«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
статья по логопедии на тему

Okcана Александровна Тимофеева

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

        ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 1898

             Выступление на окружном семинаре

            учителя – логопеда Тимофеевой О.А.

                                      тема:  

           «Здоровьесберегающие  технологии

                 в  логопедической практике».

                                                           

                                          Москва 2012 год.

         Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. 

         В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Также кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

В силу этих причин, я столкнулась с необходимостью изучения новых методов и технологий, которые бы способствовали более успешному коррекционному процессу.

ЗСТ, которые влияют на формирование гармоничной, творческой  личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.

          Поэтому одной из главных задач моей  логопедической работы стала -  создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

         Контингент коррекционных групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на занятиях, но и в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Кроме того, совместно с воспитателями мы разрабатываем условия создания здоровьесберегающей среды для детей в группе. Так, например, по рекомендации логопеда, воспитатели в течение дня проводят с ребенком пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, логоритмические игры и упражнения на релаксацию.

         В работе с детьми я применяю различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов.

         Изучая педагогический опыт коллег, я встретила различное описание системы применения подобных технологий. Наиболее удобным считаю деление здоровьесберегающих технологий на три категории:

 - технологии сохранения и стимулирования здоровья;

 - технологии обучения здоровому образу жизни;

 - коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

К ним относятся:

 Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционную гимнастику я провожу традиционно на занятиях по коррекции звукопроизношения, рекомендую определенные комплексы для работы воспитателей, провожу семинары-практикумы для родителей, чтобы они также могли заниматься с ребенком дома по заданию логопеда.

Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный прием в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Удобен этот вид работы так же тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Пример: артикуляционное упражнение «Часики» (движения языка вправо-влево) можно дополнить движением ладони, которая движется под счет вправо-влево. При этом игровой сюжет упражнения может быть разным - «язычок катается на коньках», «ветви дерева качаются на ветру», «рыбка плывет и виляет хвостиком» и многие другие. Или упражнение «Улыбка» (зубы сомкнуты, губы в улыбке) можно дополнить движением ладони. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой (5 сек.), на счет 2 – ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

         Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.

         Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. На занятиях я широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха. Работу провожу в общепринятой последовательности согласно следующим разделам: Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз. Примеры: «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – И.П. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха. «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. Поэтому я рекомендую проведение дыхательной гимнастики и для воспитателей после обучения основным ее приемам.

 Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнения.

Примеры: «Веселые рыбки».

 - Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом снуют маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (на кисть руки ребенку одевается «рыбка», и ребенок глазами следит за движением рыбки на своей руке, повторяя движения за логопедом). Рыбки резвятся – В воде кружатся! Пузыри пускают, Весело ныряют, Друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда-сюда, Глядишь, и нет их следа.

«Путешествие по сказочной стране» - развесить в разных точках стены различные рисунки сказочных героев.

 И. п. - стоя. Не поворачивая головы, ребенок должен найти глазами то или иное изображение, названное педагогом: «Ребята, сейчас на ковре-самолете мы полетим над сказочной страной. Посмотрите, мы видим вдалеке избушку на курьих ножках. Теперь мы видим Буратино, который шагает в школу. А сейчас наши глазки нашли Колобка, и т.д.».

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Для развития зрительно-тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей, который представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем яркими линиями, узорами, который фиксируется на стене или доске. Упражнения выполняются в положении телесно-моторной свободы, достигаемой в режиме телесной вертикали.

 Важной сферой применения здоровьесберегающих технологий является сохранение и стимулирование психического здоровья детей. У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведения детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

 Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».

- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Также с целью релаксации применяю упражнения на растяжки и

чередование мышечного напряжения и расслабления. Примеры: «Снеговик»:

 - Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять.

 «Тряпичная кукла и солдатик»

- Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.

 Хорошо зарекомендовали себя такие приемы как песочная терапия, с помощью которой можно расслабиться и успокоиться, игры с водой. Они разгружают эмоциональную сферу ребенка, создают эмоционально-радостный настрой, помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок: «Если ты что-то сделал не так – проведи ладошкой по песку и начни сначала». Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития. В зависимости от этапа коррекционно-развивающей работы игры с водой и песком использую в качестве тренажера дыхания, мелкой моторики, а также в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

Пример: «Волны» - игра с песком. Рисование на песке линий – «накатывает волна – ш-ш-ш» и стирание этих линий – «волна уходит в море и шелестит по камешкам – с-с-с» (на этапе дифференциации звуков Ш - С).

