Нейрогимнастика - средство стимуляции подвижности артикуляционного аппарата
тренажёр по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Наталья Васильевна Попова

Публикация содержит основные  упражнения с использованием нейрогимнастики для тренировки подвижности артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyrogimnastika.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                    Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:

- получение необходимой энергии для обучения;

- повышение работоспособности;

- снижение утомляемости детей;

- активизация мыслительной деятельности и развитие памяти;

- развитие артикуляционной ,  общей и мелкой моторики;

- благоприятное влияние на процессы чтения и письма;

- формирование внутренней уверенности в своих силах, особенно при публичных выступлениях (это очень важный момент, потому что ребенку в школе часто придется выступать перед классом с различными докладами).

           Артикуляционные упражнения составляют основу для постановки нарушенных звуков речи. Артикуляционная гимнастика с использованием нейростимуляции повысит интерес детей к её выполнению,  улучшит состояние мышц  и увеличит количество нейронных связей мозга.

«Улыбка» - губы с силой растягиваются в улыбке, зубы во фронтальной плоскости (не в прикусе!). Указательные пальцы рук в углах рта оказывают сопротивление.

«Трубочка» - с одновременным вытягиванием губ трубочкой выставляются вперёд указательные пальцы. Губы двигаются влево – вправо, по кругу с однонаправленными движениями рук. На втором этапе  выполняются разнонаправленные движения губ и рук. На третьем они синхронизируются с однонаправленными, затем – с разнонаправленными движениями глаз.

«Уточка»- вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперёд как можно сильнее, массирая их и стремясь изобразить клюв уточки.

Покусывание, почёсывание губ зубами.

Покусывание, похлопывание, растирание щёк.

«Хомяк» - дети шагают с закрытыми ртами (хомяк идёт по лесу). Надувают обе щеки и разводят руки в стороны (вот какой хомяк сытый). Затем втягивают щёки и прижимают руки к животу (а такой - голодный). Поочерёдно надувается то одна щека, то другая; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека (нашёл хомяк зерно и гоняет из одной щеки в другую). На втором этапе щёки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На третьем этапе _ присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз. Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом (пришёл хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так!)

«Язык - путешественник» - а) Высовывать язык вперёд, удерживать его по средней линии. Руки на поясе (вышел язычок на улицу. Ай! Холодно!. И спрятался в домик).

б) Рот приоткрыть. Облизывать языком губы по кругу (оделся тепло, вышел в двор и облизнулся).

в) Рот открыть. Облизывать кончиком языка верхнюю губу (вспомнил как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так!)

г) Поднимать язык вверх – вниз (до верхней и нижней губы), одновременно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперёд-назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на третьем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз). (Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач!.)

д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На втором этапе дополнения те же, что и в (г) (Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой? Вот так! Тик-так!)

е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом на поясе. Это упражнение сначала проводится с ведущей рукой, потом неведущей, затем -  с обеими. На втором этапе движения языка и рук носят реципрокный характер: язык вверх – рука вниз, язык влево – рука вправо и т.д. На третьем этапе отработанные ранее глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправленно с движениями рук, а затем – реципрокно. (Решил язычок поиграть в стрелочки. Вот так!)

ж) Рот открыть. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе. (Замёрз язычок и, чтобы согреться стал прыгать и цокать, как лошадка, вот так.)

з) С силой (до боли) выкидывать 8 – 10 раз язык вперёд, изображая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасывать вперёд и выпрямлять их. (а потом язычок стал играть в змейку. Вот так! Выкинул язычок со всей силы вперёд и обратно спрятал.)

и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе. (Покусал, почесал себя язычок, чтобы не замёрзнуть. Вот так!)

к) Цокать, стоя на месте, руки на поясе. (Потом опять поиграл немного в лошадок и побежал домой – обедать и спать.)

Составлен по материалам программы «Дельфины» для детей 4-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата(принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения ...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильно...

Нейрогимнастика - средство стимуляции подвижности артикуляционного аппарата

Публикация содержит основные  упражнения с использованием нейрогимнастики для тренировки подвижности артикуляционного аппарата....

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата

Технология развития подвижности артикуляционного аппарата в ДОУ....