Презентация "Трудные случаи в логопедической практике. Дизартрия. Коротко о заикании".
презентация по коррекционной педагогике по теме

Макарова Елена Михайловна

Обзор и анализ литературы с обменом практическим опытом по преодолению дизартрии у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_sluchai_v_logopedicheskoy_praktike.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудные случаи в логопедической практике Дизартрия. Коротко о заикании. РМО учителей-логопедов г. Богородицк 2016г. Подготовила учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 5 КВ» Макарова Е.М.

Слайд 2

Слышать. В речевом потоке определить какая группа звуков и как нарушена Видеть. Как работают органы арт. ап. при произношении как правильных ,так и нарушенных звуков Ощущать. Основные движения и положения органов арт . ап . при произнесении звуков ДУМАТЬ Над материалом который получен при обследовании ребёнка: всё что увидел, услышал, ощутил. Знать: Способы образования и причины нарушений произношений звуков, методы коррекции. Организовать . Себя и ребёнка на занятие, чтобы получить ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ. Мария Фёдорова Фомичёва Доцент кафедры логопедии факультета специальной педагогики ГОУ ВПО МГПУ Логопед должен уметь:

Слайд 3

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия . При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Слайд 4

Пока­затели Дизартрия III степени — стертая форма Дизартрия II степени — средней тяжести Дизартрия I степени — тяжелая форма 1 2 3 4 1. Мимика Выразительная симметричная. Наблюдается полный кон­троль за мими­кой, управляе­мость ее Маловыразительная. Незначительная асим­метрия лица. Недо­статочный контроль за положением губ: в покое рот приоткрыт Стойкая гипомимия, тяжелые случаи — ами- мия лица, асимметрия. Произвольные мими­ческие движения за­труднены, наблюдают­ся синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта 2. Дыхание Тип дыхания смешанный: грудобрюшной. Обе половины работают рав­номерно Дыхание поверхност­ное, ключичное, воз­можна аритмия Дыхание слабое, по­верхностное, аритмич­ное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички 3.Голосообразование Голосоподача мягкая. Голо­содыхательная струя в полном объеме, дли­тельная Голосоподача жест­кая, голос затухаю­щий. Голосовые связ­ки полностью не смы­каются (парез) Голос слабый, преры­вистый, затухающий, до полного исчезнове­ния. Возможна афония. Смыкание голосовых связок неравномерно, что отражается на го­лосе (от тихого, до рез­ких выкриков) 4. Рефлек­торные дви­жения язы­ка В полном объ­еме, достаточ­ном темпе (же­вание, облизы­вание губ) Объем и темп не­сколько ограничены, отмечается истощаемость речевых функ­ций Стойкие ограничения движений, объема, темпа (пожуй, оближи варенье) 5.Формоположения языка По средней ли­нии. Кончик ярко выражен Широкий, кончик не сформирован, девиа­ция языка(отклоняется в здоровую сторону) Стойкая асимметрия, колообразный или па­тетичный с односто­ронней атрофией Основные показатели диагностики дизартрий Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположения , удержание артикуляционной позы; произвольные дви­жения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы, оральные синкинезии , звукопроизношение

Слайд 5

6. Удержа­ние арти­куляцион­ной позы Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсут­ствует. Незна­чительная са­ливация Удерживается до 10, но наблюдаются эле­менты беспокойства, тремора, цианичности , саливации Удерживается до 5 с трудом. При спасти­ческой и гиперкинетической формах дизар­трии — ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной — язык выходит за пределы рта 7. Произ­вольные движения языка Все движения — в полном объеме и тем­пе, незначи­тельные нару­шения диффе­ренцированных артикуляцион­ных движений Легкая асимметрия. Темп замедлен. За­труднена смена арти­куляционных движе­ний. Отмечается истощаемость речевых функций Стойкая асимметрия языка. Переход от од­ного артикуляционного уклада к другому за­труднен настолько, что речь становится мало­понятной, «говорит будто каша во рту» 8. Мягкое небо Расположено по средней ли­нии. При каш­ле, на твердой атаке активно сокращается Асимметрично, паретично . В результате возможна легкая назальность Мягкое небо паретично настолько, что неб­ноглоточный затвор не образуется, отмечает­ся утечка воздуха, в ре­зультате сильная наза - льность 9. Произ­вольные движения губ: трубоч­ка, вибра­ция, улыбка Симметричны, осуществляют­ся в полном объеме и тем­пе. Возможны движения с со­противлением Асимметричны в здо­ровую сторону, дви­жения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротив­лением затруднены Асимметрия. Темп зна­чительно замедлен. Объем резко ограни­чен. Сопротивление отсутствует 10. Гиперкинезы Отсутствуют Непостоянны Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь 11. Ораль­ные синкинезии Отсутствуют Непостоянны, слабо выражены Постоянны, при попыт­ке к речи усиливаются, затрудняют общение 12. Произ­ношение Изолированно все звуки в нор­ме, но в спон­танной речи от­мечается смазанность во всех фонети­ческих группах Возможно правиль­ное, но отмечается не­разборчивость, стра­дают определенные группы звуков Чаще наблюдаются ис­кажения (межзубный, боковой сигматизмы ), голос приобретает на­зальный оттенок, стра­дает просодика: тембр, интонация, темп, выра­зительность