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями занятия и имеют определенную специфику организации: каждое упражнение включает в деятельность фантазию, эмоции и движения ребенка так, чтобы через их единство ребенок учился произвольно действовать на каждый из элементов триады. Все упражнения и игры проводятся на сюжетно-ролевом содержании данные игры можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач. Пример: Игра «Путешествие в лес» (под звуковое сопровождение «Голоса леса» дети произвольно изображают то, о чем говорит педагог): – Мы в лесу. Под ногами мягкий мох. Идем по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной, пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за другом. После сильного ветра повалились деревья, нам придется через них перелезть. Ой, я обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Ежик побежал дальше, а нам пора возвращаться.

Интересно наблюдать, как во время подобных упражнений дети сразу зажимают нос пальцами, если погружаются в море, или по-настоящему боятся наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни.

 Прежде всего, это обучение детей различным видам массажей и самомассажей.

 Логопедический массаж – это часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж я использую в логопедической работе с детьми с дизартрией. При этих формах речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Наряду с массажем, который проводится логопедом, можно обучить ребенка самомассажу.

Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрирую самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.

Пример: Упражнения на самомассаж мышц лица:

 - «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам, - «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине, - «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам; производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух-чух-чух»,

 - «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

 Упражнения на самомассаж мышц языка:

 - «Поглаживание языка губами» - просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта; постепенно убирать язык в полость рта,

 - «Пошлепывание языка губами» - просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта,

 - «Покусывание языка зубами» - легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
Применение динамических пауз, физминуток, коммуникативных игр. Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе коррекционной работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Виды физминуток:

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

2.Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3.Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4.Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5.Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе, и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.

 Коррекционные технологии

Логоритмика – также одна из широко известных и эффективных технологий коррекционного обучения. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. В системе логоритмических упражнений также выделяется фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе. В своей работе я использую хорошо зарекомендовавшую себя методику логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Пример:

 Едем, едем на машине -  имитируют движения рулем

 Нажимаем на педаль - ногу сгибают, вытягивают

 Газ включаем, выключаем - воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя

 Смотрим пристально мы вдаль -  приставляют ладонь ко лбу

«Дворники» счищают капли - руки сгибают в локтях перед собой,  Вправо, влево.

Чистота! - ладони раскрывают, наклоняют руки влево-вправо

 Волосы ерошит ветер - пошевеливают пальцами над головой

 Мы – шоферы хоть куда! - поднимают вверх большой палец руки. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

 Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения провожу с детьми и на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Все их можно условно разделить на блоки:

- развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта,

 -развитие кинетического компонента двигательного акта, динамическая координация движений,

- развитие реципрокной координации движений рук.

Кроме того использование мелкой моторики может носить еще и

психопрофилактический характер. Так, например, в работе можно применять арттерапевтические техники. Данная технология стимулирует развитие мелкой моторики рук. Иначе ее называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид работы очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

         Для развития ручной моторики кроме традиционных упражнений, использую самодельные тренажеры. Это полюбившаяся всем детям тренажер «Травка»- который позволяет массировать все точки на ладошках и развивать зрительно-пространственную ориентацию. Например: «Положить левую ладошку на черный квадрат, а правую - на зеленый» и тренажер сделанный на основе аппликаций Кузнецова.

         Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок  - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах. Особенно важен массаж Су Джок-кольцом . Массаж пальцев массажером «кольцо» способствует повышению общего тонуса организма, увеличению работоспособности, оказывает профилактическое общеукрепляющее действие. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных  с письмом, рисованием.

          Кинезеологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок» и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. 

         В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии.

         В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс   в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. 

 Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Театрально-игровая деятельность:

  1. - игры-драматизации;
  2. - сказкотерапия;
  3. - куклотерапия.

Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

- развитие культуры речи: артикуляционной  моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие  мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Сказкотерапия  основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь. Три вышеперечисленных вида деятельности дают лучший эффект при совместной работе психолога и логопеда.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

         Для борьбы с утомляемостью и пофилактикой респираторных заболеваний можно использовать ароматерапию. Замечено, что число ошибок снижается: при вдыхании лаванды – на 20%; при вдыхании жасмина – на 30%; при вдыхании лимона – на 50%.

         Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.

 Литературные источники и Интернет-ресурсы:

 1. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.

 2. Е.В. Зубович, Н.П. Мещерякова, С.В. Леонтьева. Коррекция стертой формы дизартрии. Саратов, 2008 г.

 3. Е.Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб, 2006 г

 4. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.В. Нищева – Спб, 2010 г.

 5. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г

 6. Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. М., 2005 г.

 7. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. М., 2004 г.

 8. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003 г.

 9. www.logoburg.com 10. festival.1september.ru 11. forum.aspu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Комплексно-тематическая практика в ДОУ (отчет по практике)

Материал для студентов (отчет о прохождении практики)...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

В рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности.Сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной». Для детей старшего возраста 5-7 лет.

Что такое культурная практика?Культурная практика – этоЭто обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.Это разнообразные, основанные на текущи...