Песочная терапия в ДОУ. Диагностика и развивающие игры на песке.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лысенко Евгения Николаевна

Данная презентация "Песочная терапия в ДОУ. Диагностика и развивающие игры на песке", является опытом работы педагога-психолога по песочной терапии в ДОУ. Представлены фотографии и описание занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_v_dou2.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песочная терапия в ДОУ Диагностика и развивающие игры на песке

Слайд 2

Язык символов есть истинный, всемирный, Всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов. В.Шмаков Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную долгую историю. Древние племена рисовали защитные круги на земле и создавали рисунки из песка. Во все времена люди проецировали на объекты живой и неживой природы свои видения и пытались их объяснить. Проективные техники берут свои истоки в исследованиях Ф.Гальтона , изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.

Слайд 3

Посреди двора гора, на горе идет игра. Прибегайте на часок, залезайте на песок Чистый, желтый и сырой, хочешь рой ты или строй, Хочешь куклам испеки золотые пирожки. Приходите к нам, ребята не забудьте взять лопаты Экскаваторы, совки, ведра и грузовики. Тут и крики, тут и смех И работа есть у всех! Ребенок, игра, развитие….. Эта последовательность нам х орошо знакома и изучена многими известными педагогами, философами, психиатрами и психологами. Если есть игра, появляются игрушки и игровая среда. Здесь в детском мире действует один из известнейших постулатов Аристотеля: «Все может быть всем!» А теперь посмотрим на такую замечательную среду как емкость с песком и набор миниатюрных объектов. Получается следующая последовательность: ребенок, игра, песок, игрушки, развитие…..

Слайд 4

На своих занятиях по пескотерапии в детском саду я использую диагностику и коррекционные сессии. Все фиксируется на фото и видео камеру. Необходимые материалы для работы: песочница с сухим или влажным песком, коллекция миниатюрных объектов (люди, животные, растения, транспорт, контейнеры и емкости, объекты связанные с питанием, предметы строительства и мебели) Во время диагностики ребенку предлагается построить свой мир или построить деревню. При интерпретации учитываются знаки агрессии (солдаты, борющиеся, раненые животные, паления, катастрофы, шторм); знаки пустоты ( мало символов, отсутствие главных групп: без людей, только дети, только полиция и т. д.); знаки искажения («закрытые» миры, «структурированные», «дезорганизованные»). В разных возрастных группах по разному использовались некоторые фигуры и темы. Так, фигуры людей использовались во всех возрастных группах, темы связанные с едой использовались детьми до 5 лет, а дети постарше активно строили фермы, использовали много животных, тема транспорта появлялась с 5 лет, затем темы отношений и социальных ролей.

Слайд 6

Во время сессий можно использовать сенсорные игры (прикосновения, отпечатки, необыкновенные следы, песочный дождик, массаж л адошек, рисование на песке, лепка, пересыпание, узоры и т.д.); дидактические игры (найди пару, лепим цифры, профессии, сказки, э моции и т.д.); социальные игры (один дома, подарки, обида, ссора, портрет друга, общение, едем в гости и т.д.); игры драмматизации (игра с семьей, переговоры, перепроектирование жизни, метафорический автопортрет, параллельные миры, событие и т.д.); игры с правилами (создай мир, собери фигуру и т.д.). Во время проведения сессий я также ставлю сказочные задачи, а ребенок, с помощью песка их решает. Например: «Налетел страшный вихрь. «Спасибо тебе Иван Царевич!-сказал Кощей Бессмертный. –Теперь никогда не видать тебе Марьи Моревны , как своих ушей!-и вылетел в окно, подхватив Марью Моревну . А Иван Царевич горько заплакал, снарядился и пошел в путь дорогу.» «Жители деревни рассказали юноше, что их любимая, огромная яблоня перестала плодоносить. Что они только не делали, а она и не живет и не умирает, как уснула. Что необходимо сделать, чтобы дерево снова стало плодоносить?» «Принцессу-бабочку несло через горы и леса ураганом злой ведьмы и когда ветер стих, она упала на скалистый утес. Намокнув от брызг п рибоя, она ползла по земле. Когда она пыталась взлететь, ветер сбрасывал ее обратно, и пыльца на крыльях намокла и осыпалась.» Детям очень важно вступать в игру, предлагать свои правила, следовать заявленным правилам. Это задает им параметры внутренних и внешних границ, уважение чужой свободы и обретение своей. Пескотерапия – это дверь в творческий мир игр на песке. Не останавливайтесь на предложенных здесь играх, создавайте свои игры, которые позволят нашим детям быть более здоровыми, радостными , успешными !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с песком

Развивающие игры с песком для детей с нарушениями речиПесок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы.Сухой или влажный – он обладае...

Песочная терапия в детском саду. Развивающие игры с песком.

Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок...

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Расти, репка, на песке!»

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста...

Песочная терапия дома: 7 интересных и полезных игр с песком

Почему стоит устраивать песочные игры дома...