Технология развития подвижности артикуляционного аппарата
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павличенко Мария Владимировна

Предварительный просмотр:

Технология развития артикуляционной моторики

У многих детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Работа осуществляем по двум направлениям:

формирование кинестетической основы движения,

формирование кинетической основы движения.

На данном этапе коррекционной работы эффективно использование специфических (двигательно-кинестетического, слухо-зрительно-кинестетического) методов.

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается новое ощущение – приподнимание верхней губы.

Использование слухо-зрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухо-зрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую интерактивные формы:

- элементы биоэнергопластики;

- встречи с героями «Весёлых полянок»;

- сказочные истории из жизни Язычка с использованием картинок- образов.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.

2. Дифференцированность движений – движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).

3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.

4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.

5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.

6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.

7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Есть общеразвивающие упражнения, а есть упражнения для выработки артикуляции определённой группы звуков. Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках   помогает:

  • формировать кинетико – кинестетическую основу движений,
  • развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,
  • воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность
  • поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

В результате применения этой технологии у ребёнка:

- укрепляется артикуляционный аппарат;

- развивается его сила и подвижность;

- становятся доступны движения, необходимые для произнесения нарушенных звуков

- поддерживается интерес к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения.

 После этого этапа можно переходить непосредственно к постановке отсутствующих звуков.



Предварительный просмотр:

Самомассаж языка

  1. Язык погладить губами.
  2. Язык похлопать губами: пя-пя-пя…… (язык высунуть изо рта)
  3. Язык похлопать зубами: та-та-та…..    (язык высунуть изо рта)
  4. Язык погладить зубами.
  5. Язык похлопать зубами: та-та-та….. (язык высунуть изо рта)
  6. Язык похлопать губами: пя-пя-пя…… (язык высунуть изо рта)
  7. Язык погладить губами.

Самомассаж языка

  1. Язык погладить губами.
  2. Язык похлопать губами: пя-пя-пя…… (язык высунуть изо рта)
  3. Язык похлопать зубами: та-та-та…..    (язык высунуть изо рта)
  4. Язык погладить зубами.
  5. Язык похлопать зубами: та-та-та….. (язык высунуть изо рта)
  6. Язык похлопать губами: пя-пя-пя…… (язык высунуть изо рта)
  7. Язык погладить губами.

Самомассаж языка

  1. Язык погладить губами.
  2. Язык похлопать губами: пя-пя-пя…… (язык высунуть изо рта)
  3. Язык похлопать зубами: та-та-та…..    (язык высунуть изо рта)
  4. Язык погладить зубами.
  5. Язык похлопать зубами: та-та-та….. (язык высунуть изо рта)
  6. Язык похлопать губами: пя-пя-пя…… (язык высунуть изо рта)
  7. Язык погладить губами.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. «Улыбка»

Губы сомкнуты, зубы не видны. Улыбнуться.

Удерживать улыбку под счет до 10.

  1. «Трубочка»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке У. Удерживать  под счет до 10.  

                   

  1. «Улыбка-Трубочка»

Чередовать упражнения.

  1. «Бегемотик»

Широко открыть рот, досчитать до 5, закрыть рот. Повторить пять раз.

  1. «Лопаточка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 10.

  1. «Иголочка»  

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед и удерживать в таком положении под счет до 10.  

                           

  1. «Лопаточка-Иголочка»

Чередовать упражнения.

  1. «Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать  под счет до 10.  

                   

  1. «Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним зубам с внутренней стороны, затем к нижним зубам. Выполнить 5-7 раз.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики

Игровые приёмы и формы работы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков. 

Работа по развитию основных движений  органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

При проведении артикуляционной  гимнастики используются игровые приемы.   При разучивании и отработке артикуляционных упражнения весьма эффективным является приём «обыгрывания» отдельных артикуляционных движений, поз или всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно - игровую ситуацию.

• «Пальцевый дождик» — постукивание подушечками пальцев по губам.

• «Клоунская улыбка» — растяжка губ с фиксацией в уголках рта.

• «Кривые рожицы» — ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.

• «Дракоша» — удерживание оскала верхних и нижних зубов.

• «Птичка» — верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.

• Растирание губ маленькими мячиками tetra-kid.

Примечание: время стимуляции губ — до 3 мин.

• «Поцелуйчик» — вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.

• «Клоун» — вытягивание губ — растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.

• «Мартышка» — вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

• «Никому не скажу!» — втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.

• «Кусака» — прикусывание нижней губы верхними зубами.

• «Капризка» — втягивание нижней губы под верхнюю.

• «Слоненок» — вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).

• Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.

• Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого — в игровой форме делать попытки отобрать трубочку (выдернуть ее из губ ребенка).

Эти упражнения хорошо выполняются, когда ребенок ест любимое лакомство. Каждую ложечку можно сопровождать совместными движениями:

• «Все проглотил?» — высовывание языка.

• «Достань ложечку» — поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Язык удерживает ложку возле уголка губ.

• Облизывание губ.