Слайд 6

Дизартрия III степени (легкая) Дизартрия II степени (средней тяжести) Дизартрия I степени (тяжелая) Этиология (причины) Одностороннее пораже­ние доминантного полу­шария, чаще левого, ни­жнего отдела передней центральной извилины Одностороннее поражение коры доминантного полуша­рия (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга ( к.г.м .) При односторонних пора­жениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга Неврологический статус 1. Возникает избиратель­ный центральный корко­вый парез мышц артику­ляционного аппарата, чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изоли­рованных движений, осо­бенно затруднен подъем кончика языка вверх. 2. Избирательно повыша­ется мышечный тонус, что чаще всего концен­трируется в мышцах кон­чика языка. 3. В легких случаях нару­шаются темп и плавность произношения 1. Недостаточность кинети­ческого праксиса . 2. Поиск нужного артикуля­ционного уклада, что замед­ляет темп, затрудняет плав­ность речи. 3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведе­нии отдельных артикуляци­онных укладов. 4. Недостаточность лицево­го гнозиса , особенно в об­ласти артикуляционного ап­парата. Ребенок затрудняет­ся в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностики 1.Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движе­ний. 2.Недостаточность кине­тического динамического праксиса , в результате дети испытывают большие трудности в автоматиза­ции поставленных фонем, особенно слов со стечени­ем согласных Речевой статус Нарушаются темп, плав­ность речи. Произношение замед­ленное. Какуминальные соглас­ные: Ш, Ж, Р — отсут­ствуют или заменяются дорсальными С, 3, СВ, ЗВ, Т, п, н. Часто страдает Л, ЛЬ Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Нарушения звукопроизношения неоднозначны, не­постоянны. Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аф­фрикаты (Ч, Ц). Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остает­ся нечеткой, смазанной Речь напряженная из-за трудностей при воспроиз­ведении серии последова­тельных движений. Аффрикаты распадаются на части: Ц= ТС,Ч = ТЬШ Щелевые звуки заменяют­ся на смычные: С = Т, 3 = Д и т. д. (разлитой тетиэм ). При стечении согласных звуки опускаются. Возможна избиратель­ность оглушения звонких согласных, преимущес­твенно смычных Дифференциальная диагностика дизартрий по степени поражения Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизарт­рии дифференцируют по степени поражения

Слайд 7

Дислалия Дизартрия 1. У соматически ослабленных детей. Органики нет. 1. Связана с поражением центральной нервной системы ( ц.н.с .) 2. Неврологическая симптоматика отсутствует. 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок. 3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. 4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. 4 Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. 5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный. 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. 6. Речевая активность повышена 6. Речевая активность снижена. 7. К своему дефекту критичен. 7. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит». 8. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. 8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности. 9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. 9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны. 10. Сон спокойный без ночных страхов и сновидений. 10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения. 11. Диафрагмально-речевое дыхание в норме. 11. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, не сформировано 12. В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное. 12. Поведение неровное, часты смены настроения. 13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.). 13. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития ( з.п.р .), возможна олигофрения в степени дебильности. 14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой 14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии

Слайд 8

Произношение звуков у детей с алалией Произношение звуков у детей с дизартрией 1. Общая характеристика произношения звуков 1. Достаточная сохранность мотор­ной деятельности артикуляторного механизма 2. Характерны преимущественно фо­нематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторно­го механизма 3. Многие звуки , подверженные на­рушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение 4. Разнотипные нарушения произно­шения звуков, его искажения, заме­ны. пропуски. 5. В нарушениях произношения до­минируют замены звуков 1. Выраженное нарушение артикуля­торного механизма 2. Преимущественно характерны фо­нетические нарушения 3. Изолированные звуки , подвержен­ные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение 4. Однотипные нарушения произно­шения звука (только его искажения, замена либо пропуск) 5. В нарушениях произношения доми­нируют искажения звуков 2. Искажения звуков 1. Искажение небольшого количес­тва звуков 2. Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. 3. Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществова­ние искаженной и правильной арти­куляции 1. Искажение большого количества звуков 2. Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков 3. Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение 3. Замены звуков 1. Замены артикуляторно сложных звуков 2. Непостоянны е замены звука 3. Разнообразные замены звука 4. Взаимозамены звуков сравни­тельно часты 1. Замены преимущественно артику­ляторно сложных звуков 2. Постоянные замены звука 3. Однообразные замены звука 4. Взаимозамены звуков сравнитель­но редки 4. Пропуски звуков 1. Непостоянные пропуски 2. Пропуски как артикуляторно слож­ных. так и простых звуков 1. Постоянные пропуски 2. Пропуски преимущественно арти­куляторно сложных звуков Дифференциальная диагностика дизартрии и алалии

Слайд 9

Этапы коррекционной работы по исправлению дизартрических расстройств .

Слайд 10

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры Нормализация просодики. Нормализация мелкой моторики рук Нормализация голоса. Нормализация моторики артикуляционного аппарата Нормализация речевого дыхания Все упражнения первого этапа постепенно усложняются Первый этап «подготовительный»:

Слайд 11

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ Упражнение 1. Опустить углы рта вниз при закрытом рте Упражнение 2. Растянуть углы рта в стороны (в “улыб­ку”) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом. Упражнение 3. Нахмурить брови, расслабить. Упражнение 4. Поднять брови, расслабить. Упражнение 5. Прищурить один глаз, затем другой. Упражнение 6. Зажмурить глаза, расслабить. Упражнение 7. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачи­вать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании. Упражнение 8. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу. Упражнение 9 . Воспроизвести свист . Упражнение 10. Максимально оскалить зубы. Упражнение 11. Опустить верхнюю губу на нижнюю. Упражнение 12 Натянуть нижнюю губу на верхнюю. Упражнение 13 Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу с обнажением десен Упражнение 14. Попеременно максимально обнажать верхние и нижние зубы. Упражнение 15. Втянуть углы рта и почмокать губами. Упражнение 16 Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить Упражнение 17. Пошевелить ноздрями, как бы разду­вая их. Упражнение 18. Наморщить лоб, расслабить. Упражнение 19. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем. Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.:Союз , 1999г.

Слайд 12

УПРАЖНЕНИЯ для укрепления мышц нижней челюсти При выполнении упражнений голову держать прямо, не опуская и резко не подни­мая ее; челюсть опускать без рывков и избыточного напря­жения, каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счет 1-5, Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней че­люсти не напряжены. Упражнение 1. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами). Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение. Упражнение 3. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить. Упражнение 4. Круговые движения нижней челюсти. Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выд­вижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение. Упражнение 6. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот,, подержать на счет 1-5, затем расслабить. Упражнение 7 . Рот открыт. Представить, что на подбо­родке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение. Упражнение 8 . Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), рассла­бить их и открыть рот. Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и от­крытым ртом. Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюс­тью вперед-назад с одновременными наклонами головы впе­ред-назад. Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюс­тью попеременно вправо и влево с одновременным поворо­том головы в ту же сторону. Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча. Упражнение 13. Коснуться подбородком груди. Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.:Союз , 1999г.

