«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
консультация по коррекционной педагогике на тему

Козина Оксана Федоровна

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

 

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

 

 

Введение

 

Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Ребенок, имеющий речевую патологию- это ребенок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок еще и часто болеющий.

 

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приемов логопедической коррекции.

 

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж самомассаж, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

 

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здровьесберегающих технологий.

 

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

 

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

 

Познакомлю вас поближе с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

 

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

 

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- уменьшить напряженность артикуляционных органов.

 

Аритикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал.

 

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика.

 

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 

 

Утречко

Русская игра

 

 

Утро настало,                                            Ладони скрещены,

Солнышко встало.                                   Пальцы растопырены,

                                                                     образуя «солнышко с лучиками».

 

 

- Эй, братец Федя,                                      Кулак правой руки сжат,

Разбуди соседей!                                         Большой палец совершает круговые

                                                                       движения.

 

 

- Вставай, Большак!                                   Большой и указательный палец правой

                                                                        руки щелкают по большому пальцу левой

                                                                        руки.

 

 

- Вставай, Указка!                                       Щелчок по указательному пальцу.

 

 

- Вставай, Середка!                                      Щелчок по среднему пальцу.

                                                            

 

- Вставай, Сиротка!                                     Щелчок по безымянному.

 

 

- И Крошка-Митрошка!                              Щелчок по мизинцу.

-Привет, Ладошка!                                        Щелчок в центр ладони.

 

 

Все потянулись                                              Руки поднимаются вверх,

И проснулись.                                                 пальцы вытягиваются

                                                                            и быстро шевелятся.

 

 

 

При повторении игры руки меняются ролями.

 

Для организации коррекционно- образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук.

 

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

 

 

Забытая Сорока

 

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила…..

Знай наперед:

Здесь водичка - холодненька,

Здесь – тепленька,

Здесь – горяченька,

А здесь – кипяток, кипяток!

 

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

 

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

 

Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приемам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста:

 

«Часики»

 

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

 

И.п. – стоя, ноги слегка расставить.

1 – взмах руками вперед «тик» (вдох)

2 – взмах руками назад «так» (выдох)

 

«Петушок»

 

 

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

 

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны – (вдох), а затем хлопнуть

ими по бедрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

 

повторить 5-6 раз.

 

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т.д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть.

 

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

 

Хочу познакомить вас с еще одним методом- кинезиология.

 

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения.  В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк, такие как: «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос» и т.д.

 

« Кулак-ребро-ладонь»

 

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

 

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок –

И зажали в кулачок.

 

Что же такое биоэнергопластика?

 

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика – движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

 

«Дятел»

 

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздается чей-то стук.

 

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, отчетливо произнося звук «д-д-д-д».

 

Это дятел на сосне

 

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напрженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-д».

 

Долбит клювом по коре.

 

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

 

 

Итог

 

Я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приемов для развития речи детей. Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

 

 

Литература:

 

1)    Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения.- М.: ТЦ «Сфера», 2001

2)    Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб.: Корона,2004

3)    Узорова О.В. Физкультурные минутки. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004

4)    Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Составил:

Учитель-логопед

Козина О.Ф.

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Введение

Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Ребенок, имеющий речевую патологию- это ребенок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок еще и часто болеющий.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приемов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж самомассаж, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здровьесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

Познакомлю вас поближе с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- уменьшить напряженность артикуляционных органов.

Аритикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал.

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Утречко

Русская игра

Утро настало,                                            Ладони скрещены,

Солнышко встало.                                   Пальцы растопырены,

                                                                     образуя «солнышко с лучиками».

- Эй, братец Федя,                                      Кулак правой руки сжат,

Разбуди соседей!                                         Большой палец совершает круговые

                                                                       движения.

- Вставай, Большак!                                   Большой и указательный палец правой

                                                                        руки щелкают по большому пальцу левой

                                                                        руки.

- Вставай, Указка!                                       Щелчок по указательному пальцу.

- Вставай, Середка!                                      Щелчок по среднему пальцу.

                                                             

- Вставай, Сиротка!                                     Щелчок по безымянному.

- И Крошка-Митрошка!                              Щелчок по мизинцу.

-Привет, Ладошка!                                        Щелчок в центр ладони.

Все потянулись                                              Руки поднимаются вверх,

И проснулись.                                                 пальцы вытягиваются

                                                                            и быстро шевелятся.

При повторении игры руки меняются ролями.

Для организации коррекционно- образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Забытая Сорока

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила…..

Знай наперед:

Здесь водичка - холодненька,

Здесь – тепленька,

Здесь – горяченька,

А здесь – кипяток, кипяток!

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приемам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста:

«Часики»

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И.п. – стоя, ноги слегка расставить.

1 – взмах руками вперед «тик» (вдох)

2 – взмах руками назад «так» (выдох)

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны – (вдох), а затем хлопнуть

ими по бедрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т.д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Хочу познакомить вас с еще одним методом- кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения.  В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк, такие как: «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос» и т.д.

« Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок –

И зажали в кулачок.

Что же такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика – движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

«Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздается чей-то стук.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, отчетливо произнося звук «д-д-д-д».

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напрженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-д».

Долбит клювом по коре.

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Итог

Я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приемов для развития речи детей. Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Литература:

  1. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
  2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб.: Корона,2004
  3. Узорова О.В. Физкультурные минутки. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004
  4. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Данная консультация для специалистов ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.

В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формир...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....