Статья: "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации" (из опыта работы)
статья

Томилова Ольга Викторовна

                                                                                                       Томилова О.В., воспитатель     

                                                                                              ГБДОУ детский сад №67 Выборгского района   

                                                                                                                                          Санкт-Петербурга

 

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)

            Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. [1]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.                                                                                                         Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.                                     В настоящее время проекты классифицируются:                                                                                                   

 По предметно-содержательной области:                                                                                                       

- монопроект в рамках одной области знаний;                                                                                                                               

- межпредметный проект на стыке различных областей.                                                                                                                                                                                                                                        По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города.                                                                                                                                           

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.                         

По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.                                                                                                                                    В практике современных дошкольных учреждений  используют следующие виды проектов:                                                                                                                                                                             1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент).                                                             2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.                                                                   

3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.                     

4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов.      Благодаря присущей детям любознательности, дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.                         5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.             

          Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.                                                                                                                  Информационные проекты оформляют на стендах, витражах и т.д.                                                                                                                                                                                                                    Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.                                                                      Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно-следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь.                                                                             

Работа над проектом происходит в несколько этапов:                                                                                           

I этап – организационно-подготовительный:                                                                                                               

• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;                                                             

• пополнение предметно-пространственной среды;                                                                                                                               

• подбор диагностического материала для выявления знаний детей.                                                                     

II этап - рефлексивно-диагностический:                                                                                                                            

  анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;                                               

 • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;                                                                                    

 •формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.                               

  III этап - практический:                                                                                                                                                       

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;                                                             

  • определение содержания работы;                                                                                                                                 

   •реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение   нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;                                   

   • обобщение и распространение опыта работы;                                                                                                                     

  • защита проекта.                                                                                                                                                       

    IV этап — заключительный:                                                                                                                                                 

    • анализ достижения целей и полученных результатов;                                                                                                    

   •определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.                                                                                Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:                                                                        

•Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.                 

•Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.                          

• Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.                                                                                                                                                      •Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.                                                                    •Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.                                                 

•В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.                                                                                                                                      • Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике.                                                                                                                                                      •Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.                                                                   

 • На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.                                                     

Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.                                                                   

Итак, участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Литература:

1.Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для   руководителей и практических работников ДОУ / Авторы - составители: Л.С. Киселева, Т.А.  Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.                                                     

2.Пьянкова, Л. А. Организация работы по внедрению проектного метода в  образовательный процесс дошкольного учреждения / Л. А. Пьянкова // Современные подходы  к развитию системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции:   материалы  Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, г. Кемерово, 26 августа-27 сентября 2013 г. /сост. : Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. Б. Игонина, М. В. Дорн, Е. И. Мельник. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – С. 67–70.                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Томилова О.В., воспитатель    

                                                                                              ГБДОУ детский сад №67 Выборгского района    

                                                                                                                                            Санкт-Петербурга

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)

        Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. [1]                                                                                                                                                            Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.                                                                                                                                                                     Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.                                                                                                                                   В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.                                                                                                                                                            В настоящее время проекты классифицируются:                                                                                                По предметно-содержательной области:                                                                                                               - монопроект в рамках одной области знаний;                                                                                                                                  - межпредметный проект на стыке различных областей.                                                                                                    По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города.                                                                                                                                                                            

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.                          По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.                                                                                                                                                                             В практике современных дошкольных учреждений  используют следующие виды проектов:                                                                                                                                                                  1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент).                                                                                                  2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.                                                                     3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.                      4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов.                                                                          Благодаря присущей детям любознательности, дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.                                                      5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.                 Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.                                                                                                                                                         Информационные проекты оформляют на стендах, витражах и т.д.                                                                                                                                                                                                              Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.                                                                                                       Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно-следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь.                                                                                                           Работа над проектом происходит в несколько этапов:                                                                                                 I этап – организационно-подготовительный:                                                                                                                  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;                                                                • пополнение предметно-пространственной среды;                                                                                                                                   • подбор диагностического материала для выявления знаний детей.                                                                             II этап - рефлексивно-диагностический:                                                                                                                           •анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;                                                • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;                                                                                 •формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.                                 III этап - практический:                                                                                                                                                        • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;                                                                    • определение содержания работы;                                                                                                                                   •реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение   нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;                                      • обобщение и распространение опыта работы;                                                                                                                               • защита проекта.                                                                                                                                                              IV этап — заключительный:                                                                                                                                                      • анализ достижения целей и полученных результатов;                                                                                                    •определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.                                                                                                                                         Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:                                                                                •Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.                  •Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.                           • Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. • Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.                                                                                                                                                                                                               •Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.                                                                                                                 •Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.                                                   •В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.                                                                                                                                                   • Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике.                                                                                                                                                                      •Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.                                                                      • На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.                                                 Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.                                                                           Итак, участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

        Литература

        1.Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для         руководителей и практических работников ДОУ / Авторы - составители: Л.С. Киселева, Т.А.         Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.                                                   2.Пьянкова, Л. А. Организация работы по внедрению проектного метода в                              образовательный процесс дошкольного учреждения / Л. А. Пьянкова // Современные подходы         к развитию системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции:         материалы         Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, г. Кемерово, 26 августа-27 сентября               2013 г. /сост. : Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. Б. Игонина, М. В.         Дорн, Е. И. Мельник. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – С. 67–70.                                          

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».

Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий  в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего  сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации

ГБДОУ Детский сад № 23 Центрального района Санкт-ПетербургаШумакова А. П., музыкальный руководитель «Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней ...