работа с родителями детей с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике на тему

презентация и текст к презентации по работе логопеда с родителями,имеющих детей с ОВЗ в ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МО учителей-логопедов г.Ртищево Апрель 2017 год « Работа учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ » Подготовила учитель-логопед Стуенко Т.Г.

Слайд 2

«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. ....» (Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”)

Слайд 3

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Слайд 4

1980 г. – 50 тыс детей с ОВЗ 1990 г. – 155 тыс детей с ОВЗ 2009 г. – 545 тыс детей с ОВЗ 2015 г. – 655 тыс детей с ОВЗ 2016 г. – 725 тыс детей с ОВЗ

Слайд 5

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.  инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»16:  образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (часть 4);

Слайд 6

Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи: 1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью; 2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой; 3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Слайд 7

Статья 63. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Статья 65. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Слайд 8

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы ДОУ и в частности учителя-логопеда с родителями являются: – профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка; – профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома; – оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем; – выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития; – подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

Слайд 9

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, фиксация дня ребенка.

Слайд 10

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы логопедом используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

Слайд 11

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Задача первого этапа работы –создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком.

Слайд 12

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей(ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ); фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ (имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых); проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Слайд 13

АЛГОРИТМ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ 1 . Исследование семьи: изучение особенностей фукционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребенка и пр.; 2 . Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество; 3. Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи; 4. Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики; 5. Работа специалистов по оказанию психолого - педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы; 6. Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

Слайд 14

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПОЗВОЛЯЕТ ДОБИТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ: Создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным; Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей; Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей с ОВЗ; Признание значимости социальной и педагогической роли семей в жизни ребенка; Повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с проблемами развития; Гармонизация детско- родительских отношений; Повышение уровня включенности родителей в деятельности дошкольного учреждения.

Слайд 15

Содержание работы с родителями можно планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.

Слайд 16

Перспективное планирование работы с родителями Сент Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» 2 «Игра – это серьезно» Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» 3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) 4 «Родительский университет» Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») 6 Наглядность «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – оформление ширмы «Азбука здоровья»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика»



Предварительный просмотр:

Работа с родителями детей с ОВЗ в ДОУ

Слайд 2.

«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. ...»

(Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”)

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

Слайд 3

 Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Слайд 4 – рост детей с ОВЗ с 1980года – 50тыс детей до 2016 года 725 тыс детей – в 14,5 раз.

Слайд 5

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)

дети с тяжёлыми нарушениями речи;

дети с задержкой психического развития;

дети с умственной отсталостью;

дети с расстройством аутистического спектора.

 инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»16:

 образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (часть 4);

Слайд 6

Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают  следующие социально значимые задачи:  

1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической  и медико-социальной помощью;

2)   обеспечение  родителей (опекунов) консультативной поддержкой;

3)   подготовка  общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком.

Слайд 7

Статья 63. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав 

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

        Слайд 8

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы ДОУ и в частности учителя-логопеда  с родителями являются:

–  профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно - воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

        

Слайд 9

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, фиксация дня ребенка.

Слайд 10

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы логопедом используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

        В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

        Слайд 11

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.

Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия.

На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия  в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком.

Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются:

  • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
  • анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
  • индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения),
  • просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов;
  • привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

        Слайд 12

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является

  • создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей;
  • фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком;
  • выставки работ (имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых);
  • проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

        Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Слайд 13

На основании всего вышеизложенного можно составить

 АЛОРИТМ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ

1. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребенка и пр.;

2.    Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;

3.    Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи;

4.    Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;

5.    Работа специалистов по оказанию психолого - педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы;

6.    Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ

Слайд 14        РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ПОЗВОЛЯЕТ ДОБИТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • Создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
  • Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
  • Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей с ОВЗ;
  • Признание значимости социальной и педагогической роли семей в жизни ребенка;
  • Повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с проблемами развития;
  • Гармонизация детско- родительских отношений;
  • Повышение уровня включенности родителей в деятельности дошкольного учреждения и пр.

Заключение.

С 2013 по 2017 года в логопункт МДОУ №9 было зачислено 27 детей с различными отклонениями в психической и эмоционально-волевой сферах с диагнозами психиатра F/81.3 F 90.

31 ребенок с тяжелыми нарушениями речи ОНР (2-3)

Выпущены из логопункта с нормой и значительными улучшениями от 87 до 93% детей.

Однако, практически ежегодно 1-2 ребенка выпускаются с диагнозом психиатра и речевыми нарушениями, которые невозможно было скорректировать в дошкольном возрасте  и данные нарушения требуют дальнейшей педагогической и медицинской помощи в школе, так как это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания, т.е. дети с ОВЗ.

МО учителей-логопедов и педагогов-психологов

г.Ртищево Саратовской области

СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

НА ТЕМУ:

«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ»

Подготовила учитель-логопед Стуенко Т.Г.

12 апреля 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...