Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса в работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кривоношкина Анна Ивановна

Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса

в работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sberegayushchie_tehnologii_anya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса

в работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222».

     Здоровьесберегающее сопровождение реализуется на практике тренингами и занятиями:

-с агрессивными детьми;

- с гиперактивными детьми;

- с тревожными детьми;

- коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном возрасте.

    Целью тренинга  и занятий с агрессивными детьми является  знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных, например, игра в «Обзывалки» и невербальных средств, например, большинство подвижных активных игр. Данные мониторинга показывают, что детей, получивших возможность выплеснуть гнев вс разрешения педагога, негативные эмоции уменьшают желание действовать агрессивно.

     Упражнение «Работа с гневом».

Предлагается список выражения гнева. Дети выбирают те приемы, которые считают наиболее приемлемыми.

     Ролевые игры с отработкой навыков бесконфликтного общения.

     Упражнения на развитие эмпатии.

     Упражнение «Эффективное взаимодействие».

     Обсуждение наиболее часто встречаемых конфликтных  ситуаций. (Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую уже кто-то играет).

      Упражнения на развитие навыков саморегуляции, обучение приемам релаксации.

      Цель тренинга с гиперактивными детьми -  предоставление ребенку почувствовать тело, снять мышечного напряжения, ощутить себя членом группы.

      Игра «Давайте поздороваемся» обучает различным вариантам вербального и невербального общения.

      Игры на развитие навыков распределения внимания (например, игра «Черепаха»).

      Игры на умение контролировать свои движения.

      Игры на умения устанавливать контакт с окружающими.

      Ролевые игры, их обсуждения.

      Релаксация.

      Целью тренинга с тревожными детьми  является  повышение самооценки, обучение приемам снятия мышечного напряжения и отработка  навыков уверенного поведения.

      Игры, способствующие созданию спокойной, доверительной атмосфере в группе

 ( игра «Щепки на реке»).

      Игры на отработку навыков уверенного поведения («Я – президент РФ).

      Релаксация мышц («Рисование в воздухе»).

      Психическое здоровье ребенка обеспечивается адекватным ролевым развитием, то есть умением принимать на себя роли, адекватные новым ситуациям, обладать гибкостью и креативностью. Наиболее эффективно через обращение к традиционной русской культуре.

     Структура занятия включает в себя:

- актуализацию темного начала в персонаже;

- актуализацию светлого начала в персонаже;

- игра «Праздник».

      Героями занятий являются Змей Горыныч, Баба – Яга, Волк, Медведь.

 

      Рассмотрим  наиболее распространенные нервно – психические нарушения у детей дошкольного возраста. Ниже укажем не только характерные признаки нарушений, но и пути их решения  в свете   здоровьесберегающего сопровождения  образовательного процесса  в нашем детском саду педагогом-психологом.

      Нервная и соматическая ослабленность  у ребенка в детском саду и дома:

  1. Беспокоен, эмоционально переживает, повышенно чувствителен, раним. Настроение может меняться по непонятной причине.

Нужна организация психологической работы  с родителями  в виде профилактики и коррекции в семейных отношениях.

  1. Легко потеет, краснеет, бледнеет. Кружится, болит голова, возникает рвота. Плохо реагирует на изменение погоды.

      Нужно укреплять нервную и иммунную систему.

  1. Плохо и мало для  своего  возраста спит. Засыпает с трудом,  спит чутко, просыпается, плохое настроение после сна.

Рекомендуем чтение сказок перед сном и (или) слушание специально подобранных музыкальных  произведений. Тактильный контакт  взрослого с ребенком в виде успокаивающих поглаживаний.

  1. Утомляется и отвлекается быстрее сверстников. Плохо переносит качели, поездки в автомобиле, жару, духоту.

      Необходимо организовать спортивные и оздоровительные мероприятия.

  1. Плохо и мало для своего возраста ест. Различного характера диатезы, аллергии.

 Рекомендуем сажать таких детей со сверстниками, имеющими хороший аппетит.

  1. Часто болеет, заболевания легко приобретают статус хронических, ослаблен иммунитет.

 Используем закаливающие мероприятия.

  1. Вес меньше или гораздо больше возрастной нормы, бледный, вялый.

