Главные вкладки

    В рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности.Сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной». Для детей старшего возраста 5-7 лет.
    методическая разработка по музыке (старшая группа)

    Захарова Евгения Владимировна

    Что такое культурная практика?

    Культурная практика – это

    • Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

    • Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

    • Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми.

    • Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.

    • Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.


     

    В нашем саду мы занимались разработкой и апробацией информационно-коммуникативных технологий в организации поликультурных практик в музыкально-игровой и познавательной деятельности детей, направленных на активизацию каждого дошкольника; Апробация личностно-ориентированных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности для решения задач формирования активности, самостоятельности и инициативности дошкольников».Предлагаю сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной» (Для детей старшего возраста 5-7 лет.)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что такое культурная практика?

    Культурная практика – это

    • Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
    • Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
    • Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми.
    • Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.
    • Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

      В  нашем саду мы занимались разработкой и апробацией   информационно-коммуникативных  технологий в организации поликультурных практик в музыкально-игровой и познавательной деятельности  детей, направленных на активизацию каждого дошкольника; Апробация личностно-ориентированных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности для решения задач формирования активности,  самостоятельности и инициативности дошкольников».Предлагаю  сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной» (Для детей старшего возраста 5-7 лет.)

    Картины для сравнения  

    Русские художники: Александр Мицник «Осень» и Иссак Левитан « Золотая Осень»

    Художник Александр Мицник- «Осень»                                     Художник Исаак Левитан- «Золотая Осень»

     В рамках проекта «Применение поликультурных практик в музыкально — игровой и познавательной деятельности для решения задач формирования активности,  самостоятельности и инициативности дошкольников»

    Сценарный план итогового занятия с использованием поликультурной практики «Осень бывает разной».

    Для детей старшего возраста 5-7 лет.

    Авторы составители:

     Музыкальный руководитель

    Захарова Евгения Владимировна.

    Цель: раскрытие эмоционально-творческого потенциала ребенка.

    Задачи:

    Образовательная:

    • способствовать обмену информацией о осени, как о времени года;
    • побуждать детей к восприятию классической музыки, высказываться о своих музыкальных впечатлениях;
    • стимулировать познавательную активность детей посредством постановки проблемных задач, приобщать к исследовательской деятельности.

    Развивающая:

    • развивать творческое воображение, возможность  проявления творческой инициативы в разнообразных видах         импровизации

    Воспитательная:

    • воспитывать навыки сотрудничества, активности, ответственности, выдержки, культуры общения.

    Интеграция образовательных областей:

    «Художественно-эстетическое развитие»

     «Познавательное развитие»

    «Речевое развитие»

    «Социально-коммуникативное развитие»

    Методы и приемы:

    Проблемные вопросы и ситуации, совместное целеполагание, ИКТ, коммуникативная, дидактическая,

    сюрпризный момент, конструирование нетрадиционным способом.

    Материал: 

    мультимедийное пособие «Времена года», экран, ноутбук, столы по количеству детей, по 2 стула к каждому столу, на каждый стол степплер, клей, иголка с ниткой, картон, цветная бумага, лоскуты тканей, вуаль, шляпы, ободки, тесьма, ленты, шарфы, разноцветные листья из бумаги, фольга, гофрированная бумага, фломастеры, акварель, кисточки, цветные карандаши, набор гримировальных красок.

    Условия  организации

    Самоопределение

    (Выбор ребенком вида музыкальной деятельности/репертуара/партнера и т.д.)

    Самореализация

    (Непосредственная детская деятельность с продуктом)

    Саморазвитие

    (Задание для самостоятельной проработки)

    1.Количество педагогов:

    (музыкальный руководитель,  воспитатель, хореограф, воспитатель  по изобразительной деятельности)

    2.Количество помещений в ДОО: (музыкальный зал, групповое помещение, изостудия)

    1. Распределения ролей:

    –  Два разнохарактерных образа Осени.

    2.Выбор детской деятельности:

    -музыкально-игровая,  изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора

    3.Выбор материалов для моделирования одежды.

    Выборов атрибутов для музыкально-игровой деятельности.

    1.Беседа по  картинам

    2.Слушание классического произведения Ф.Шопена  «Ноктюрн».

