Влияние цветового воздействия и арт-терапии на эмоциональное и личностное развитие детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему

Аль Рифаи Екатерина Владимировна

Описание опыта работы с детьми дошкольного возраста. Влияние арт-терапии на эмоциональное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние цветового воздействия и арт-терапии на эмоциональное и личностное развитие детей дошкольного возраста

Аль Рифаи Екатерина Владимировна педагог-психолог

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №52»

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Между тем, уровень здоровья детей дошкольного возраста заметно снижается.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №52 в котором я осуществляю свою профессиональную деятельность,  главной своей задачей ставит создание условий для развития здоровой личности ребёнка.  Изобразительная деятельность – одно из его направлений.

В  целях выявления особенностей психического развития детей, установления нарушений или отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сферах в сентябре было проведено обследование  детей всех групп детского сада. С помощью наблюдения изучались сведения о воспитанниках, получаемые от педагогов или родителей. В результате комплексного анализа выявились дети с  повышенным уровнем агрессивности, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, тревожным состоянием, заниженной самооценкой.

«Сложные дети», или «проблемные дети»…Эта категория детей в нашем детском саду составляет небольшой процент, однако доставляет немалые трудности во взаимодействии  в системе «педагог – ребенок». Проведя анкетирование среди педагогов, выяснилось, что воспитатели не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми, имеют потребность в повышении психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми и, именно поэтому, я считаю целесообразным проводить психопросветительскую работу по данной теме.

Окружающий мир поражает нас своим цветовым многообразием и изменчивостью. Цвет имеет свойство по-разному воздействовать на человека, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого (будь-то взрослый или ребёнок), есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого, в изобразительном искусстве цвет становится важным средством выразительности создаваемого образа.

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. В процессе усвоения опыта предшествующих поколений за многими предметами в нашем сознании закреплён определённый цвет - предметный (трава - зелёная, лимон - жёлтый, помидор-красный). Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном, это относится и, к высшим социальным, и в частности, к художественно – эстетическим эмоциям (таким как восторг, стыд, ненависть, счастье и др.). Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, А.А. Малик-Пашаев, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, А.В. Размыслова и др.) в своих работах придавали большое значение воспитанию чувства цвета, доказывая, что цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию.

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека. Они способны развиваться с первых дней жизни ребёнка при условии организации цветовой среды и различных упражнений на развитие мышления, воображения, художественно-эстетического восприятия окружающей действительности.

На первом этапе работы изучались различные подходы  к понятиям агрессии, тревожности, гиперактивности, рассматривались особенности поведения данных категорий детей, а также анализировалась литература по проблеме психологического сопровождения проблемных детей в ДОУ.

На втором этапе  в результате групповой психодиагностики выявились дети с повышенным уровнем  агрессивности, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, повышенным уровнем тревожности, заниженной самооценкой. Для этих детей я проводила индивидуальную дополнительную  диагностику с использованием  проективных методик (Аксакова Т.А. Изучение психики ребёнка в процессе изобразительной деятельности -  «Несуществующее животное»;  «Тест тревожности» автор: Мерлин В.С. и Р. Тэммел, М. Дорки, В. Амен) На данном этапе разрабатывался алгоритм психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми и проводились занятия.  

На третьем этапе  - продолжение занятий с детьми и проведение мониторинга результативности занятий.

Достижение поставленной цели работы: выявление и обеспечение условий психолого-педагогического сопровождения проблемных детей старшего дошкольного возраста (агрессивных, гиперактивных, тревожных)               для снижения нежелательных     личностных проявлений, мы реализовывали в процессе последовательного решения следующих задач:

  1. проанализировать методическую литературу по проблеме  психолого – педагогического сопровождения проблемных  детей в ДОУ;
  2. составить цикл занятий с детьми и проводить коррекционно – развивающую работу с проблемными дошкольниками;
  3. осуществить психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу с родителями воспитанников;
  4. провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.

При проведении психологической работы с проблемными детьми  руководствуюсь следующими принципами: 

1.Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

3.Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы.

4.Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коррекции нежелательных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

5.Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление   психологического здоровья.

Реализация поставленных задач проводилась  по основным направлениям деятельности педагога – психолога. Психологическую работу  проводила со  всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами.

При  этом ставила следующие основные задачи в работе с детьми на занятиях: -овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности; - усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

Важное место отводится формированию чувства цвета – цветоведению, которое позволяет ребёнку ориентироваться в цветовом богатстве окружающего мира, понять и почувствовать значение цвета с последующим использованием его в своём изобразительном творчестве. Также на занятиях  закрепляются основные сенсорные умения; развивается воображение и умение ставить перед собой задачу. На занятиях обучаем ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Для реализации  работы в дошкольном учреждении созданы условия для активной целенаправленной деятельности, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи:                    

  • наличие отдельного кабинета психолога;
  • необходимого оборудования;
  • наличия методической литературы, картотек психологических игр и дидактических игр для  данных категорий детей;
  • фонотека аудиозаписей  для релаксации.