Для упражнения «Качели» можно рекомендовать следующие игровые ситуации:

• «Язык делает зарядку»,

• «Язык и ребёнок качаются на качелях».

При этом можно сопровождать движение стихотворным текстом:

На качелях я качаюсь

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Выше крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Для упражнения «Парус» - дети на лодке с парусом переплывают через реку в лес, который на другом берегу реки.

Игровой приём «Ступеньки у крыльца» используется для выработки подъема языка на верхнюю губу, к носу, высовывания вниз к подбородку.

Ко всем упражнениям различных артикуляционных комплексов могут быть подобраны соответствующие игровые вводные упражнения, задающие ту или иную условно – игровую ситуацию. Например, для упражнения на подготовку артикуляции свистящих звуков используются следующие приёмы:

Посмотри на картинку: Звукознайкин отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с.

А сейчас помоги Звукознайкину-дровосеку заготовить дрова на зиму, начинай вместе с ним пилить осинку. Пила пилит и мягко свистит: с'-с'-с'-с.

В лесу комаров — полным-полно, замучили вас со Звукознайкиным, и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звонит своим твёрдым голосом: з-з-з-з, а ему вторит маленький комаришка, выводит мягким звонким голоском: зь-зь-зь-зь. Подразни комаров — позвени твёрдым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими, как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся.

Представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа. Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц — слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички.

Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на создание эмоционально-игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определённую деятельность, длительность, удерживания артикуляционной позы и др. Примером может служить игровое условие к упражнению для постановки шипящих звуков  «Парус», где результат игрового действия может быть достигнут только при условии удерживания артикуляционной позы определенное время, например до счета I 5-20.

В качестве иллюстраций можно привести также игровые условия для других упражнений:

• «Чашечка» («Сделаем так, как было у фокусника, чтобы чашечка не упала и не разбилась»,

• «Маляр» («Потолок нужно покрасить, как следует, краска должна ложиться ровно, а не пятнами»,

• «Дятлы перестукиваются» (выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих в разных концах небольшою леса).

Игровые ситуации, создаваемые словесными описаниями, во всех случаях подкрепляются соответствующими картинками (в альбомах детей) или простыми по форме пособиями. Например:

• к упражнению «Парус» - ситуационная картинка-иллюстрация с изображением реки; плоскостная фигурка лодочки с парусом, передвигаемая за нитку по вкладышу (или по стержню в прорези макета);

• к упражнениям «Качели», «Ступеньки» - иллюстрация с перемещаемой по ней фигуркой смешного «язычка», поднимающегося по ступенькам к дому, спускающегося с крыльца, раскачивающегося на качелях.

Ко многим артикуляционным упражнениям могут быть подобраны сразу несколько условно-игровых вводных ситуаций. Например, для обыгрывания подъема широкого языка вверх, к альвеолам «Парус», «Штора на окне» и др.

Варьирование игровых вводных упражнений и, соответственно, применение различного иллюстративного материала позволяют обеспечивать необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению

артикуляционной гимнастики

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

  1. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

  1. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

  1. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

  1. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

  1. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

  1. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

  1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.
  3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.
  4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.
  5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Гимнастика для губ и языка.

1. «Рыба».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

2. «Лягушка».

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

3. «Хоботок».

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

4. «Заборчик».

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

5. «Бублик».

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

6. «Лопата».

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

7. «Иголочка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5.

8. «Чистим зубы».

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

9. «Качели».

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

10. «Вкусное варенье».

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

11. «Ступеньки».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

12. «Чашечка».

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.

13. «Индюшата».

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

14. «Маляр».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

15. «Дятел».

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.

16. «Лошадка».

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

17. «Грибок».

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.

18. «Гармошка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.

Развитие речевого дыхания.

Для всех упражнений:

Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются.Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5.

  1. «Мыльные пузыри».
  2. «Сдуй листочек».

Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.

  1. «Забей гол в ворота».

На столе построить «ворота» из кубиков.

Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам;

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Язык иголочкой потом.

И потянем острием.

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

Язык широкий положи

И под счет его держи.

Получилась пиала –

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

Индюшата-малышата

Ножками топочут,

Весело болбочут:

БЛ – БЛ – БЛ.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

Целый день я стучу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Д-Д-Д-Д-Д.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

На лесной опушке

Вырос гриб-волнушка.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Упражнения для развития подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

  1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.

  1. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.

  1. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.

  1. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.

  1. Языком вытягивать верхнюю губу.

  1. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.

  1. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.

  1. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

  1. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.

  1. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.



Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. «Улыбка»

Губы сомкнуты, зубы не видны. Улыбнуться.

Удерживать улыбку под счет до 10.

  1. «Трубочка»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке У. Удерживать  под счет до 10.  

                   

  1. «Улыбка-Трубочка»

Чередовать упражнения.

  1. «Бегемотик»

Широко открыть рот, досчитать до 5, закрыть рот. Повторить пять раз.

  1. «Лопаточка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 10.

  1. «Иголочка»  

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед и удерживать в таком положении под счет до 10.  

                           

  1. «Лопаточка-Иголочка»

Чередовать упражнения.

  1. «Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать  под счет до 10.  

                   

  1. «Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним зубам с внутренней стороны, затем к нижним зубам. Выполнить 5-7 раз.



Предварительный просмотр:

10. «Пароход»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук Ы («как гудит пароход»).

11. «Самолет»

Рот открыт. Губы в улыбке. Длительно произносить звук Ы, одновременно просовывая кончик языка между зубами. Слышится звук Л.

12. «Чистим зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Узким кончиком языка поглаживаем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

13. «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения. Потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

14. «Беззвучно пощелкать кончиком языка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались.

15. «Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

16. «Змейка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Следить, чтобы рот не сужался.



Предварительный просмотр:

10. «Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, губы - в улыбке.

11. «Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет до 10.

12. «Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

13. «Дождик»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, губы - в улыбке.

14. «Пулемет»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, губы - в улыбке.

15. «Фырканье»

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали.

16. «Маляр»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.



Предварительный просмотр:

10. «Рупор»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке О. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать под счет до 10.

11. «Заборчик»- «Рупор»- «Трубочка»

Чередовать упражнения. Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков И-О-У.

12. «Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, губы - в улыбке.

13. «Дождик»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, губы - в улыбке.

14. «Маляр»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

15. «Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

16. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена. Удерживать под счет до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.



Предварительный просмотр:

10. «Чистим зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком снизу-вверх.

11. «Пирожок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок». Удерживать под счет до 10.

12. «Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Удерживать под счет до 10.

13. «Самосвал»

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны,  за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

14. «Песенка И»

Зубы «заборчиком», губы в улыбке. Длительно тянуть звук И.

15. «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 7.

16. «Задуй свечу»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Длительно произносить звук ф. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы произносился звук ф, а не х.

17. «Подуй в трубочку»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на салфетку, находящуюся на расстоянии 10-15 см ото рта. Дуть на одном выдохе. Следить, чтобы не надувались щеки.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Школа №7

Технология развития артикуляционной гимнастики

(Пожиленко Е.А., Воронина

Л.П., Косинова Е.М. и др.).

Г.О.Долгопрудный


Пояснительная записка

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

 Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

 Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубокопереживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель:

1. Выработка определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные.

2. Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.

2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.

3. Вырабатывать правильное речевое дыхание.

4. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Этапы работы

1.подготовительный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком создание положительного интереса к занятиям. Этому способствуют различные игровые персонажи. Занятие у зеркала, разнообразная наглядность. Отработка артикуляционных упражнений. Дети знакомятся с упражнением для губ, языка, челюсти, тренировка в правильном выполнении перед зеркалом.

2.Этап основной. Отработка правильной артикуляции звука состоящая из комплекса специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности и дифференцированности движения органов, участвующий в речевом процессе по постановке звука. Используются различные артикуляционные сказки о весёлом язычке, стихотворения, наглядные пособия такие как «Лягушонок», «Домик для звука», «Тучка».

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

  • рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
  • намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
  • поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.«Непослушные губки». Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.«Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.«Рыбки разговаривают»:

  • хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;
  • щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».

5.«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6.«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

7.«Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

8.«Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.«Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

  • удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);
  • удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.«Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:

  • помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;
  • вытягивание языка вперед и убирание его назад;
  • стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2.«Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3.«Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4.«Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.

5.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6.«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.«Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

8.«Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.«Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.«Фасолька». При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.«Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.«Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.«Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17.«Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

18.«Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.

19.«Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.

20.«Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21.«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22.«Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.«Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.«Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.«Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.

26.«Дразнилка». Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Предлагаем комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.

  1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
  2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно , избегая резких движений.
  3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
  4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
  6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
  7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони.Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
  8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
  9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
  10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

 

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.«Спать хочется»:

  • позевывать с открытым и закрытым ртом;
  • позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2.«Горлышко болит»:

  • произвольно покашливать ;
  • хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
  • покашливать с высунутым языком;
  • имитировать полоскание горла с запрокинутой головой;
  • полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром);
  • глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);
  • глотать капли воды, сока.

3.«Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

  • стону;
  • мычанию;
  • свисту.

6.«Силач»:

  • запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка;
  • опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;
  • запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук;
  • выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

7.Произносить гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке.

  1. «Ишачок». Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.

 9.Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Комплексы артикуляционной гимнастике.

Целенаправленные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

I.  Первый комплекс, включает основные упражнения, игры – общая артикуляционная гимнастика.

II.  Второй комплекс, включает упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

III. Третий комплекс, включает упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.

IV. Четвертый комплекс, включает упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «л».

V.  Пятый комплекс, включает упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «р».

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положения губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата(принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения ...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Нейрогимнастика - средство стимуляции подвижности артикуляционного аппарата

Публикация содержит основные  упражнения с использованием нейрогимнастики для тренировки подвижности артикуляционного аппарата....

Нейрогимнастика - средство стимуляции подвижности артикуляционного аппарата

Публикация содержит основные  упражнения с использованием нейрогимнастики для тренировки подвижности артикуляционного аппарата....