«Модели дистанционного консультирования родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в условиях консультационного центра дошкольной образовательной организации»
учебно-методический материал

Панова Наталья Владимировна

 Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы не только в обычный график нашей жизни, оно заставило нас в корне изменить режим общения. Это не могло не сказаться и на процессе воспитания и обучении в МБДОУ «Детский сад № 11»: весь процесс общения строился дистанционно. В период пандемии педагоги вынуждены взаимодействовать с родителями в режиме онлайн. Многим пришлось подстраиваться, осваивать это дело, придумывать темы, тратить на это много сил и времени. Чтобы повышать престиж вашего детского сада и дошкольного образования в целом, важно своевременно отвечать на вопросы родителей, оперативно  реагировать на запросы родителей, сделать так чтобы они смогли получить консультацию в подходящее им время,  творчески подходить к выбору консультаций, их форм, отвечающих запросам родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модели дистанционного консультирования родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в условиях консультационного центра дошкольной образовательной организации»

 Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы не только в обычный график нашей жизни, оно заставило нас в корне изменить режим общения. Это не могло не сказаться и на процессе воспитания и обучении в МБДОУ «Детский сад № 11»: весь процесс общения строился дистанционно. В период пандемии педагоги вынуждены взаимодействовать с родителями в режиме онлайн. Многим пришлось подстраиваться, осваивать это дело, придумывать темы, тратить на это много сил и времени. Чтобы повышать престиж вашего детского сада и дошкольного образования в целом, важно своевременно отвечать на вопросы родителей, оперативно  реагировать на запросы родителей, сделать так чтобы они смогли получить консультацию в подходящее им время,  творчески подходить к выбору консультаций, их форм, отвечающих запросам родителей.

С помощью формата дистанционных консультаций мы смогли удаленно включить родителей в информационный и развивающий процесс. Работа Консультационного центра МБДОУ «Детский сад № 11» приобрела новые формы.

Правовая основа дистанционного консультирования.

Нормативно – правовые аспекты:

  • Из устава МДОУ: «При реализации образовательной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение может применяться как форма организации образовательной деятельности»
  • При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:

- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;

- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).

Санитарно - гигиенические требования:

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет.

Локальные акты ДОУ:

  • Приказ об утверждении Положения о дистанционном обучении воспитанников.
  • Порядок пользования электронными образовательными родителями (законными представителями), осваивающим образовательные программы ДОУ или их отдельные дисциплины (модули) в дистанционном режиме.
  • Правила онлайн - общения при организации дистанционного обучения воспитанников, взаимодействия с родителями (законными представителями), работниками ДОУ.

В ДОУ было организовано заседание творческой группы педагогов, чтобы разработать примерную тематику консультаций. Учитывались запросы родителей и результаты вводного анкетирования. Первые консультации были о  мерах, которые следует предпринять родителям, чтобы повышать иммунитет дошкольников в период обострения вирусных заболеваний. Особое внимание уделялось вопросам, которые касаются жизни детей дома в период самоизоляции и их возвращения в стены детского сада. Важно было проговорить с родителями, что если они дома будут заниматься с детьми и придерживаться режима детского сада, то последующая адаптация детей пройдет мягко. Педагоги выбирали темы, с помощью которых они могли частично делегировать ответственность за развитие ребенка родителям. Были предложены идеи, как отвлечь детей от гаджетов и телевизора. Для этого были разработаны темы по развитию моторики, познавательного интереса, творчества. Предусмотрены консультации,  на которых педагоги демонстрировали родителям материалы для проведения игровой, развивающей деятельности с ребенком в домашних условиях, обучали их дидактическим и подвижным играм.

Во время консультации участников ничего не должно отвлекать, поэтому заранее договаривались о дате и времени консультаций. Планировали не больше двух консультаций в неделю, чтобы родители успели осмыслить информацию и применить ее на практике. Продолжительность консультаций  не более 20 минут. Консультации проходили в разных форматах: в форме онлайн-консультаций и онлайн-мастер-классов. Онлайн-консультации для родителей специалисты проводили  в прямом эфире через Skype. Так участники могли получить оперативную обратную связь, задать вопросы и сразу получить на них ответы. Кроме того, педагоги сохраняют запись эфира на YouTube-канале, а ссылку на него публикуют на сайте детского сада. В этом случает родители, которые не смогли присутствовать на консультации в режиме реального времени, могут написать комментарий или вопрос под видеозаписью консультации и получить ответ в течение двух-трех дней. С помощью данного формата консультаций педагоги и родители экономят личное время, ведь им не нужно выходить из дома и тратить время на дорогу. Для консультанта появляется дополнительное время, чтобы подобрать соответствующие упражнения, тщательнее продумать свои действия. Онлайн-мастер-классы педагоги проводят для родителей вместе с детьми с помощью записи видеоролика. Для этого они пишут сценарий из трех частей. Во вступительной части ведущий приветствует аудиторию и озвучивает проблемный вопрос. Затем в основной части он рассказывает и показывает, как решить обозначенную проблему. В заключительной – подводит итоги, дает зрителям задание нарисовать/слепить/пересказать и прощается. Педагоги начали систематизировать и размещать все консультативные материалы на сайте детского сада, чтобы создать виртуальный архив консультаций.

