Выступление на городском МО. Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников
учебно-методический материал

Регина Анатольевна Файзуллина

Представлен перечень диагностических методик, необходимых для раннего выявления отклонений в развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1                          Выступление на МО от 25.01.2023г.

Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников используемыми в

 МАДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

(педагог-психолог Файзуллина Р.А.)

Слайд 2

Целью выступления является познакомить с диагностическим инструментарием по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников. Основная  диагностическая задача - это выявление отклонений в развитии ребенка на этапе его поступления в ДОУ.  Рассмотрим диагностики для раннего возраста, так как, основная масса детей зачисляется именно в этот период. В нашем  ДОУ наблюдение за ребенком начинается с момента его поступления. В старших возрастах процент зачисления не высокий, но тем не менее методы ранней диагностики тоже имеются и, при желании,  к нам всегда можно обратится за этой информацией.

Слайд 3

Прежде, чем перейти к рассмотрению диагностического инструментария, необходимо обозначить, что диагностика в данном возрасте проводится исключительно в рамках функционирования «Системы работы по реализации модели адаптации семьи к ДОУ». За многие годы она на практике доказала свою эффективность. В рамках именно этой системы с вами и рассмотрим пункт «Диагностика».

Слайд 4

При приеме семьи будущего воспитанника в ДОУ педагог-психолог проводит с семьей первичную консультацию. Знакомится с историей развития и социальным окружением ребенка. Сбирает информацию о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка. Заполняет карту первичного приема, проясняет запрос (если таковой имеется).

Слайд 5

Мы используем следующие методики и методы:

  • Опросник «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка 2-3 лет к ДОУ» (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева)
  • Опросник «Наличие возможных навыков при поступлении  ребенка раннего возраста в детский сад»
  • Лонгитюдный метод «Изучение эмоциональных состояний детей»
  • Наблюдение ребенка в условиях группового взаимодействия
  • «Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет» Е.А. Стребелевой.

Рассмотрим каждый метод по отдельности.

Слайд 6

Опросник «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка 2-3 лет к ДОУ (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева). Данный опросник состоит из 24 вопросов. Каждому параметру в ответе присваивается определенный балл.

Слайд 7

Опросник хорош тем, что высчитав среднее арифметическое по баллам можно спрогнозировать течение адаптации.

Слайд 8

Опросник «Наличие возможных навыков при поступлении  ребенка раннего возраста в детский сад»

Здесь никаких подсчетов в баллах нет. В ходе консультации психолог формулирует каждый пункт в виде вопроса, проясняя индивидуальные особенности ребенка, дает рекомендации.

Слайд 9

Лонгитюдный метод «Изучение эмоциональных состояний детей» и изучение поведения ребенка в условиях группового взаимодействия рассмотрим вместе. Они оба основаны на методе наблюдения.

Педагог в группе ведет «Лист адаптации», где в баллах каждый день измеряет и фиксирует эмоциональное состояние и поведение ребенка (можно продемонстрировать бланк).

Слайд 10

Как только адаптационный период завершается, ребенку присваивается определенный уровень прохождения адаптации: легкий, средний, тяжелый. Только после этого, педагог-психолог может заняться более глубоким изучением интеллектуальных способностей ребенка. Здесь мы используем «Методику психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет» Е.А. Стребелевой.

Предлагаемая методика позволяет определить основные параметры познавательного развития ребенка:

  • принятие задания,
  • способы его решения,
  • обучаемость во время диагностического обследования,
  • отношение к результату своей деятельности.

Слайд 11

Описание методики Е.А. Стребелевой.

Задания в диагностике делятся на 2 возрастных диапазона: задания предъявляемые с  2 до 2,5 лет и задания – с 2,5 до 3 лет.

Оценка результатов обследования познавательного развития измеряется  в баллах от 1-го до 4-ёх, где 1 – минимальный балл, а 4 – максимальный. По результатам диагностики детей раннего возраста можно разделить на 4 группы.

I группа (10-12 баллов)

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии  в их интеллектуальном развитии.

II группа (13-23 балла)

Дети, не способные выполнить задание по подражанию.

Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования врача невролога и др. специалистов)

III группа (24-33 балла)

Дети, которые самостоятельно не справляются с заданием, но после обучения способны его выполнить.

IV группа (34-40 баллов)

Дети, с высоким уровнем интеллектуального развития. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Слайд 12

Наименование задания 

Цель задания 

Поймай шарик

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.

Спрячь шарики: в коробочки

Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.

Разбери и сложи матрешку

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Разбери и сложи пирамидки

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Найди две парные картинки

Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый) с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий)

Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Сложи разрезные картинки: из двух частей

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Построй из палочек: молоточек (из двух палочек)

Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.

Достань тележку:

скользящая тесемка

Задание направлено на выявление уровня развития        наглядно-действенного мышления, умение

использовать вспомогательное средство (тесемку).

Нарисуй дорожку

Задание направлено на выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.

Слайд 13

В рамках той системы («Система работы по реализации модели адаптации семьи к ДОУ»), о которой я упомянула выше, осуществляется тесное взаимодействие между специалистами ДОУ. В частности, если у ребенка выявляются проблемы с речевым развитием, подключается учитель-логопед. О специфике своей диагностической работы сообщит учитель-логопед Сорокина И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...

консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...

Ранний возраст как этап выявления отклонений в развитии детей.

В данной статье выделены основные тезисы, которые помогут выявить нарушения в психомоторном развитии в раннем возрасте....

Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"...

Раннее выявление отклонений в развитии – залог успешной индивидуально – дифференцированной работы

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики в России, как и во всем мире.Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный...

Выступление на МО. Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"

Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"...

«Рекомендации родителям по профилактике и диагностике отклонений в развитии дошкольника»

                          «Норма и отклонения в развитии ребенка» Мечта всех родителей иметь здоровых и счастли...