Главные вкладки

    Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
    методическая разработка

    Гусева Лариса Алексеевна

    В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл guseva_l._a._proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx33.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации»  (из опыта работы)

            Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

    Метод проектов - совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельной деятельности детей, с обязательной презентацией этих результатов.

    Проектное образование можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

    В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой).

    Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

    В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

    В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

    ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы; информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.; творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:  комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;  исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    Другими признаками классификации являются: состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.); продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

    Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

    Задачи развития в старшем дошкольном возрасте: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: непрерывная организованная  деятельность (НОД) с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.; комплексные блочно-тематические НОД; интеграция: частичная или полная; метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

    Ребёнку метод проектов даёт возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

    1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

    2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

    3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

    4. Составление плана-схемы проекта.

    5. Сбор, накопление материала.

    6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

    7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

    8. Презентация проекта, открытое мероприятие.

    Основные этапы метода проектов включают:

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

    - к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

    - в каких источниках можно найти информацию;

    - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

    - с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта - практическая часть.

    4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

    Этапы работы над проектом:

    Этапы

     Деятельность педагога

    Деятельность детей

    1 этап

    1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

    3. Формулирует задачу.

    1. Вхождение в проблему.

    2. Вживание в игровую ситуацию.

    3. Принятие задачи.

    4. Дополнение задач проекта.

    2 этап

    1. Помогает в решении задачи.

    2. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность.

    1. Объединение детей в рабочие группы.

    2. Распределение ролей.

    3 этап

    1. Совместная деятельность

    2. Направляет в осуществление проекта.

    1. Самостоятельная деятельность. (по необходимости, обращение за помощью).

    4 этап

    1. Подготовка к презентации.

    2. Презентация.

    1. Продукт деятельности готовят к презентации.

    2. Представляют продукт деятельности.

    Таким образом, проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в системе дошкольного образования. Использование проектной деятельности в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного развития дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает ДОУ открытым для активного участия родителей. Спецификой использования проектной деятельности в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместную деятельность для решения проблем. Перспективность заключается в том, что проектная деятельность дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной,  конкурентной личности.

                                                                           

    Список использованной литературы:

    1. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008

    2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

    3. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.

    4. Дошкольная педагогика. № 5. 2009.

    5.  Обруч № 4, 2009.

    6.  Ребенок в детском саду. № 2, 3 2008.

    7.  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ М.: ТЦ Сфера, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

    Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».

    Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий  в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

    Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

    Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего  сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....

    Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...