Логоритмика
статья по коррекционной педагогике на тему

Крылова Юлия Михайловна

Статья о применении логоритмики в коррекции речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика

в системе коррекции речевых нарушений.

Вступление

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений датируется началом XIX века, когда в Европе появилась система так называемого и ритмического воспитания, основоположником его стал  известный  педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1913 г.). Эта система получила во многих странах широкое признание, особенно в области дошкольного и младшего  школьного образования.

Метод Волковой Г. А.

По выражению Г. А. Волковой в основе жизни человека лежит движение, являющейся одним из основных механизмов уравновешивания в системе «организации – среда». В процессе жизни совершенствуется структурно и функционально. В основе движения метод двигательное умение и двигательный навык.

Двигательное умение и навык.

Двигательное умение - это владение в той или иной степени, техникой действия, которое требует повышенной концентрации внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.

Двигательный навык - это высокая степень владения техникой действия, при котором управление движением происходит, автоматизировано и отличается высокой надежностью.

Ритм – каждое движение осуществляется в определённом ритме. Понятие «ритм» имеет широкое употребление: можно говорить о ритме дыхания, о ритме работы, ритме сердца, стихотворном ритме, ритме прозаической речи, ритме времен года, суток, ритме работы.

Ритмика – это система физических упражнений, постоянная на связи движения с музыкой. Такие упражнения развивают чувство ритма – способность улавливать чередование сильных и слабых  долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения: постукивания ногой, качание головой, размахивания рук, и т. П. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и эмоциональную природу.

Логоритмическая ритмика – логопедическая ритмика – одно из средств развития и совершенствования моторики  и речи дошкольников с речевыми нарушениями. Сочетание движения, музыки и речи на логаритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом.

Для чего нужна логоритмика

Логопедические занятия направлены на развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти. Они развивают оптико-пространственные представления и навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство ритма и темпа, помогают научиться говорить и петь.

Упражнения логоритмики

Первая группа направлена на развитие не речевых процессов то есть крупной и мелкой моторики координации движения ориентировки в пространстве, повышения мышечного тонуса, а также других психических процессов, таких как внимание и память.

Другая группа представляет собой непосредственно речевые упражнения, развивающие правильное дыхание, способность управлять голосом, артикуляцию и мимику, восприятие речи, а также правильное звукопроизношение, темпы и интонацию речи.

  1. Музыкально-двигательные средства логопедической ритмики.

Ходьба - автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Как правило, эти упражнения являются вводными. Они способствуют формированию четкой  координации движении рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию. От занятия к занятию дети усваивают все более сложные виды ходьбы (муз. сопровождение  Т. Ломова «Марш»), ходьба на носках, с изменением регистра -  на пятках; программа Т. Сауко, А. И. Буренина  «Топ – Хлоп, малыши! », Е. Железнова «Топ – Топ».

  1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Игры – упражнения, направленные на развитие способности управлять своей мышечной системой, то есть правильно расслаблять и напрягать определенные группы мышц и произвольно совершать нужные движения. Такие упражнения используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки.

Большая и меньшая сила мышечного напряжения  соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки (Программа А. И. Бурениной  «Ритмическая мозаика»).

  1. Упражнение на развитие дыхания.

Эти упражнения способствуют выработке диафрагменного дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного вздоха. Для того чтобы внятно говорить, необходимо правильно дышать и артикулировать, поэтому логоритмика включает в себя игры – упражнения направленые на развитие дыхания, голоса и артикуляции (Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачева ,«Озвученный выдох» методика Стрельниковой.)

4.Упражнения на развитие речевого внимания.

Игровые упражнения, помогают активизировать, расширять и переключать внимание и тренируют память. Любому ребенку важно научиться распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая (слушаем мажор – минор).

  1. Речевые упражнения.

(Используются на логоритмических занятиях с музыкальным сопровождением  мелодекламации  и без него.)

Их задача ритмичное проговаривание стихотворного текса с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмичной основой для выполнения определённых движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшает координацию движений. Для детей дошкольного возраста более удобные стихотворные, мелодекломации  где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза (А ты баты – шли солдаты левой  правой на парад идет отряд).

  1. Упражнение на развитие чувства темпа.

Темп – это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи рукам. Затем включаются движения ногами: ходьба, бег. Прежде всего отрабатываются 2 темпа движений – медленный и быстрый, затем вводиться понятие «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушением речи отрабатываются в упражнении на построение и перестроение движений змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка  (Мишка косолапый по лесу идет)

  1. Игры на музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой моторики и слуха, формируется чувство музыкального ритма, улучшается внимание, память.

  1. Пение

В пение вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи. При подборе песенного материала должен быть учтён певческий диапазон ребенка. У детей 5-6 лет от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6-7 лет от «ре» первой октавы до «до» второй октавы. При воспитании вокальных навыков необходимо уделить большое  внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох) работе над четкой и ясной дикции. В мелодии песни должны быть короткие интервалы, музыкальная фраза должны быть простой. Темп исполнения медленный или средний.

Текст песен подбирается с учетом конкретной направленности логопедического занятия. (О. С. Бромыкона)

  1. Упражнение н развитие мелкой моторики.

Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определённом речевом материале (мы фонарь зажжём, Е. Косинова «Развитие моторики»)

10.Развитие мимики и артикуляции.

Игры этого раздела логоритмики улучшают мимическую и артикуляционную моторику, то есть произвольную подвижность челюсти, губ, щек, и языка. (Артикуляционная гимнастика) Е. Косинова «Гимнастика для развития речи»

  1.  Развитие фонематического слуха.

Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, он не правильно произносит слова. Этот раздел направлен на развитие фонематического внимания и восприятия на различения на слух звуковых единиц языка (О. Боромыкова «Капризные лягушки»)

  1.  Заключительные упражнения.

Эти упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Выполняются в конце логоритмического занятия. Используются разные виды упражнений: ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения (релаксация).

Заключение

Занятие следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей, так как не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме.

Так  детей с диагнозом ОНР занятия строится особенно эмоционально с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Распевки следует делать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и туже тему лучше повторять по 2-4 раза, пока они не усвоят, а распевки на гласные - петь долго: с сентября по октябрь, а иногда и по ноябрь. Часто приходится занижать требования с детьми старшей группы, заниматься по материалу средней или даже младшей группы.

Речь, музыка и движения должны быть очень тесно взаимодействовать, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования.  Но главное выразительность в пение детей. Кроме этого слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.

Все это вместе позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....