Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Белобородова Юлия Геннадьевна

«Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду»

Заместитель заведующего

МАДОУ д/с №46 Ю.Г.Белобородова

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»...

А также на что опираться при составлении адаптированной программы и есть ли к этому какие-либо методические рекомендации?

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на  сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problematika_napisaniya_aop.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду»

Заместитель заведующего

МАДОУ д/с №46 Ю.Г.Белобородова

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»...

А также на что опираться при составлении адаптированной программы и есть ли к этому какие-либо методические рекомендации?

Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации».

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно.

Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной.

Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни одна из них не включена сейчас в навигатор. 

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы…

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу. 

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

 Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ.

С 1 сентября 2016 года введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.

Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.

Так что всё ещё впереди.

Сегодня мы рассмотрим подробнее на примере действующей программы МАДОУ д/с №46  адаптированную образовательную программу на одного из детей, обучающихся по программе обучения для детей с интеллектуальными нарушениями.

 МАДОУ д/с №46 посещают дети с разными программами обучения, рекомендуемыми им центральным ПМПК:

- программа обучения для детей с задержкой психического развития;

- программа обучения для детей с интеллектуальными нарушениями;

- программа обучения для детей с общим недоразвитием речи.

            Для каждого контингента воспитанников с ОВЗ разработана своя АООП. Так как в группах с ЗПР, находятся дети только с ЗПР, то и АООП одна для всей группы. Однако, дети с ЗПР нередко имеют множественные диагнозы, например, расстройство аутистического спектра и другие особенности. Поэтому в нашем МАДОУ для каждого ребенка разработана своя АОП (адаптированная образовательная программа), учитывающая индивидуальные особенности, возможности ребенка и предполагающая результаты освоения.

Алгоритм написания адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

(рекомендации для педагогов)

  1. Пояснительная записка Сведения о ребёнке (характеристика)
  2. Особые образовательные потребности
  3. Ожидания родителей
  4. Содержание программы
  5. Образовательный компонент
  6. Учебный план на 2016-2017 уч. год
  7. Критерии оценивания достижений по разным областям
  8. Коррекционный компонент
  9. Воспитательный компонент:

- Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка

- Условия взаимодействия ДОУ и родители

- Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка

  1. Заключение и рекомендации специалистов

Надеюсь, что эта статья поможет Вам разобраться и без трудностей написать адаптированную образовательную программу для ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»

    В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Особенности разработки и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности

Актуальная проблема - поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечи...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Адаптированная образовательная программа для детей ТНР 2023-2024 Рабочая программа логопеда

Адаптированная образовательная программа для детей ТНР 2023-2024 Рабочая программа логопеда...