Методический семинар«ФГОС раздвигает границы»(Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ) Воспитатель Смирнова Наталия Евгеньевна
методическая разработка

Смирнова Наталия Евгеньевна

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю ?

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.   Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «ФГОС раздвигает границы» (Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ) Воспитатель первой квалификационной категории Смирнова Наталия Евгеньевна Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г.Заволжска

Слайд 2

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю ?

Слайд 3

Предметно – развивающая среда является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдых. Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта

Слайд 4

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Обратимся непосредственно к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту за точным определением предметно – пространственной среды. « Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО): часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития. п. п.1.1, 1.4, 1.6, 3.3, 3.6 ФГОС ДО. Цели организации (РППС ДОО): • обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства; • обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых; • обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.

Слайд 5

Существуют требования к развивающей предметно- пространственной среде. « Содержательная насыщенность. Обеспечение различных видов активности всех категорий детей, их эмоционального благополучия и возможности самовыражения. Трансформируемость Возможность изменения РППС ДОО в зависимости от интересов и возможностей детей. Полифункциональность Возможность разнообразного использования различных составляющих РППС ДОО. Вариативность Наличие разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и их сменяемость. Доступность Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям. Безопасность Все элементы РППС соответствуют необходимым требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования» Требования к предметно-развивающей среде, которые прописаны в ФГОСе связаны, прежде всего, со спецификой дошкольного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от более старших субъектов образования. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка-дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности. Психологические основы построения развивающей предметной среды детства основываются на деятельностно-возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно

Слайд 6

Воспитатель должен реализовать на практике требования ФГОС, проводить образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей; использовать принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организовать профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности; проектировать образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты . Федеральный Государственный Стандарт очень не просто входит в жизнь педагога. Возникает много вопросов : что это такое ? зачем? почему? Изучая различную литературу по вопросу ФГОС я прочитала высказывание Александра Григорьевича Асмолова ,(руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО, директора Федерального института развития образования, Академика РАО, доктора психологических наук, профессора) « Дошкольное детство это мир уникальных ожиданий взрослых по отношению к детям. Мы никогда не знаем, что из них получится, мы можем только хотеть. Но именно неопределенность того, что из них вырастет, очаровывает нас в детях. Мы надеемся, что из нашего ребенка вырастет самая потрясающая наша мечта, и очень часто не только сами становимся заложниками этих наших ожиданий, но делаем заложниками наших ожиданий, а иногда и амбиций, детей. То, чтобы стандарты стали культурной генетикой нашего образования, - моя мечта. Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ до школьного образования, которые были и есть в нашей стране» По моему мнению эти слова раскрывают необходимость введения Федеральных Стандартов в педагогическую практику. Для того , чтобы перестроение на «новый лад» проходило более комфортно как для детей так и для педагогов необходимо создать благоприятную обстановку , а это не что иное ,как предметно – развивающая среда.

Слайд 7

Построение предметно- пространственной среды в группе позволяет организовать самостоятельную деятельность детей и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую стимулирующую, организационную, коммуникативные функции. Принципы построения: - среда наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»; - среда соответствует возрасту, уровню развития, интересам, склонностям, и способностям детей; - все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей; - ребенку предоставляется право видоизменять окружающую среду и созидать ее в соответствии со вкусом и настроением; - размещение материалов функционально, а не «витринным»; - каждый предмет выполняет информативную функцию об окружающем мире, стимулирует активность ребенка; - предметно-пространственная среда учитывает половую дифференциацию и принцип интеграции.

Слайд 8

. Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно - методические пособия, учебно-игровое оборудование. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Строго соблюдается требование безопасности предметно- пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям .

Слайд 9

Центр «Физического развития» группы «Пчёлки» Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Слайд 10

Многофункциональная ширма – трансформер позволяет выполнить сразу несколько требований к предметно-развивающей среде : трансформируемость , полифункциональность и вариативность .

Слайд 11

Центр художественно-эстетического развития в группе «Пчёлки » Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Слайд 13

В группе «Пчёлки» организован кружок « Мукасолька » по тестопластике . Дети с удовольствием замешивают тесто для творчества. Лепка- одно из полезнейших занятий для детей . Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей . Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Слайд 14

Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности В группе «Пчёлки» есть Центр книги и коллекция «Сказка плюс театр»

Слайд 16

ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР Вариативность среды предполагает: - наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 17

Центр «Познание» в группе «Пчёлки» Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Александр Асмолов

Слайд 18

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности .

Слайд 19

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка. Сенсорная коробка — емкость, в которую насыпаны и положены материалы и предметы разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог играть с ними, изучая многообразие форм, материалов и явлений окружающего мира. Придумавшая их педагог Мария Монтессори утверждала: дети в возрасте от 3 месяцев до 3 лет главным образом развиваются через сенсорное восприятие, то есть рассматривая и ощупывая мир вокруг. Так почему бы вам не дать вашему ребенку максимум информации о многообразии этого мира, «погрузив» этот мир в сенсорные коробки, которые помогут раскрыть любую тему. Сенсорные коробки могут быть тематические, что особенно интересно детям . Для своих ребят я делала «Северный полюс», «Пустыня», «Морская коробочка» и «Домашние животные».проявите фантазию, спросите у детей во что бы они хотели поиграть, что нового узнать и творите!

Слайд 20

Подводя итоги творческой работы, хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо использовать сложившийся за многие годы опыт работы по оснащению предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ДО: Развивающая предметно-пространственная среда

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как ...

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»

Краткое описание требований к предметно - пространственнй среде....

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде» Елена Вавилова Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»1. Макси...

Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы.

Концепции построения предметно – развивающей среды. Принципы построения развивающейпредметно - пространственной среды (РППС) Требования ФГОС к развивающей предметно – пространств...

Методические рекомендации для педагогов в ДОО по организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе.

Основные требования к организации среды.Основные принципы организации среды.Основные характеристики развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе....