Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Серкова Ирина Ивановна

Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата

(принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serkova_bioenergoplastika.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

         Серкова Ирина Ивановна

Учитель-логопед

МДОУ " Детский сад №9 " Радуга"

 г. Балабаново, Калужская область.

Биоэнергопластика

( для детей - логопатов старшего дошкольного возраста).

г. Балабаново 2012

        Учёные, занимающиеся вопросами развития речи, указывают на то, что одной из важнейших проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с патологиями в развитии речи.

        Анализ специальных литературных источников позволяет говорить о том, что существует стойкая связь интеллектуального и речевого развития ребёнка со степенью сформированности у него мелкой моторики пальцев рук. Сведения, приводимые в литературе, указывают, на то, что с помощью тренировки тонких движений пальцев рук повышается уровень развития речи. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

        Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки [3].

        Изученная литература позволяет говорить о том, что сочетанные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, и раскрепощены, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, - а это - в свою очередь, положительно влияет на повышение уровня развития интеллектуальной деятельности детей, совершенствует  координацию движений и мелкую моторику.

        Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не " участвует" При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

        Постепенно к артикуляционным движениям подключаются сначала движения одной кисти - ведущей руки. Затем подключается вторая рука.

        Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

        Такого рода  гимнастике, для развития подвижности артикуляционного аппарата необходимо продолжаться весь учебный год. При этом важным аспектом является ритмичность  и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

        Комплекс упражнений, который представлен далее,  показывает возможные комбинации, непосредственно, упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастик.         Данный комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

        Следовательно, систематическое выполнение детьми дошкольного возраста, страдающими проблемами в развитии речи, подобных упражнений позволит наиболее эффективно усвоить систему нормативного звукопроизношения.

        

Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата

(принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата):

Упражнения для артикуляционного аппарата

Упражнения для «ведущей руки»

Упражнения для обеих рук

I.Упражнения для нижней челюсти.

1. Широко раскрыть рот. Затем закрыть.

Ладонь лежит на столе. Пальцы сомкнуты. В момент открытия рта, поднять ладонь, держа её основание на столе. В момент закрытия рта опять положить ладонь на стол.

Во время выполнения движения руки полусогнуты в локтях.

Ладонь лежит на ладони. Пальцы сомкнуты. В момент открытия рта, не размыкая запястий раскрыть ладони. В момент закрытия рта опять положить ладонь на ладонь.

2.Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев руки.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно.

3.Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони. Затем положение рук меняется.

4. «Заборчик» - верхние зубы «стоят» на нижних зубах. Губы в улыбке.

Ладонь правой руки лежит на столе. Пальцы сомкнуты. Правая ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот)

Ладонь правой руки лежит на ладони левой руки. Пальцы сомкнуты. Правая ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти. Затем положение рук меняется.

II.Упражнения для губ.

1.«Улыбка» - «Трубочка».

Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны – «улыбка». Сведение пальцев – «трубочка».

Ладони на расстоянии. Разведение пальцев в стороны – «улыбка». Сведение пальцев – «трубочка». Движение выполняются обеими руками одновременно.

2.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

III.Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна).

1. «Болтушка» - движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

Ладони с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

2. «Часики»- движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо - влево

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируются движения маятника часов – кисти рук с выставленными пальцами качаются вправо - влево

3. «Качели» - движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – «качели» вниз; ладонь поднимается – «качели» вверх.

Ладони с сомкнутыми пальцами на расстоянии, тыльной стороной смотрят вниз – «качели» вниз; ладони поднимаются – «качели» вверх.

4.Круговые движения языком.

Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

Круговые движения кистями рук, пальцы в кулаке. Движения обеих рук выполняются одновременно.

5. «Лошадки» - щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

Кисти рук на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. «Лопатка» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

В момент показывания «лопатки» похлопывать кистями обеих рук по столу.

7. «Иголочка»- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца,  собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки».

«Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки».

«Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак. Работают одновременно обе руки.

8. «Желобок» - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Скрестить указательный и средний палец руки.

Скрестить указательный и средний палец руки. Движения выполняются одновременно обеими руками.

9. «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола обеими руками одновременно в момент натягивания уздечки.

10. «Чашечка» - широкий язык в форме «чашечки» поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме «чашечки». «Чашечка» смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме «чашечки». «Чашечки» из рук смотрят вниз – рот закрыть.

Ладони обеих рук в форме «чашечки». «Чашечки» смотрят вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме «чашечки». «Чашечки» из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по ладони другой руки. Затем положение рук меняется.

12. «Накажем непослушный язык»- покусывать широкий кончик языка.

Постукивание подушечками пальцев по столу.

Постукивание подушечками пальцев по столу обеими руками одновременно.

Идея  заимствована: Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников  // Интернет ресурс. - // http://ds82.ru/doshkolnik/193-.html                   

Список литературы:

  1. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
  2. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
  3. Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников // Интернет ресурс.- http://festival.1september.ru/articles.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем-   звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»

Обратите внимание, какие звуки произносит ваш малыш. Если он радостно лепечет: «ав-ав», подхватите эту «фразу» и повторяйте за ним. Вы увидите, как это понравится самому ребёнку. Лучше такие мини-игры...

Картотека комплекса упражнений для развития органов артикуляционного аппарата

Картотека комплекса упражнений для развития органов артикуляционного аппарата...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»

К шести месяцам ребенок уже многое умеет: лепечет, удерживает игрушку, играет с ней. Чтобы малыш развивался в соответствии со своим возрастом, достаточно систематически заниматься с ним, выполняя ряд ...