Использование возможностей проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семенова Татьяна Владимировна

Проектная деятельность в дошкольном учереждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность в Д О У19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Т.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №40 Приморского района

Санкт-Петербурга.

Использование возможностей проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

 «Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное и практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личность». М. В. Крупенина.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основная цель проектного метода -  развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи проекта:

- обучать элементарному планированию;

- формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;

- развивать творческие способности;

- формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к проектной деятельности:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность дошкольника;

- использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Классификация проектов:

- по составу участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный);

- по продолжительности (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

- по тематике (экологические, математические, музыкальные и т. д.)

- по целевой установке (информационные, исследовательские, ролевые, творческие).

В практике современных дошкольных учреждений используют следующие виды проектов:

  1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент).
  2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
  3. Игровые проекты — участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
  4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Благодаря присущей детям любознательности, дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
  5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Продолжительность проекта:

1) Краткосрочный: (несколько занятий, 1 - 2 недели);

2) Средней продолжительности: (1 - 3 месяца);

     3) Долгосрочный - до 1 год.

Проект -это целое творческое дело, ориентированное на формирование личных качеств ребенка. Весь опыт, который приобрели дети в процессе исследовательского поиска, становится их личным опытом. 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов:

1. Цель проекта: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Результатами проектной деятельности могут быть:

— Выставка, газета, журнал.

— Костюм, модель, коллекция.

— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

— Экскурсия, поход, путешествие.

— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

— Спектакль, праздник, видеофильм.

Проект дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания. Так же, одним из положительных моментов проекта является совместная работа с родителями. Как показала практика, родители очень активно участвуют в таких проектах. Таким образом, проект выступает как единое целое, соединяя работу воспитателей, детей и родителей.

Литература.

1. Гулидова Т. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. – М.: Учитель. 2015. – 37 с.

2. Морозова Л. Д. Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. №2. 2006.

3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование В ДОУ. – М.: Сфера. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».

Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий  в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего  сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...