Главные вкладки

    Диагностика раннего выявления нарушений: Игры и упражнения.
    консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

    Сорокина Людмила Игоревна

      Диагностика детей раннего возраста должна осуществляется комплексно. Большое внимание должно уделяться анализу анамнестических данных, неврологического, соматического и психического состояния ребенка при обследовании речевого и психомоторного развития. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dshchiagnostika_rannego_vyyavleniya_narusheniy.docx25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика раннего выявления психомоторного и речевого развития детей от 0 до 1года.

      Диагностика детей раннего возраста должна осуществляется комплексно. Большое внимание должно уделяться анализу анамнестических данных, неврологического, соматического и психического состояния ребенка при обследовании речевого и психомоторного развития. Наряду с клиническими методами должны использоваться и параклинические (ЭЭГ, М-ЭХО, РЭГ, слуховая аудиометрия, зрительные вызванные потенциалы). В ряде случаев должна применяться компьютерная электропунктурная диагностика. Дети должны быть обследованы  психологом, логопедом и педагогом-дефектологом.

         Составляются анкеты для матерей, направленные на получение информации о ребенке (количество членов семьи, детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, наличие нервно-психических заболеваний); о самих матерях (возраст, образование, профессия). Существует прямая взаимосвязь между вербальным интеллектом матери, в частности, способностью к обобщению, и пассивным словарем ребенка. Способность к обобщению матери также влияет на речевое развитие ребенка. По данным Берк Л. у девочек обнаруживается наиболее раннее речевое развитие по сравнению с мальчиками (например, начинают «гулить» и «лепетать» в более раннем возрасте). Однако подобное опережение заметно  только в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка. Активный словарь детей разного пола связан с образованием матери, причем для развития мальчиков благоприятно наличие высшего образования у матери, девочек – средне-специального. Например, наиболее развит пассивный словарь у тех детей (и девочек, и мальчиков), матери которых, работают и их профессия относится к категории «Человек-человек».

    Первый период который влияет на развитие речи начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

    Игры-занятия с детьми первого года жизни.

    10 дней жизни

    Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Может следить за игрушкой в одну сторону до 10 секунд.

    Методика выявления: Игрушку держат на расстоянии 40 – 50 см. над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2 – 3 раза вправо и влево.

    Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке. Ребенок должен успокоиться через 5 – 15 секунд. Слуховое сосредоточение в течение 10 – 15 секунд.

    Методика выявления: Когда ребенок лежащий на спине, беспокоен, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь в поле зрения ребенка.

    1 месяц

    Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущего предмета. Ребенок должен поворачивать голову вправо, влево.

    Методика выявления: Внимание лежачего на спине ребенка привлекают к игрушке: приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10см. и вверх на расстояние до 70см.

    Слуховые ориентировочные реакции: Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звучащей игрушке) до 10 - 15 секунд, движения заторможены.

    Методика выявления: На расстоянии 50см. от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения гремят погремушкой 10 – 15 сек.

    Общие движения: Лежа на животе, пытается поднять и удержать голову до 5 сек. Сразу поднимает голову после поглаживания спины.

    Методика выявления: Ребенка кладут на живот, выпрямляя ему руки, и наблюдают.

    Подготовительные этапы развития активной речи: Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.
    Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

    Методика выявления: Взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на расстояние 20см. от глаз. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки.

    Эмоции: Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

    Методика выявления: Наклоняясь над лежачим на спине ребенком, лаского говорить с ним

    2 месяца

    Эмоции: Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.

    Методика выявления: Наклоняясь над лежачим на спине ребенком, лаского говорить с ним

    Общие движения: лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.

    Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30 – 40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.

    Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки.

    Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.

    3 месяца

    Эмоции и социальное поведение: Проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним.

    Методика выявления: Наклоняясь над лежачим на спине ребенком, лаского говорить с ним

    Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

    Методика выявления: наблюдают за ребенком лежащим под игрушками.

    Общие движения: 

    1. Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин).

    Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с.

    1. Ребенок удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

    Методика выявления: ребенка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой – под мышки (под грудью).

    1. Ребенок при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

    Методика выявления: взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.

    4 месяца

    Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

    Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.

    Общие движения: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражены.

    Подготовительные этапы развития активной речи: гулит сам или через 1 – 3 мин после общения с ним взрослого.

    Методика выявления: наблюдать издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.

    5 месяцев

    Эмоции и социальное поведение: Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

    Методика выявления: Взрослый наблюдает за поведением ребенка.

    Движения общие: Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.

    Методика выявления: Ребенка кладут на живот, перед ним ставят игрушку так, чтобы он касался ее руками, и наблюдают.

    1. Ребенок переворачивается со спины на живот

    Методика выявления: Внимание ребенка лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять ее.

    1. Ребенок ровно, устойчиво стоит при поддержке его под мышки

    Методика выявления: Ребенка берут под мышки и опускают ногами на твердую опору.

    Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит.

    Методика выявления: Наблюдают в течение 30 мин. За лежачим ребенком. В помещении должно быть тихо.

    6 месяцев

    Движения общие: Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

    Методика выявления: У ребенка, лежащего на животе вызывают сосредоточение на игрушке, стоящий перед ним, и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 2 раза.

    Подготовительные этапы развития активной речи: Произносит отдельные слоги.

    Методика выявления: За ребенком, бодрствующем в любой позе, наблюдают 20 – 30 мин.

    7 месяцев

    Движения общие: Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

    Методика выявления: Внимание лежачего на животе ребенка привлекается к игрушке, поставленной вне досягаемости и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигать ее до 50см.

    Подготовительные этапы развития понимания речи: На вопрос «где?» находит взглядом предмет, который постоянно стоит в определенном месте (часы, кукла).

    Методика выявления: Ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел и спрашивают: «Где…….»

    Подготовительные этапы развития активной речи: Подолгу лепечит, повторно произносит одни и те же слоги.

    Методика выявления: За ребенком, бодрствующем в любой позе, наблюдают 20 – 30 мин.

    8 месяцев

    Эмоции и эмоциональное поведение: Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечит.

    Движения общие: Сам садится, сидит, ложится.

    Методика выявления: Если ребенок лежит на животе, показывают ему игрушку и кладут вне досягаемости. Смотрят за действиями.

    Подготовительные этапы развития активной речи: Громко, четко и повторно произносит разные слоги.

    Методика выявления: За ребенком, бодрствующем в любой позе, наблюдают 20 – 30 мин.

    9 месяцев

    Эмоции и эмоциональное поведение: Догоняет другого ребенка, ползет ему на встречу.

    Методика выявления: Взрослый наблюдает за детьми.

    Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

    Методика выявления: Ребенка, стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии 50 – 70см. к другой опоре. По мере его приближения переходят дальше. После 2 - 3 переходов дают ребенку игрушку, общаются с ним.

    Подготовительные этапы развития активной речи: Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете.

    Методика выявления: Взрослый сидит перед ребенком четко, снебольшими паузами произносит слоги.

    10 месяцев

    Движения общие: Выходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее.

    Методика выявления: Наблюдение за ребенком.

    Подготовительные этапы развития активной речи: Подражая взрослому повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка.

    Методика выявления: Сидя перед ребенком, четко, внятно, раздельно произносить 2 – 3 новых для него слога.

    11 месяцев

    Эмоции и социальное поведение: Радуется приходу детей.

    Движения общие: стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

    Методика выявления: Ребенка ставят около опоры и отходят.

    Активная речь: Произносит первые слова – обозначения (мама, би-би, дай)

    Методика выявления: Наблюдают за играющим ребенком около 20 мин.

    12 месяцев

    Эмоции и социальное поведение: Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождается лепетом и смехом.

    Методика выявления: Дети играют рядом, взрослые наблюдают за ними.

    Движение общее: Ходит самостоятельно.

    Методика выявления: ебенка ставят на пол и наблюдают.

    Активная речь: легко подражает новым слогам, произносит 5 – 10 облегченных слов.

    Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движение его губ.

     

    Литература:

    1. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2006.
    2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
    3. Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – 9-е изд. – М.: Академия, 2004.
    4. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985.
    5. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста - М.: Академия, 2002.
    6. Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста - М.: Просвещение, 1984.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей

    Дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии до...

    Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста

    В этой статье вы найдете игры,занятия и рекомендации которые направлены на профилактику  плоскостопия и борятся с нарушениями осанки...

    «Раннее выявление речевых нарушений и методы их исправления»

    В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропуст...

    Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей

    Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики....

    Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ

    Своевременная диагностика нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста позволяет оказывать необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования с...

    Консультация для родителей: « Раннее выявление нарушений речи»

    Помните фильм советских времен "По семейным обстоятельствам"? Там одной девчушке, у которой "не звучала" добрая часть алфавита, родители пригласили опытного логопеда (роль сыграл Р...