Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как упрямство, капризность, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В таких  случаях у детей  снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и другой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pl.doklad_sotsialno-psihologicheskaya_pomoshch.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Современные аспекты работы психолого-педагогической  работы с семьями,  воспитывающими детей с ОВЗ

                                  «Научить человека быть счастливым нельзя,            

                                  но воспитать его так, чтобы он был счастливым,  

                                  можно»                                                                                                

                                                                                         А.С. Макаренко

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как упрямство, капризность, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В таких  случаях у детей  снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и другой деятельностью. Родители, имея добрые побуждения ― помочь больному ребенку, приносят ему зачастую непоправимый вред. Другие родители, наоборот, занимают  жесткую позицию в воспитании ребенка. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Часто при невыполнении ребенком  требований прибегают к наказаниям. В результате такого поведения родителей у детей возникают плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что  ухудшает  психическое и физическое состояние. Какой бы ни была причина, родители ребенка с ОВЗ  нуждаются в психологической поддержке, направленной на оптимизацию психологического климата в семье, повышение самооценки родителей. А так же и в педагогической, которая связана с овладениями определенными навыками и знаниями в воспитании ребенка.

Сопровождение семьи должны осуществлять специально подготовленные специалисты. Поскольку сопровождение семьи носит комплексный характер, для этого объединяются специалисты различной направленности, имеющие определенное образование и опыт, к  ним относятся: дефектолог, логопед, воспитатель, социальный педагог, музыкальный руководитель,  юрист.

Алгоритм психолого-педагогической работы специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ,  может быть представлен в виде следующих этапов:

  1. Исследование семьи: установление контакта с семьей и ребенком, изучение особенностей,  выявление скрытых ресурсов, сбор информации о социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
  2. Оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;
  3. Выбор направлений социально-психологической работы в зависимости от результатов диагностики;
  4. Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
  5. Анализ эффективности достигнутых результатов.

  Можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

-Индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций  воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей, о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка.

-Информирование: специалист предоставляет семье информацию о особенностях развития ребенка, его возможностях.

-Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.

-Групповая  работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других.

В отечественной науке в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ»

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место з...

"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."

Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....

Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...

Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями....

Консультация «Домашняя игротека для детей и родителей» (в рамках работы консультационного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)

Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром.. Самым первым проводником ребенка становятся его родители. Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть ...

Консультация для родителей «Как организовать домашний игровой уголок» (в рамках работы консультативного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)

 Игровой уголок - это личное пространст­во ребенка, где он имеет возможность сво­бодно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?...