«Требования ФГОС ДО к созданию коррекционно-образовательной среды в ДОО».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Козина Оксана Федоровна

 

«Требования ФГОС ДО  к созданию коррекционно-образовательной среды в ДОО».

 

 

 

 

 

 

 

          

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

 

Л.И. Швецова

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Требования ФГОС ДО  к созданию коррекционно-образовательной среды в ДОО».

         

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности. 

Л.И. Швецова

      В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Для коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и осваивающими основную программу совместно с другими детьми, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально- ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей данной категории.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

ϖ предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

ϖ характер взаимодействия с взрослыми;

ϖ характер взаимодействия с другими детьми;

ϖ система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Стандарт предъявляет требования к образовательной среде, которая

     •   гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  •  обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

     В образовательной программе дошкольного образования прописаны требования, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, реализацию различных образовательных программ, а в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия. При этом развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Принципы организации предметно-развивающей среды:

ϖ Содержательно-насыщенный

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

ϖ Трансформируемый

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ϖ Полифункциональный

Полифункциональность  материалов предполагает: наличие в детском саду полифункциональных возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

ϖ Вариативный

Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

ϖ Доступный

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

ϖ Безопасный

Безопасность  предметно-пространственной  среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

      Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в образовательной организации создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

       Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

        Следовательно, инклюзивная (коррекционно-образовательная) среда в ДОО должна быть организована таким образом, чтобы способствовать коррекции имеющихся недостатков у дошкольников и в целом подготовить данную категорию детей к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ.

Предметно-развивающая  среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала....

Требования ФГОС ДО к предметно пространственной среде

"ФГОС ДО - Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для разви...

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»

Краткое описание требований к предметно - пространственнй среде....

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде» Елена Вавилова Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»1. Макси...

Методический семинар«ФГОС раздвигает границы»(Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ) Воспитатель Смирнова Наталия Евгеньевна

Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки,рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…»В. СухомлинскийЗачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю ?Зн...