Слайд 13

ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что при­водит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При вы­полнении упражнений следует добиваться свободных и це­ленаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными. Упражнение 1. Расслабление и распластывание язы­ка в форме “лопаты", при этом язык лежит на нижней губе. Упражнение 2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе. Упражнение 3. Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка. Упражнение 4. Поднять узкий (широкий) язык вверх, опустить его вниз, “крестообразные движения”; скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и че­люсти неподвижны. Упражнение 5. Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны. Упражнение 6. Движение широким языком вперед-на­зад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом (“бол­тушка"). Упражнение 7. Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами. Упражнение 8. Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо. Упражнение 9. Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок). Упражнение 10. Покусывать кончик я зыка по всей по­верхности. Упражнение 11. Произносить звуки и-е (фиксировать кон­чик языка у нижних зубов), о-у-ы (оттянуть язык глубоко в рот). Упражнение 12. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграф­ным ключем : ло-ло-лолл , лу-лу-лулл , ла-ла- лалл ; ро-ро - рорр , ру-ру-рурр , ра-ра-рарр . Упражнение 13. Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт , крт , ртк , дрт , ткр , клт , глт , лгт , лри , рли , ждр , штр , фкт , гбд , кпт , бгд , тчк , кчт , кшт . Упражнение 14. Круговое движение язы ком между гу­бами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.:Союз , 1999г.

Слайд 14

ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ГЛОТКИ И МЯГКОГО НЕБА Упражнение 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Упражнение 2. Произвольно покашливать, покашлять с высунутым языком. Упражнение 3. Имитировать полоскание горла жидко­стью с запрокинутой головой. Упражнение 4. Надувать щеки при зажатом носе. Упражнение 5. Произносить звуки с позевыванием: и, е, я, ю Упражнение 6. Произносить гласные звуки А Э И О У на твердой атаке . Упражнение 7. Произносить сочетания кп , гб , птк , бдг Упражнение 8. Медленно произносить звуки к, г, т, д. Упражнение 9. Проглатывать маленькие порции воды. Упражнение 10. Петь в высоком регистре гласные звуки и их сочетания с постепенным затуханием и усиле­нием звука. Упражнение 11. Распластывать язык при широко от­крытом рте так, чтобы передняя часть его прилегала к ниж­ним резцам, а корень и задняя часть были опущены (позиция типа ‘‘показать горло врачу ”). Упражнение 12 Подражать мычанию, стону, свисту. Упражнение13 Запрокидывать голову с преодолением сопротивления ( взрослый держит руку на затылке ребенка Упражнение14 Опускать голову с преодолением сопротивления (взрослый держит руку на лбу ребенка) Упражнение 15 Выдвигать язык изо рта и втягивать в рот с преодолением сопротивления (взрослый удерживает язык ребенка) Упражнение16 Надувать резиновые игрушки или мыльные пузыри. Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.:Союз , 1999г.

Слайд 15

Второй этап «Выработка новых произносительных умений и навыков»: Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного) Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами Самым сложным направлением работы является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация Н епосредственно вызывание конкретного звука Уточнение или развитие фонематического слуха

Слайд 16

Переднеязычные согласные могут быть классифици­рованы в зависимости: а) от положения спинки и кончика языка и б) от того, с какими другими органами взаимодей­ствует язык. В первом случае выделяются дорсальные, апи­кальные и какуминальные звуки При образова­нии дорсальных звуков (от латинского dorsum — шина) кон­чик языка может быть опущен к нижним зубам, а передняя часть спинки языка сближена с зубами или альвеолами. Таковы, например, [с], [з], [д], (т] в русском языке. При произношении апикальных согласных (от латинского apex — кончик) кончик языка поднимается вместе со спинкой и сближается с верхними зубами или альвеолами. Таковы английские fd ], [t]. При образовании какуминальных (от латинского саcumen — верхушка) согласных кончик языка загнут вверх, а передняя часть спинки языка несколько опущена, как бы во­гнута внутрь. Так образуется русский дрожащий [р].

Слайд 17

Особенности формирования звукопроизношения при дизартрии: Резко увеличена продолжительность подготовительного этапа работы по активизации речевой моторики. При постановке звуков чаще, чем при дислалии , используется механическая помощь . К этапу автоматизации звука часто переходят до достижения полной чистоты его звучания, но при обязательном преодолении полных звуковых замен . Работа ведется сразу над несколькими звуками ввиду множественности дефектов. Последовательность коррекции звуков определяются не сложностью их артикуляции, а характером расположения параличей и парезов. Работу легче начинать со щелевых звуков, требующих меньших мышечных усилий . Звуки с большим трудом автоматизируются в речи. Общая продолжительность работы значительно больше. Не всегда достигается полный результат.

Слайд 18

Третий этап логопедической работы : выработка коммуникативных умений и навыков формирование у ребенка навыков самоконтроля включение в лексический материал просодических средств введение звука в речь в учебной ситуации Четвёртый этап логопедической работы — подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе В речь вводится любой аналог звука .

