Релаксация и ее использование для детей 5-7 лет.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Лукьянова Лилия Александровна

Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsiya_i_iee_ispolzovanie_u_detey_5-7_let.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Релаксация и ее использование для детей 5-7 лет.

Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями.

Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми старшего дошкольного возраста:

- Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут - В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД - Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц - Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил - Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения - Завершение релаксации только на позитиве

Обучающее занятие (основы расслабления)

Выберите место на ковре или теплом полу, где вы можете расположиться вместе с ребенком. Вы - рядом, но не касаетесь друг друга. 1. Тебе надо лечь на спину, чтобы было удобно и приятно отдохнуть вместе со мной несколько минут.

Мы просто поговорим и расслабимся, отдохнем. Ты видишь, что я тоже здесь, на коврике, вместе с тобой. Закрой глаза, и представь себе, что ты держишь в руках тяжелые мячики с песком. Сожми сильно «мячики» в кулачках, держи крепко, пока я считаю до десяти.

Десять - отпусти «мячики» из рук. Ты чувствуешь, какие руки стали легкие? Расслабь кисти, пусть ладонь и пальчики отдохнут.

2. Представь, что твои плечи стали крошечными, как у Дюймовочки. Сожми свои плечи, сделай их маленькими, прижми плечи как можно ближе к шее. Я сосчитаю до десяти, а на «десять» - расправь свои плечики, пусть они станут свободными, как крылышки у птицы.

Почувствуй, как напряжение (усталость) уходят из твоих плечиков. 3. Снова закрой глаза. Теперь мы будем расслаблять мышцы лица, поэтому открой свой ротик широко, как можно шире, а я считаю - раз, два, три - расслабь ротик, закрой его.

Правда, хорошо? Подними язычок во рту вверх и прижми его к небу, крепко прижми и напряги челюсти, сильно! Раз-два-три - опусти язычок.

Лицо стало спокойным и расслабленным. А теперь постарайся сделать «страшное лицо»! Сморщи свой носик, нахмурь брови, сердито сожми губы! - Раз, два, три - Улыбнись, ты же просто пошутил, правда? Все мышцы лица расслабились, чувствуешь, как легко стало твоему личику?

4. Закрой снова глазки. Представь, что тебе надо быстро-быстро пробежать по дорожке. Ноги напряглись, животик подтянулся, и ты «побежал»! Я считаю до десяти, а ты держи ножки и животик в напряжении, как будто ты все еще бежишь.

Десять - ты прибежал, конец дистанции, ты - первый! Теперь можно отдохнуть и расслабиться, ножки стали теплые и усталые, животик мягкий и тяжелый - отдохни, пусть ножки и животик тоже отдохнут и расслабятся. 5. Глазки твои закрыты.

Послушай, что я тебе расскажу: Мы с тобой сейчас оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается твоего лица, ручек и всего тела. Тебе очень тепло и приятно, ты - отдыхаешь, расслабляешься. (Звучит негромкая музыка релаксации - «Звуки природы») . 6. Я сосчитаю от десяти до одного, и когда прозвучит «один» - ты откроешь глаза, и все силы вернутся к тебе, настроение будет радостным и бодрым.

Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей. Для этого в сборнике я привела несколько наиболее простых в применении упражнений, которые можно использовать в любом занятии для отдыха и расслабления детей дошкольного возраста.

Сеансы релаксации

Релаксация «Воздушный шарик»

(Дети сидят на стульчиках)

Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот - это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо.

Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями.

Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух.

Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза.

Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Релаксация «Необычная радуга»

(Упражнение выполняется лежа)

Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза.

Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере.

Ощутите эту свежесть.

Следующий - желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый цвет - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

Релаксационные упражнения

1. «Лифт»

Положите ладонь на живот. Представьте, что живот - это первый этаж дома. Немного выше находится желудок - это второй этаж дома.

Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа - до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше - до желудка. Задержите дыхание.

Выдохните ртом. Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж - до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.

2. «Глубокое дыхание»

(Упражнение делается сидя на стульчиках, спина ребенка опирается на спинку стула, расслаблена)

На счет 1,2,3,4 - делайте глубокий вдох носом, на счет 4,3,2,1 - выдыхайте через рот. Время выполнения 2-3 минуты

3. «Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно - расслабление приятно!

4. «Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе) . Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания) . Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы.

Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза) .

5. «Муравей»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания) . Сбросим муравья с ног (на выдохе) .

Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза) .

6. «Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек…

Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза) .

7. «Пчелка»

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе) . Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания) . Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами.

Пчелка улетела.

Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза) .

8. «Бабочка»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть.

Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания) . Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела.

Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза) .

9. «Качели»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены) . Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях.

Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх - вниз.

Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза) .

10. «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох.

Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед - тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно - расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно - расслабление приятно!

11. «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов релаксации для развития саморегуляции у детей дошкольного возраста.

 Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья, необхо...

Релаксация в системе кинезиологии для детей раннего и младшего возраста в ДОУ

Кинезиологияотносится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на разв...

Буклет "Релаксация дошкольников с использованием звуков природы"

Релаксация дошкольниковс использованиемзвуков природы Буклет можно использовать в работе с родителями, на семинаре или педсовете по данной теме....

Роль релаксации в профилактике психического здоровья детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается роль релаксационных упражнений в профилактике психического здоровья дошкольников ...

Конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики - релаксации и гимнастики «Йога» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектфизкультурного занятия с элементами психогимнастики -релаксации и гимнастики «Йога»для детей старшего дошкольного возраста...

Из опыта работы воспитателей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска» май 2021г Бушмакиной Елены Николаевны; Юдиной Алевтины Геннадьевны. Картотека упражнения на релаксацию в системе кинезеологии для детей раннего возраста (2-3 го

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характериз...

Релаксация в системе кинезиологии для детей раннего и младшего возраста в ДОУ

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности....