Картотека игр и игровых упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа)
подборка игр и игровых упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата, которые можно проводить дома с ребенком
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и игровых упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Для развития подвижности артикуляционного аппарата необходимы специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участвующих в речевом процессе.
И именно артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Педагогам и родителям рекомендуем следующие игровые упражнения, которые можно проводить самостоятельно, в домашних условиях.
Игра «Тополиный пух».
Цель: развивать артикуляционный аппарат, воображение.
Описание: положить на ладонь ребенку кусочек ваты, попросить ее сдуть. Усложняя задачу, положить несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т. п.
Игра «Водяные пузыри».
Цели: развивать артикуляционный аппарат; познакомить со свойствами вещества.
Игровой материал и наглядные пособия: соломинка для коктейля, емкость с водой.
Описание: научить ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предложить менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксировать внимание ребенка на том, какие пузыри получаются при этом.
Игра «Гол!».
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Описание: сделать на столе арку (ворота) из кубиков или строительного материала (конструктора). Положить перед ребенком ватный шарик или перышко, предложить «задуть» его в ворота.
Игра «Шелест ветра».
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Описание: в межкомнатном проеме повесить бумажные полоски. Предложить ребенку побыть ветром и подуть на них: «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!»
Игра «Мотоцикл или КамАЗ».
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Описание: предложить ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем легкового автомобиля, грузовика, подув на сближенные губы, вызывая их вибрацию. Обращать внимание на то, как меняются громкость, тембр, интонации голоса.
Игра «Зарядка для языка».
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Описание: рассказать ребенку сказку, повторяя вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок (высунуть язычок). Как назывался его дом? Правильно, рот. (Улыбнуться.) Как и в любом доме, там были потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее нёбо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие. Отгадай, что это за двери? Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. (Показать зубы.) Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался - и так несколько раз. (Приоткрыв рот, высунуть кончик языка 2-3 раза.) Осмелев, язычок выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. (Повернуть кончик языка вправо, влево, вверх, вниз, убыстряя темп.) Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. (Провести кончиком языка по краю губ.) Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделать губы трубочкой, втянуть в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки (высунуть, засунуть язык). Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (провести языком по внешней и внутренней стороне зубов)».
«Дудочка»
Вытянуть губы вперёд, словно собираясь подуть в дудочку. Удерживать позицию 7-15 секунд.
«Заборчик»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Улыбнуться, широко раскрыв рот и показав верхние и нижние зубы. Удерживать губы в натяжении и считать до десяти.
«Кролик»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Поднять верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы, как у кролика. Повторить это движение несколько раз.
«Злая лошадка»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Сжать зубы и поднять верхнюю губу, обнажая десны, как будто лошадь скалится. Удерживать эту позу 5 секунд.
«Пятачок»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Сжать губы в круг, как будто пытаясь сделать пятачок, и задержать эту позу на 7 секунд.
«Лошадка»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Цокать языком, как скачущая лошадка. Повторить движение 12-15 раз.
«Лопни шарик»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Надуть щеки и держать воздух внутри, затем «лопнуть шарик», резко выпуская воздух.
«Хомяк»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Надуть щеки и держать воздух, словно хомяк, который спрятал еду в щеках. Удерживать 7-15 секунд.
«Рыбка»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Сжать губы так, чтобы они втянулись внутрь, как у рыбки. Удерживать эту позу несколько секунд.
«Чистим зубки»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Имитировать чистку зубов языком, двигая его по верхним и нижним зубам.
«Обезьянка»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Опустить нижнюю губу и показать нижние зубы, как обезьянка.
«Бульдог»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Сжать зубы и вывернуть нижнюю губу вперед, как у бульдога.
«Кружок»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Сделать языком круговые движения внутри рта, касаясь верхних и нижних зубов.
«Где конфета?»
Цель: развивать артикуляционный аппарат.
Прятать язык за щекой, как будто ищете конфету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста
Советы для родителейУпражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста...

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации движений у детей дошкольного возраста.
Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации движений у детей дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
эти игры и упражнения помогут воспитателям развивать у детей сенсорные способности...

Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста...

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР
Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями - текучестью, необратимостью, отсутствием наг...

Картотека нейропсихологических игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия» для детей дошкольного возраста
Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарн...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей дошкольного возраста
Данный комплекс упражнений поможет воспитателю в игровой форме показать детям как можно "почувствовать время"....