Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»
занимательные факты на тему

Вавилова Елена Анатольевна

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»

 

Елена Вавилова 
Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»

1. Максимальная реализация образовательного потенциала, должна обеспечиваться предметно – развивающей средой.

2. Что включает в себя доступность предметно – развивающей среды.

2.1. Все помещения в которых осуществляется образовательный процесс, должны быть доступны детям.

2.2. Должен быть осуществлен свободный подход ко всем игрушкам, играм, пособиям обеспечивающим все основные виды деятельности.

С учетом ФГОС,организация развивающей среды в каждой группе и в ДОУ в целом должна строиться на том, чтобы предоставить наибольшую возможность для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его уровня активности и интересов.

Необходимо периодически обогащать среду элементами развивающими и стимулирующими двигательную активность, Эмоциональную и познавательную деятельность.

Все в предметно – развивающей среде организуется так, чтобы каждый воспитанник мог свободно увлекаться тем – что ему нравится.

Необходимо размещать оборудование по строго отмеченным секторам – которые будут позволять детям объединяться в подгруппы по интересам например театрализованная деятельность, художественное творчество, конструирование, экспериментирование, ручной труд.

Необходимым активизатором, раздрожителем для стимуляции познавательной деятельности должны служить такие материалы, как: игрушки, модели, технические средства, игры, мензурки, весы, лупы с различным увеличительным размером, необычные музыкальные инструменты и приборы, всевозможные устройства стемулирующие все – для начала сбора новых коллекций в том числе и для экспериментальной деятельности.

Также необходимо, чтобы активизаторы делились – для девочек и для мальчиков. Очень важно иметь большое количество всевозможных материалов, таких как: жгуты, ленточки, веревочки, коробочки, проволочки, пробочки и т. д. которые можно творчески использовать в любой момент и в любой игре, для решения каких бы то ни было задач.

В подготовительных к школе группах. необходимо иметь предметы побуждающие интересоваться школой: цифры, печатные буквы, книги с крупным шрифтом, ребусы, настольно – печатные игры с цифрами и буквами, всевозможные таблицы, картинки и фото отражающие школьную тематику, возможно даже фото детей которые раньше ходили в группу – а теперь стали учениками, или же фото старших братьев и сестер. Всевозможные предметы для игры в школу.

Также нужно, что бы в группе находились предметы и пособия позволяющие побуждать развитие в более широких областях социальных интересов: это детские развивающие журналы, всевозможные энциклопедии о животных, о нашей вселенной, о растениях имеющихся на нашей планете, о жизни культуре различных народов населяющих землю и многие другие.

А в целом все, что окружает детей в детском саду – должно обеспечивать полную безопасность жизни и быть направлено на укрепление здоровья и закаливание организма каждого воспитанника.

В принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно развивающей среды группы и детского сада в целом, способствует формированию единой предметно – пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка,организуется все необходимое. Сюда входит и организация нескольких предметно – развивающих «сред»:

среда для физической активности,

среда для речевого развития,

среда для математического развития,

среда для эстетического развития.

Которые должны быть многофункциональными и модульными в зависимости от ситуации. Когда ребенок на первом этапе овладевает какой либо из данных сред, ему очень сложно – для этого, каждое действие ребенка необходимо сопровождать речевыми комментариями, например «Я сажусь на стул» или Я иду рисовать» ит. д.

В отечественном образование и его практике есть несколько способов обыгрывания среды, которые имеют самый прямой развивающий и обучающий эффект

- показ предмета и его называние,

- показ действий с предметом и их называние,

предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирования.

Несколько советов по созданию предметно – развивающей среды.

1. Среда должна служить для развития потребностей ребенка и его интересов.

2. Пространство необходимо использовать компактно, гибко и модульно.

3. Предметно – развивающая среда должна выполнять побуждающую, развивающую, коммуникативную, стимулирующую, образовательную, воспитывающую функции.

4. Самое главное среда должна развивать индивидуальность ребенка и работать на развитие самостоятельности.

5. Элементы декораций, форма,размер всех предметов должны быть модульными и направлены на безопасное использование и ориентированы на возрастные особенности денного возраста.

6. Цветовая гамма должна составлять пастельные и теплые тона окраски.

7. Необходимо учитывать,ведущий в дошкольном образовании вид деятельности- ИГРУ.

8. Так же среда должна видоизменяться в зависимости от образовательной программы, периода обучения и возрастных особенностей.