  Необходимо предоставить ребенку возможности отдыха в детском саду тогда, когда у него возникает в этом необходимость. Дозирование времени пребывания в детском саду.

 Невротические реакции у детей в детском саду и дома, которые могут перерасти в невротическое состояние и в невроз как заболевание:

  1. Сильно переживает и расстраивается по поводу и без повода.

       Необходимо своевременно проявить эмоциональную отзывчивость к ребенку.          Обучить способам выражения своих чувств, проблем и переживаний.

  1. Раздражителен, с трудом сдерживается и не может терпеть.

 Нужно проявляйть гибкость в общении с ребенком, отказ от излишней принципиальности.

  1. Неадекватно реагирует на справедливые замечания.

Демонстрируем и обучаем моделям бесконфликтного поведения.

  1. Не уверен ни в себе, ни в других. Боязлив и заражен страхами.

 Вера в возможности ребенка, внушение уверенности.

  1. Неадекватно ведет себя: когда надо сдержаться, он наоборот, возбуждается, а когда надо проявить активность – тормозит.

      Повышение самооценки ребенка, похвала даже за малые достижения.

  1. Невнимателен и быстро отвлекается.

 Тренировка внимания. Обучение способам расслабления и снятия напряжения.

  1. С ребенком трудно договориться о чем – либо.

  Психологическая коррекция семейных отношений.

     Основные особенности родителей,  негативно влияющие на  взаимодействие  и поведение детей в группе в детском саду:

- конфликтность;

- проблемы взаимоотношений;

- дефекты воспитания;

- недостаточно сформированный навык общения;

- хроническое чувство усталости;

- тревожно – мнительная фиксация болезненных ощущений.

У матерей неадаптированных девочек выявлены следующие особенности поведения:

- нетерпимость к чужому мнению;

- чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний;

- подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и суждениям;

- неуверенность;

- тревожно – мнительные черты характера.

У матерей неадаптированных мальчиков отмечаются следующие особенности поведения:

- большое количество жалоб;

- хроническое чувство усталости и недомогания;

- тревожно – мнительная фиксация болезненных ощущений;

- ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.

Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и педагогами.

   Следующий блок причин  связан с особенностями личности педагогов  дошкольного учреждения. Основные особенности:

- отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов;

- частая сменяемость воспитателей;

- большое количество детей в группе;

- высокий шумовой фон в группе детского сада;

- неудовлетворенное состояние нервной системы педагога;

- левополушарная направленность  воспитания и обучения;

- авторитарность педагога;

- недостаточная компетентность в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей.

   Детям с нарушениями особенностей поведения в детском саду  педагог-психолог предлагает:

- спонтанные психотерапевтические игры, направленные на уменьшение мышечного напряжения, повышение игровой активности и контактов, создание мотивации на участие в совместных играх;

- игры на знакомство и представление себя, повышающее настроение и уменьшающее беспокойство по поводу отсутствия родителей;

- игры на преодоление страхов и опасений в неожиданных ситуациях, уменьшающие растерянность ребенка при обращениях к нему, преодоление ребенком мнительности и недоверия к окружающим.

   

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» г. Саратова по развитию речи. Домашние животные.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» г. Саратова по развитию речи. Домашние животные.Воспитателя первой квалификационно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города Саратова. Игра «Звездный час». Тема «Перелетные птицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города СаратоваВоспитатель первой квалификационной категории Коро...

Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...

Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...

Консультация для родителей "Плохие слова" педагога-психолога МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 села Успенского.

Каждый ребёнок уникален. Но он не может развиваться за счёт одних лишь врождённых особенностей. Ребёнок не может развивать свою уникальность сам. Ему нужны постоянное поощрение, доверительное общение ...

Программа кружковой работы общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» по сенсорному развитию «Калейдоскоп» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103»

Кружковая работа для детей второй младшей группы по сенсорному развитию.«Калейдоскоп»  Составила и разработала: воспитатели 2мл.гр.:Шорникова М.А....

План повышения квалификации (самообразования) педагога-психолога МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2014 – 2018 г.г.

В настоящее время неоднократно звучит мысль о том, что создание системы образования для детей дошкольного возраста является из основных направлений продолжения модернизации российского образования. Пр...