Главные вкладки

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Консультация для воспитателей « Сенсорная развивающая среда в детском са
    консультация (младшая группа) на тему

    Куприяненко Марина Викторовна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский  район

     

     

     

     

     

     

    Консультация для воспитателей

    « Сенсорная развивающая среда в детском саду»

     

     

     

     

                                                           Воспитатель: Куприяненко Марина

                                                                 Викторовна

     

     

     

     

     

     

     

     « Сенсорная развивающая среда»

    Детский сад - это второй дом для детей, где им должно быть уютно и радостно.

        Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда  планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша.

    Для решения ставятся следующие задачи:

    1.        Создать в группе условия для обогащения зрительного сенсорного
    опыта детей в различных центрах активности в группе.

     2.        Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми
    игры и упражнения, направленные на обогащение слухового,
    обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного
    чувственного опыта детей.

     3.        Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей
    через выполнение с ними различных видов заданий.

    Технология современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - поможет создание в ДОУ сенсомоторного уголка.

               Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

    1. Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
      и т. д, ).

     2.        Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

     3.        Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
    релаксации и комфортного самочувствия детей.

     4.        Создания положительного, эмоционального фона, повышения
    работоспособности ребёнка.

     5.        Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания,
    восприятия, памяти).

     6.        Повышения мотивации к самостоятельной деятельности
    дошкольников.

                 Сенсомоторный уголок включает несколько видов центров:

     Центр «Воды и песка», который помогает в решении многих важных задач в сенсорном развитии детей 2-3 лет. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и знакомим с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.

    Работа с детьми в центре «Воды и песка» требует определенных условий: центр удобно расположен в светлой части группы, там легко делать уборку, дети могут свободно подходить к нему со всех сторон, приобретены различные атрибуты для игр: лопатки, совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д. Составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие. Малыши очень любят играть в такие игры.

    Центр тактильности,  который содержит материалы и оборудование для активизация познавательных процессов, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики.

    Для обогащения сенсорного опыта детьми, уделяем большое внимание, специально организованному обследованию предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то

    другой руки. В процессе обследования мы учим выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны.

    Все это мы делаем не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее. На основе сходства выделенных свойств у разных предметов мы учим детей одни предметы сопоставлять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).

    Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.) мы используем в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны -сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным основаниям.

    Для активизация познавательных процессов и словарного запаса детей используем куклы - малютки, куклы - рукавички, пальчиковый и настольный театр. Ведем разговор от имени куклы, героя; играем в сюжетные игры «День рождения», «Дочки - матери» и др.

    Для, формирования зрительного восприятия: проводим игры, способствующие различению цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).

    Используем следующие дидактические игры:

    ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.

    ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.

    Величина: «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы» «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

    Для развития тактильных ощущений в центре подобраны различные материалы разной фактуры ( кусочки меха; шёлка; шнурки; бархатная бумага); выпуклые буквы, цифры.

    Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».

    Большое внимание в своей работе уделяем развитию мелкой

    моторики. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые  посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему  (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

    Изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,

    «Веселая лужайка». Ребятишки с удовольствием пристегивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки; упражняются в застегивании и расстегивании пуговиц, замков.

    Проводим работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

    Составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.

    Центр «Зеркало» предназначен для снижение нервно - психического напряжения, формирование уверенности в себе, развитие мимики и пантомимики, умение выражать различные эмоциональные состояния. Проводим такие игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».

    Центр «Ребристый мостик» предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков. Проводим игры: «Через ручеек», «Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.

    Музыкальный центр способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, формированию навыков само-регуляции.

    Для развития слухового восприятия используем в игре игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов.

    Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец».

    Для достижения релаксации прослушиваем аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.

    Развивающие игры с детьми в сенсомоторном уголке планируем и организуем ежедневно, как в первой половине дня, так и во второй. Игры проводим с небольшими подгруппами детей и индивидуально.

    Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но мы меняем их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.

    Правильно организованная среда, помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию эмоционально положительной атмосферы в группе, и приучению детей к самостоятельным играм.

    Таким образом, сенсорное развитие ребенка - буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_sensornoe_vospitanie_detey.docx521.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский  район

    Консультация для воспитателей

    « Сенсорная развивающая среда в детском саду»

                                                           Воспитатель: Куприяненко Марина

                                                                 Викторовна

    2017г

     « Сенсорная развивающая среда»

    Детский сад - это второй дом для детей, где им должно быть уютно и радостно.

        Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда  планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша.

    Для решения ставятся следующие задачи:

    1.        Создать в группе условия для обогащения зрительного сенсорного
    опыта детей в различных центрах активности в группе.

     2.        Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми
    игры и упражнения, направленные на обогащение слухового,
    обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного
    чувственного опыта детей.

     3.        Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей
    через выполнение с ними различных видов заданий.

    Технология современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - поможет создание в ДОУ сенсомоторного уголка.

               Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

    1. Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
      и т. д, ).

     2.        Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

     3.        Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
    релаксации и комфортного самочувствия детей.

     4.        Создания положительного, эмоционального фона, повышения
    работоспособности ребёнка.

     5.        Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания,
    восприятия, памяти).

     6.        Повышения мотивации к самостоятельной деятельности
    дошкольников.

                 Сенсомоторный уголок включает несколько видов центров:

     Центр «Воды и песка», который помогает в решении многих важных задач в сенсорном развитии детей 2-3 лет. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и знакомим с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.

    Работа с детьми в центре «Воды и песка» требует определенных условий: центр удобно расположен в светлой части группы, там легко делать уборку, дети могут свободно подходить к нему со всех сторон, приобретены различные атрибуты для игр: лопатки, совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д. Составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие. Малыши очень любят играть в такие игры.

    Центр тактильности,  который содержит материалы и оборудование для активизация познавательных процессов, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики.

    Для обогащения сенсорного опыта детьми, уделяем большое внимание, специально организованному обследованию предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то

    другой руки. В процессе обследования мы учим выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны.

    Все это мы делаем не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее. На основе сходства выделенных свойств у разных предметов мы учим детей одни предметы сопоставлять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).

    Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.) мы используем в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны -сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным основаниям.

    Для активизация познавательных процессов и словарного запаса детей используем куклы - малютки, куклы - рукавички, пальчиковый и настольный театр. Ведем разговор от имени куклы, героя; играем в сюжетные игры «День рождения», «Дочки - матери» и др.

    Для, формирования зрительного восприятия: проводим игры, способствующие различению цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).

    Используем следующие дидактические игры:

    ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.

    ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.

    Величина: «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы» «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

    Для развития тактильных ощущений в центре подобраны различные материалы разной фактуры ( кусочки меха; шёлка; шнурки; бархатная бумага); выпуклые буквы, цифры.

    Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».

    Большое внимание в своей работе уделяем развитию мелкой

    моторики. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые  посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему  (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

    Изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,

    «Веселая лужайка». Ребятишки с удовольствием пристегивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки; упражняются в застегивании и расстегивании пуговиц, замков.

    Проводим работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

    Составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.

    Центр «Зеркало» предназначен для снижение нервно - психического напряжения, формирование уверенности в себе, развитие мимики и пантомимики, умение выражать различные эмоциональные состояния. Проводим такие игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».

    Центр «Ребристый мостик» предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков. Проводим игры: «Через ручеек», «Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.

    Музыкальный центр способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, формированию навыков само-регуляции.

    Для развития слухового восприятия используем в игре игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов.

    Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец».

    Для достижения релаксации прослушиваем аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.

    Развивающие игры с детьми в сенсомоторном уголке планируем и организуем ежедневно, как в первой половине дня, так и во второй. Игры проводим с небольшими подгруппами детей и индивидуально.

    Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но мы меняем их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.

    Правильно организованная среда, помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию эмоционально положительной атмосферы в группе, и приучению детей к самостоятельным играм.

    Таким образом, сенсорное развитие ребенка - буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

    Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

    ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

    Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МДОУ№45 коррекционного вида. Челябинская область, Саткинский район, город Бакал Утверждаю Заведующий МБДОУ д/с №45КВ ____________________________

    Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г...

    Рабочая общеобразовательная программа дошкольного образования первой младшей группы №2 (с 2 до 3 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» Елабужского муниципального

    Данная рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общео...

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с комбинированного вида № 4 «Журавушка» Конспект занятия по развитию речи детей в первой младшей группе, с помощью театрализации русской народной сказки «Курочка Ряба»

    Это одно из занятий, по развитию речи детей раннего возраста. Оно было составлено с учётом возрастных особенностей детей .Занятие прошло живо,интересно ,обогатив знания детей об окружающем нас мире....

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район    Конспект занятия для дете...