Результаты тестирования дали нам возможность глубже познать внутренний мир каждого ребёнка, его страхи, затруднения, замкнутость и помогли создать благоприятный климат  через продуктивное общение детей с  психологом и друг с  другом. Каждый ребёнок – особенный и требует к себе индивидуального отношения. Чтобы он в полной мере мог развивать свои индивидуальные особенности, интересы, способности, чувства, увлечения, и в полной мере чувствовал себя комфортно и легко на занятиях в изостудии, мы используем разнообразные приёмы и методы проведения занятий.

Приёмы использования игры на занятиях, пожалуй, самые разнообразные и обширные. Они позволяют быстро снизить уровень тревоги, страха, и неуверенности в своих возможностях. На занятиях   используем игровые техники рисования: с помощью клубка; рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, опилками, клеем, комочком бумаги, поролоновым тампоном, тычками и др.); рисование по сырому фону; рисование с использованием схемы и др. Процесс превращения схемы в изображаемый предмет вызывает у наших воспитанников неподдельную радость.

Дидактические и развивающие игры, такие как «Палитра осени», «Пятачок и радуга», «Цветик - семицветик», «Цветные кляксы» и многие другие формируют у дошкольников не только чувство цвета, но и создают условия для выражения ребёнком своих эмоций через цвет.

Ассоциативное рисование. Темы для рисунков самые различные: мой дом, моя мама, моя любовь, мой страх, радость, свет, тепло и др. Дети используют разнообразные изобразительные средства по желанию, подбирая цвет, который, по их мнению, ассоциирует с данной темой.

Хорошим побудителем к развитию творческой фантазии ребёнка служит медитативное рисование. На первом этапе занятия, дети, представляя себя тем или иным предметом или явлением: свеча, цветок, самовар, гроза и др., осуществляют под музыку разнообразные движения. Это может быть ритмичная, плавная, быстрая или медленная мелодия. Чем больше музыкальных отрывков, тем интереснее наблюдать за движениями тел. Последующим этапом занятия является отражение услышанной и воспроизведённой движением музыки через цвет в изобразительной композиции акварелью или в технике свободной росписи.

Все дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность, а воображение послужит хорошим помощником в выборе темы рисунка. Таким свойством обладает релаксация. После упражнений под музыку или звуки живой природы, дети свободно и непринуждённо фантазируют в рисунке, цвета получаются яркими, насыщенными. 

Детские фантазии – своеобразное выражение чувств ребёнка. Хорошими изобразительными приёмами рисования на развитие  фантазии являются «Кляксография», «Монотипия», «Цветные ниточки». Из ярких мазков, клякс, капель краски получаются волшебные, сказочные образы. Дети внимательно рассматривают их и, при необходимости, делают некоторую конкретизацию образа фломастером или тонкой кистью. Многие игровые  технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывают, как психолог, так и сами дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Сказка помогает взрослому найти общий язык с ребёнком, а ребёнку спроецировать себя на персонаже, чьи качества и черты характера он хотел бы иметь. Проигрывая, проговаривая и в дальнейшем прорисовывая сказку, дети получают необходимый им опыт в выражении чувств через рисунок и цветовую гамму.         Заканчивая занятие, мы предлагаем закрасить квадратик бумаги в любой цвет, который нравится ребёнку или соответствует его настроению.

По итогам проведенной работы с декабря 2014 года по октябрь 2016, можно говорить о положительных промежуточных результатах дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других, приобрели уверенность, стали активнее участвовать в играх.

Психологическая работа с детьми по воздействию цветом получила  положительную оценку со стороны родителей и воспитателей.

Для нас важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в нашем детском саду, чтобы он с удовольствием хотел в него ходить и чувствовал себя  там хорошо.

Главная наша задача заключается  в том, чтобы своевременно решать возникшие проблемы, объединив усилия родителей, педагогов и психолога  для её решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Эмоционально-личностное развитие дошкольника.Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с ...

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...

"Роль игры в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста"

Как наличие или недостаток игры в жизни ребенка может повлиять на становление его как полноценной личности...

Роль игры в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста

Как наличие или недостаток игры в жизни ребенка может повлиять на становление его как личности в целом...

Роль игры в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста

Как наличие или недостаток игры в жизни ребенка может повлиять на становление его как личности в целом...

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...