Слайд 19

. Из опыта работы. Логопедический укрепляющий массаж языка. Растирание языка Вытягивание вперёд Движение вправо-влево ------ вверх-вниз Складывание вдоль Выкручивание восьмёркой Сжимание от кончика к корню по бокам Выталкивание языком пальцев Вибрационные движения Встряхивание Из опыта работы. Активизация работы голосовых связок. Свист Пение гласных –А- затем -Э- с повышением и понижением голоса Петь долго на выдохе гласные –А- -Э- -АЭ- Произнесение гласных шёпотом Долгое произнесение звука –Ф-, сдувая что-то Ветер свистит –с-с-с с зажатым носом Произнесение гласных повышая и понижая голос ускоряя и замедляя темп.

Слайд 20

Коротко о взаимосвязи дизартрии и заикания

Слайд 21

Заикание — это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. При заикании нарушается преимущественно коммуникативная функция речи. Чаще всего заикание начинается в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития коммуникативной функции речи. У детей с общим недоразвитием речи, моторной алалией заикание возникает преимущественно в возрасте 6 —7 лет, когда начинает формироваться фразовая речь как средство общения. Существует несколько форм заикания, среди которых наиболее часто встречаются невротическая и неврозоподобная формы. Кроме того, выделяют еще органические формы заикания. При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и начать речь, “застревает” на первом звуке. Например, слово мама он произносит как ма-ма . При клоническом заикании в начале речи возникает клоническая судорога в речевой мускулатуре, поэтому слово мама ребенок произносит как м-а-а- ма . Органическое заикание обусловлено гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной и фонаторной мускулатуры . Часто отмечаются также насильственные движения в мышцах лица, шеи, конечностей . Органическое заикание всегда сочетается с дизартрией , обычно подкоркового или мозжечкового типа. При органическом заикании более выражены неврологическая симптоматика, нарушения психической деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Заикание как сопутствующий синдром может также встречаться при разных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, олигофрения).

Слайд 22

Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И ТОНИЧЕСКИЕ КЛОНИЧЕСКИЕ СМЕШАННЫЕ ( тоно -клонические, клоно -тонические) Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГОЛОСОВЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ Постоянный тип течения заикания Волнообразный тип течения заикания Рецидивирующий тип течения заикания З А И КА Н И Е Типы речевых судорог Локализация судорог Тяжесть проявления речевых судорог: Типы течения заикания

Слайд 23

Вид заикания Причины Появление и проявление Речевые характеристики Течение Невротическое заикание Сильные психотравмирующие переживания Возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь. Снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН ). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями. Неврозоподобное заикание На фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка Расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи. Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР ), нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы , стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия , дислексия и дискалькулия Относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью . При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Слайд 24

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы . Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося. Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур, рациональной и суггестивной психотерапии. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате. Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик ( Н.А.Чевелевой , С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой , Л. З. Арутюнян и др.) Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики , лексики, грамматики), голосоподачи , просодики . В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. подготовительный этап финальный этап тренировочный этап Коррекция заикания у детей

Слайд 25

Используемая литература Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1968 – С. 271 – 290 Поваляева М.А.: Справочник логопеда – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182 . Логопедия : Учебн . для студ. дефектол . фак. пед . высш . ччебн . заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб . и доп. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика). С 173 – 177 . В.М.Шкловский . Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах . (Методическое письмо). Ленинград 1966 г. А.И.Богомолова . Логопедическое пособие для детей. Санкт Петербург 1996г. И.И.Ермакова . Коррекция речи и голоса у детей и подростков. Москва 1996г. Е.М.Косинова . Уроки логопеда. Игровые тесты. Москва 2005г . Пятница, Т. В . Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв , 2006. — (В помощь логопеду). Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.: Союз, 1999г.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Коррекция нарушений внимания в системе логопедической работы у дошкольников с заиканием.

В дипломе представлена методика обследования внимания у дошкольников с  заиканием. Предложены игровые упражнения направленные на коррекцию данного психического процесса....

Логопедическое развлечение для детей с заиканием "Путешествие на воздушном корабле"

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического развлечения, составлено в форме путешествия и подкреплено презентацией.Целью представленного мною мероприятия является формирование у детей ч...

Презентация к логопедическому развлечению для детей с заиканием: "Путешествие на воздушном корабле"

Презентация предназначена в качестве подкрепления к логопедическому развлечению....

Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.

Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...