    3.Отгадывание загадки

    4.Деятельность по выбору:

    4.1 Музицирование:

    Игра на музыкальных инструментах

    4.2 Танцевальная импровизация «Осенний листопад».

    4.3 Изобразительная деятельность «Осень бывает разной»

    4.4 Модельный показ образа «Осень -грустит», Осень-смеётся»

    1.Рассматривание двух осенних картин, русских художников.

    2.«Осень бывает разной» - рисование картин.

    3. Конструирование и моделирование платья осени, и в целом всего образа.

    4.Составление мнемодорожки , к выбранному произведению.

    5.Составление партитуры игры на музыкальных инструментах.

    6. Составление схемы танцев.

    Изо деятельность,

    конструирование- моделирование.

    Художественное слово

    Ведущая: Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за Время года у нас наступило? Конечно,  «Разноцветная осень»! Какая же она может быть разная! Чем может она нас порадовать? Посмотрите, сколько на наших деревьях еще осталось красивых, разноцветных, осенних листьев.(Беседа)

    Ведущая: Быстро лето улетело перелетной птицей вдаль.
    Осень чудно расстелила
    Увядающую шаль.

    Вмиг заворожила взоры
    Огневой своей листвой,
    Колоском, созревшим в поле,
    Пожелтевшею травой.

    Одарила гостья - осень
    Урожаями плодов,
    Моросящими дождями,
    Кузовком лесных грибов.

    Так давайте славить осень
    Песней, пляской и игрой.
    Будут радостными встречи.
    Осень, это праздник твой!

    Ведущая: Ребята,  а какая бывает Осень? (Ответы детей) Да, она может быть очень разной!

    Перед вами две картины.

    На картине №1 художника Александра Мицника- «Осень»- серая, дождливая, унылая, листва практически облетела ,скорее всего это поздняя Осень! А нам хочется ,что она была солнечная, нарядная, тёплая, как на картине №2  И.Левитана «Золотая осень»

    Музыкально- ритмические движения

    Музыкальные инструменты

    1. Постановка проблемы

    Ведущая: Ребята, какими средствами выразительности мы можем её разукрасить?»

    Ответы детей: кисточкой и красками ,музыкальными инструментами, танцами, внести солнечный свет  и т.д

    Разделение на подгруппы на основе выбора вида деятельности.

    Ведущая:  У вас на спинке стульчиков листья, разных цветов, возьмите их и поднимите вверх! Разделитесь на команды по цвету листочка!  Кем Вы хотели бы сегодня стать? (дети делятся на команды)

                                                                       

    Музыкант  создает образ звуками,  хореограф движениями, художник цветом и линией, поэт словом.   

    Игровая мотивация для восприятия интегрированного  художественного образа

    Звучит  муз.Ф.Шопен «Ноктюрн» -  видео «Осенние картины»

    1. Выдвижение гипотез

    Какие средства выразительности  можно использовать для создания художественного образа «Осень в лесу»

    Воспитатель  по ИЗО: Какие цветами  мы  можем  превратить хмурую и дождливую осень, в яркую, тёплую и солнечную! Подумайте и выберите, какие краски вы будете использовать для фона, осеннего листопада, солнышка.

    Какие техники

    можно использовать?

    1.Показ техники

    Какое у Осени платье?
    Могу без ошибок сказать я:
    В подарок оставило Лето
    Немного зеленого цвета.
    Придумала Осень сама
    Бордовые с желтым тона
    И платье красивое сшила,
    Каймой золотой опушила.
    Сережки из ягод рябинок,
    Вуаль – это нить паутинок
    А шляпу сплела из колосьев
    Ну, чем не красавица осень?

    (2 желающих, которые попробуют себя в роли модельеров и будут сейчас создавать образ осени из приготовленных  заранее лоскутов ткани, ободков , шляп, или кокошников, туесков, вуали, цветных пакетов, бус  и т.д)

    2.Рассматривание и выбор материалов.

    3. Примерка.

    1.Выбор стихотворения к первой картине

    2. Выбор картинок, какие образы из стихотворения понравились .

    3.Выбор символов  и пробы интонационной выразительности  

     произнесении фраз

    Хореограф:

    Мне Осень вот эту корзинку дала!
    Смотрю я в корзинку, ну и дела!
    Смотрите, ребята, листья цветные…
    Листья цветные, но непростые!
    Осень загадки на них написала,
    Этих загадок не так уж и мало!
    Вам их нужно прочитать
    Непременно отгадать.
    Ты весь мир обогреваешь
    И усталости не знаешь.
    Улыбаешься в оконце,
    И зовут тебя все

    (Солнце).К то хочет быть нашим солнышком и согревать

    наши листочки?

    (Звучит музыка с видеофайлом:  дети представляют себя осенними листочками, выбирают атрибут на выбор :листочки, ленточки, платочки, шарфики определнного цвета)
    А листья солнцем наливались,
    Листья солнцем пропитались,
    Налились, отяжелели
    И, по ветру полетели…
    Зашуршали по кустам…
    Видно их и тут, и там.
    Ветер золото кружит,
    Золотым дождем шумит! 

    (Импровизация и передача  характера музыкального произведения через движения ).

    1.Подбор атрибутов для танца.

    2.Пробы  танцевальных движений.

    3. Рассматривание  картинок для составления  общей схемы коллективного  танца

    1.Подбор музыкальных инструментов, показ звукоизвлечения.

    2.Воспроизведение ритма на инструментах.

    3. Окончательный отбор инструментов, определение групп инструментов в ансамбле.

    3.Решение проблемы. Разделение по секциям

    Звучит  муз.Ф.Шопен «Ноктюрн»

    1. Выбор техники  рисования

     2. Изготовление двух разных образов Осени:

    - выбор цветовой гаммы;

    - конструирование модели платья, головного убора;

    -

    Составление мнемодорожки , с подбором символов интонационной выразительности

    Составление рисунка  танца фиксация  символами на наборном полотне

    Составление партитуры на мольберте

    1. Формулирование вывода, установление связи с известным

    Обобщить представления о средствах художественной выразительности

    Рассматривание получившейся картины.

    Показ 2х разных образов Осени- яркая, тёплая, солнечная.

    Осень-Хмурая, дождливая, серая, холодная. (как а картинах)

    Презентация мнемодорожки

    Презентация общей схемы танца

    Презентация полученной партитуры

    1. Решение творческой задачи на основании вывода

    Интерпретация художественного образа в детских видах деятельности

    Звучит  муз.Ф.Шопен «Ноктюрн»

    Презентации  1 картины и первого образа  «Осени- дождливой»

    Мелодекламация стихотворения по цепочке

    Презентации  2 картины и второго образа «Осени яркой и солнечной»

    Импровизация под музыку коллективного танца

    Игра на инструментах с дирижером

    Список литературы:

    1. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: Современный подход и возможные трактовки. Научно- методический журнал «Детский сад: теория и практика» 2015 №5

    2. Теплова А.Б.  Культурные практики детства. Журнал «Детский сад: Теория и практика» 2015 №5

    3. Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников. Журнал «Детский сад: теория и практика» 215 №5

    4. Евдокимиова Е.С. «Поликультурная компетентность воспитателя как условие развития психологически безопасной среды в многонациональной группе дошкольного учереждения»-2012

                                                                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий "Маленькие изобретатели" для детей старшего возраста.

    Целью моей непосредственно образовательной деятельности является обогащение знаний  детей  о мире открытий и изобретений, познакомить с жизнедеятельностью  И.П Кулибина, развивать конст...

    "Подарки осени" Конспект НОД для детей старшего возраста с использованием ИКТ(информационно-коммуникационных технологий).

    Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...

    Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Мы – изобретатели»

    Конспект  открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Мы – изобретатели»...

    Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы»

    Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста  Тема: « Зимующие птицы»  Задачи:-об...

    Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

    5 блоков экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста....

    План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

    План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....

    Конспект открытого познавательного – речевого занятия с использованием нетрадиционных методов и интегративного подхода для детей среднего возраста на тему: «Приключение волшебного клубочка» (с демонстрацией видеосъёмки родителям воспитанников)

    Каждому родителю интересно знать как проходят заняттия в ДОУ, но к сожалению в период пандемии провести открытое занятие для родителей невозможно. Поэтому мы сняли занятие на видео и послали каждому ж...