развивающей работы при завершении учебного года.

Но, как показывает практика, в течение года проводится достаточное количество и внеплановых заседаний, посвященных решению  различных педагогических ситуаций.  Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя.

В задачи внепланового консилиума входят:

-        принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

-        изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

-        изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

             На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния дошкольника.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы. (

  • Каков психологический, педагогический и медицинский статус воспитанника на момент обследования?
  • Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие воспитанника в целом на момент обследования?
  • Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе обучения и воспитания в ДОУ?
  • В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
  • Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными педагогами, родителями воспитанника и администрацией ДОУ?

             Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится старший воспитатель или учитель-логопед. В его функции входит ведение карты развития дошкольника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.

По итогам заседания оформляется протокол, в котором отражены все вопросы, обсуждаемые коллегиально, указан круг лиц, принявших участие и  сделавших сообщения  по данным темам, отражены выводы и рекомендации, принятые консилиумом. Протокол подписывается председателем и всеми членами ПМПк (не позднее чем через 3 дня). Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.

 Это особенно важно в случае конфликтных ситуаций, решении проблем детей с сочетанным нарушением. В таком случае в протоколе фиксируется, кто назначен ведущим специалистом по коррекционному сопровождению, какая педагогическая и методическая поддержка будет оказана сотрудникам учреждения, работающим с этим ребенком. При возникновении конфликтных ситуаций между администрацией учреждения и родителями по вопросу оказания необходимой помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья анализ этих документов позволяет определить степень ответственности каждой из сторон и  придти к решению проблемы в интересах ребенка (Приложение)

Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ПМПк  с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе.

Родители, в свою очередь, выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение ребенка в соответствии с показаниями в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов консилиума. Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу должно быть оформлено в письменном виде. Договор заключается с родителями (законными представителями) всех вновь поступивших детей, прилагается к личному делу ребенка и хранится до выпуска ребенка из детского сада. Договор скрепляется подписями и печатью учреждения (Приложение)

В соответствии с планом работы специалистов регулярно проводится обследование контингента воспитанников с целью выявления детей с опережающим и нормативным уровнем развития, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии. В этой работе важна систематичность, поэтому специалисты консилиума дважды в год собирают информацию и проводят диагностические наблюдения детей: осенью, в плановом обследовании с целью уточнения комплектования, и весной по итогам учебного года с целью динамического наблюдения за имеющимся контингентом воспитанников с проблемами в развитии и выявления новых детей с нарушениями в развитии. Параллельно собирается информация от воспитателей массовых групп о детях, плохо адаптирующихся в условиях сада, имеющих отклонения в поведении. Затем специалисты  проводят более углубленное обследование выявленной группы. Медицинские работники предоставляют информацию о физическом развитии ребенка. Особо важным является документальное оформление результатов диагностики. В ПМПк формируется банк информации, в него входят протоколы обследования специалистов, педагогические наблюдения и характеристики воспитателей. В устной форме собирается информация медработников на данного ребенка. Специалистами нашего учреждения разработан пакет документов, которые заполняются на каждого ребенка и остаются в специальном архиве ПМПк.

Т.к. при постоянном росте числа детей с отклоняющимся развитием самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста – составляют дети с отклонениями в речевом развитии, подробно проводится логопедическое обследование (Приложение)

Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи.

Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения.

В 2013-2014 учебном году логопедическое обследование прошли 30  дошкольников; 2014 – 2015 – 33 человек, 2015-2016 – 31.

Из них были направлены на ПМПк

2013-2014 – 15 человек

2014-2015 – 17 человек

2015-2016- 11 человек

Осуществление комплексного диагностического обследования невозможно без наблюдений воспитателя и составления психолого-педагогической характеристики. (Приложение)

В работе с родителями, мы используем всевозможные формы взаимодействия. Так, ежегодно проводятся общие и групповые родительские собрания в нетрадиционной форме с привлечением узких специалистов, медицинских работников. Родителям предоставляется возможность стать полноценными участниками педагогического процесса: родители и дети рисуют, придумывают сказки, мастерят поделки своими руками.

Специалистами консилиума также  проводится индивидуальное консультирование родителей, на котором обсуждаются проблемы ребенка. После выявления проблемы, определяется круг задач, решение которых поможет ее преодолению. Хороший результат дает посещение родителями коррекционных занятий специалистов (в частности логопедических занятий).         На этих занятиях родителям объясняются цели и приемы коррекционной работы по развитию движений органов артикуляционного аппарата, показывается правильное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, оценка четкости, плавности, дифференцированности движений. Также даются практические советы по воспитанию, лечению, развитию ребенка.

Систематическая и целенаправленная работа с родителями имеет большое значение для повышения эффективности коррекционного процесса, а также способствует улучшению детско-родительских отношений.

Все проблемы, которые имелись у детей в дошкольном возрасте, во весь «рост» встают  в школе. Ведь в детском саду не ставят оценки и не оставляют на второй год. И чтобы у родителей не возникало вопросов: «Как так случилось, что их ребенок, у которого в детском саду не было никаких проблем, в школе плохо учится?», именно поэтому необходимо уделять работе ПМП консилиума должное внимание.

Практика работы показывает — индивидуальное сопровождение развития ребенка на основе продуманного, совместного, всесторонне обоснованного и обеспеченного маршрута — достаточно действенный механизм повышения эффективности коррекционной работы с детьми имеющими различные проблемы в развитии. Объединение усилий педагогов, родителей, медицинских работников создает единую линию планомерных действий по коррекции отклонений в развитии каждого ребенка, укреплению здоровья, физическому и интеллектуальному развитию, коррекции эмоционально-волевой сферы, что в итоге обеспечит ему полноценную подготовку к успешному обучению в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса в работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222».

Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процессав работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222»....

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  средствами народной оздоровительной педагогики....

Перспективный план работы с родителями в старшей группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77» Энгельсского муниципального района Саратовской области на 2014 – 2015 уч.г.

Задачи МБДОУ«Детский сад комбинированного вида №77»на 2014 – 2015 учебный год  Цель: повышение качества образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовате...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Консультация для воспитателей « Сенсорная развивающая среда в детском са

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский  район...