Консультация «Домашняя игротека для детей и родителей» (в рамках работы консультационного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)
консультация

Чулисова Ирина Владимировна

Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром.. Самым первым проводником ребенка становятся его родители. Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть с ним дома, теперь она может спокойно работать, а её малыш отправляется в детский сад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnyaya_igroteka.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК »С.ХВАТОВКА БАЗАРНО-КАРАБУЛАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Консультация

«Домашняя игротека для детей и родителей»

 (в рамках работы консультационного центра для  семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)

Воспитатель: Чулисова И.В.


Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром.. Самым первым проводником ребенка становятся его родители. Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть с ним дома, теперь она может спокойно работать, а её малыш отправляется в детский сад. С этого момента начинается будничная суета: мама с папой разрываются между домом, работой и детским садом. И, как следствие, вся семья испытывает дефицит времени общения с ребенком. Где взять это время, когда успеть маме поиграть или позаниматься с ребенком интересным делом, если её ждут уборка, стирка, поход в магазин за продуктами? А ведь все очень просто, надо только правильно подойти к решению этой проблемы. Прислушайтесь к советам, которые помогут вам совместить несовместимое и, самое главное, научат быть «вместе с детьми», научат быть ближе к ним.

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня - отличная «школа», где ребенок приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Для занятий по формированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить, 2 столовые ложки растительного масла - все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!


Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать» пироги, но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь.

Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса - вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.

Разложите на кухне несколько предметов. Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

Ваш ребенок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, моркови, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.

Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

Предлагаем родителям ряд игр и упражнений для общего речевого развития детей, воспитания звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте.

На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать. Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете. Прислушайтесь с ребенком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты.

Пусть ребенок отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т. д., предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, суп, морс. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» (чашки, чайник, звук «Л» (ложки, вилки, тарелки, салатник) и т. д.

Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «Р».


Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?»

Замени первый звук в моих словах звуком «Щ» и назови новое получившееся слово. Был КИТ, а стал. ЩИТ; была ТУЧКА, а получилась. ЩУЧКА; РЕКА. ЩЕКА; ВЕНОК. ЩЕНОК; МЕЛЬ. ЩЕЛЬ.

Давай искать слова на кухне. А вот и корзина (мешочек, коробочка и т. д., в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)

Какой сок получается из яблок (яблочный, груш (грушевый, слив (сливовый, вишни (вишневый, моркови (морковный, лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг ребенка вам гарантирован.

Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.

Загадки

Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»


Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь — корова — ворона — жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону — птица, потом корову — домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф, или «Назови "зимнее" слово со звуком [с]» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, очереди, дома.

Постепенно ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Игр для закрепления звуков во фразе очень много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.

Приказ, положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому....

Консультация для родителей: «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»....

консультация для родителей на тему "«Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

laquo;Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста». Семья является первой школой воспитания растущего человека. Здесь он учится любить, терпеть, р...

Консультация для родителей в рамках работы консультационного пункта "Учитесь у детей"

Консультация для родителей, чьи дети не посещают детский сад...

Буклет ""Энергосбережение" (информационный материал для родителей в рамках кружковой работы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

По горам, лесам и сёлам,Деревням и городамДень и ночь бежит весёлый,Быстрый ток по проводам.В. Колодкин В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество»...

«Модели дистанционного консультирования родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в условиях консультационного центра дошкольной образовательной организации»

Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы не только в обычный график нашей жизни, оно заставило нас в корне изменить режим общения. Это не могло не сказаться и на проце...

Участие родителей в коррекционной работе преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

При активной поддержке родителями ребенка в коррекционном процессе звуки эффективнее войдут в речь....