Вот такие формы выбрал наш консультационный центр: сайт, веб-занятия, скайп, электронная почта, мобильные приложения.

Остановимся подробнее на каждой из форм организации дистанционной консультативной помощи. Консультационный центр МБДОУ «Детский сад № 11» на базе нашего учреждения бы организован в 2013 году.

Веб – занятия – это семинары, мастер-классы, совместные занятия с родителями и их детьми, проводимых с помощь телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины» на платформах Skype, Zoom:

- «Утро начинается с зарядки», тренировка мозга (упражнения на развитие межполушарных связей), игровое упражнение "Пятнашки" на развитие кинестетических ощущений (инструкторы по физкультуре);

- дистанционные диагностические методики (дефектолог);

- занятие с педагогом «Знакомство с буквами» (цикл занятий учителя - логопеда).

Мессенджеры (WhatsApp, Viber)  Уже с маленького возраста малыши исследуют окружающий мир, им интересно буквально все: величина, формы предметов, и, конечно же, цвет.
Пришло время изучать величину предметов: маленький, средний, большой… Хорошо бы познакомить ребенка с цветами: красный, желтый, зеленый, синий… Да и пора бы уже различать фигуры: квадрат, треугольник, круг…
Восприятие цвета, формы, величины предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, различать форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать предметы, называть их своими именами, выделять среди других нужный предмет (по цвету, форме, величине). Все эти навыки приходят со временем, но их нужно постепенно развивать. А лучший эффект от обучения у детей возникает во время игры.
Учитель - логопед МБДОУ «Детский сад № 11» Полещук Елена Григорьевна провела дистанционно консультацию для родителей.

Сайт- это совокупность электронных документов связанных между собой гиперссылками и располагающихся в выделенном месте в интернете   https://vk.com/club186541572

https://vk.com/club91049687 

МБДОУ "Детский сад № 11" - КОРАБЛИК - ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ДЕТСКИЙ САД  - СЕМЬЯ 

15 сентября 2019 года создано сообщество «Консультационный центр МБДОУ «Детский сад № 11» в социальной сети VK.

Реализуя принцип комплексности, обеспечивающий непрерывность процессов воспитания и обучения, принцип модульности, который реализуется за счет модульного характера тематики запрашиваемой консультации, возможности свободного выбора для консультируемых содержания и формы получения услуг, отвечающих их запросам в сообществах размещены квесты, конкурсы, материалы и задания в соответствии с календарно – тематическим планированием: «Перелётные птицы», «Планета Земля. Космос», «День Победы. ВОВ» и т.д. Лексические темы раскрываются с помощью подготовленных материалов для беседы по теме, вопросов по теме, загадок, стихов, рассказов, детских электронных презентаций, викторин. Для закрепления материала по теме предложены материалы для распечатывания и выполнения заданий.

Консультации для родителей в сообществах, в соответствии с запросом родителей и Банком консультативных услуг (100 услуг: психолого – педагогических, методических, консультационных).

- Чем занять малыша дома?

- Как получить консультацию дистанционно?

- Нормы психического развития ребёнка от 2 месяцев до 5 лет и т.д.

Электронная почта для получения и отправки заданий, методических материалов.

Мобильные приложения «Домашний логопед», «Легко сказать» от Яндекс

Для индивидуального консультирования активно используется мобильный телефон. Пример такой консультации «Протокол педагогического обследования».  Протокол предназначен для обследования детей с дошкольного возраста. Он также может использоваться при работе с детьми, имеющими тяжелые аутистические расстройства в более старшем возрасте. Протокол можно использовать в рамках профилактического осмотра ребёнка, также им могут пользоваться другие специалисты или профессионалы для оценки риска Расстройства Аутистического Спектра (РАС).

В зависимости от результатов обследования по предложенной методике разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком. В качестве целей обучения из таблиц возрастных нормативов выбираются те умения и навыки, которые у ребенка либо сформированы частично (1 балл), либо не сформированы совсем (0 баллов). При этом нужно соблюдать последовательность, указанную в таблице, постепенно усложняя поставленные задачи.

Если в результате обследования у ребенка были выявлены различные формы дезадаптивного поведения, то целью коррекционной работы становится их уменьшение и устранение.

Для выявления результативности коррекционной работы и обучения в конце года проводится повторное обследование по предложенной методике. Результаты итогового обследования заносятся в столбцы «Конец года». Динамика по количественным показателям осуществляется путем сравнения итогов первичного и заключительного обследования.

    Дистанционное консультирование является необходимым условием повышения доступности и качества предоставляемых образовательных услуг для всех категорий потребителей, вовлечение в их единое информационное образовательное пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Особенности консультирования родителей (законных представителей) неговорящих детей.

Презентация, раскрывающая особенности консультирования родителей неговорящих детей. В ней указаны примерные нормы речевого развития детей в 21 веке, возможные причины нарушения речевого развития, даны...

Опыт организации просветительской работы для родителей(законных представителей), воспитывающих детей раннего, младенческого и дошкольного возраста.

      Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. В Законе «...

«Эмоциональное выгорание у родителей (законных представителей), воспитывающих детей с особенностями развития»

Цель: ознакомление со способами снижения эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья родителей, имеющих детей с ОВЗ.Задачи:- познакомить родителей с некоторыми приёмами рел...