Дети с ОВЗ в общеразвивающем детском саду, социализация слабослышащих дошкольников.
статья по коррекционной педагогике на тему

Аль Рифаи Екатерина Владимировна

Дети с ОВЗ в общеразвивающем детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аль Рифаи Екатерина Владимировна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №52», г. Воронеж

Дети с ОВЗ в общеразвивающем детском саду, социализация слабослышащих дошкольников.

"Социальное воспитание победит дефективность. Слепой останется слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное"

Лев Семёнович Выготский

Социокультурная интеграция и социализация детей и подростков с психическими и физическими недостатками в кризисном обществе приобретает особую актуальность и становится условием прогресса и социальной безопасности общества (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.).  

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ОВЗ. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками, идёт поиск эффективных средств обеспечения усвоения детьми с ОВЗ социально значимого опыта поведения, норм общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями  заключается  в его  связи  с  миром,  а  ограничении  мобильности,  бедности  контактов  со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения  с  природой,  доступа  к  культурным ценностям,  а  иногда  –  и  к  элементарному  образованию.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как   и его сверстники, не имеющие проблем со  здоровьем,  но  обнаружить  свои  дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который  имеет  право   на   удовлетворение   разносторонних   социальных  потребностей в познании, общении, творчестве.

Цель  работы  нашего образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности –  содействие  в  улучшении  качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита  и  представление  его  интересов  в  различных   кругах,   создание   условий   для   выравнивания  возможностей детей, что  отличает их интеграцию  в  общество  и  создает предпосылки для независимой жизни.

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

-   творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

- набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

-   навыки общения, потребность в нем;

-   адекватную самооценку и уровень притязаний.

Специально организованное обучения детей, при котором происходит познание окружающей социальной действительности, выдвигает основные задачи:

- формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми ;

- развитие общения ребенка со сверстниками ;

- формирование межличностных отношений;

- развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.   

При поступлении ребенка в образовательные учреждения, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в группе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье, а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке.

В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них в данном случае будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире.

В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Ребенок с нарушением слуха, с раннего возраста обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя детский сад, в которых участвуют семьи воспитанников, знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.

Задачи также реализуются в мероприятиях интегрированного типа следующих видов:  совместные  со слышащими  игры, конкурсы, праздники, режимные  моменты;  занятия   по развитию      социально-коммуникативных навыков.

В ходе работы решаются следующие задачи: выявление причин и преодоление трудностей и негативных моментов при социальных контактах неслышащих друг с другом и со слышащими; обеспечение оптимального микроклимата в детском коллективе, организация разнообразной деятельности - актуальной и интересной для неслышащих детей; расширение знаний о внутреннем мире человека и мире окружающем его, развитие представлений о себе, о своём месте в мире; формирования личности и собственного мировоззрения; развития интереса к словесному общению, совершенствование устной речи и развитие логического мышления как условия полноценной социальной реабилитации.

Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.

В заключение, нужно отметить, что социальная адаптация является сложным, многофакторным взаимозависимым процессом, который непременно переживает каждый по мере своего взросления. При этом воспитанник сам активно участвует в освоении норм социального поведения, приобретает способность в определенной мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и приемы, подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем.

Литература

  1. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии: [сб. тр. / сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т.М. Степанова] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
  2. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Миронова, Э.В. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 1995. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Интеграция и социализация детей после КИ в условиях детского сада

Поддержка и помощь психолога необходима не только детям после кохлеарной имплантации, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требует...

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида.

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида....

Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в детском саду.

Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в Доу...

Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада

Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада...

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...